Дело № 2а-2500/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Норильск Красноярского края 04 сентября 2017 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крючкова С.В.,
при секретаре Цыганковой Н.С.,
с участием представителя административного истца Котбашьян С.С.,
представителя административного ответчика Руденко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Филиппенко И.В. к Управлению имущества Администрации города Норильска о признании незаконными действий по нарушению административных процедур и нарушения сроков в связи с невыдачей выписки из реестра недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Филиппенко И.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению имущества Администрации города Норильска о признании незаконными действий по нарушению административных процедур и нарушения сроков в связи с невыдачей выписки из реестра недвижимого имущества. Требования мотивированы тем, что административный истец обратилась в Управление имущества Администрации города Норильска с заявлением от 02.08.2017 о получении выписки из реестра муниципальной собственности. В нарушение Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 №, административный ответчик не предоставил до настоящего времени надлежащим образом оформленную выписку из реестра, включающую сведения о муниципальном недвижимом имуществе, срок передачи выписки из реестра истек 12.08.2017. На основании изложенного Филиппенко И.В. просит признать незаконными действия Управления имущества Администрации города Норильска в связи с нарушением административных процедур и нарушение сроков в связи с невыдачей выписки из реестра недвижимого имущества, обязать Управление имущества Администрации города Норильска подготовить и передать административному истцу надлежащим образом оформленную выписку из реестра муниципальной собственности раздел 1 «Сведения о недвижимом имуществе», обратить решение к немедленному исполнению.
В судебное заседание административный истец Филиппенко И.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, подала заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя Котбашьян С.С. (л.д. 12).
В судебном заседании представитель административного истца Котбашьян С.С., действующая в соответствии с доверенностью (л.д. 47-50), административный иск поддержала по указанным основаниям, пояснила, что фактически с заявлением административный истец обращалась 01.08.2017, а не 02.08.2017, как ошибочно указано в административном исковом заявлении. При подаче данного заявления Филиппенко И.В., действительно, не указала наименование и/или месторасположение объекта, имела намерение получить сведения из раздела 1 реестра муниципальной собственности «Сведения о недвижимом имуществе» в отношении всего муниципального имущества, чтобы затем воспользоваться возможностью выбора объекта для подачи заявления о предоставлении объекта взамен арендованного. Административный истец полагает, что отсутствие указания на наименование и/или месторасположение объекта не давало права административному ответчику отказывать в выдаче выписки из реестра.
Представитель административного ответчика Руденко Т.В., действующая в соответствии с доверенностью (л.д. 19, 51-53), административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменном возражении (л.д. 15-18), пояснив, что при подаче заявления о получении выписки из реестра муниципальной собственности Филиппенко И.В. не указала наименование и/или месторасположение объекта, в связи с чем в соответствии с требованиями утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от 19.03.2013 № Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению информации (выписки) из Реестра собственности муниципального образования город Норильск Филиппенко И.В. отказано в предоставлении выписки из реестра собственности муниципального образования город Норильск, о чем в адрес административного истца направлено письменное уведомление.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, явка которого не признана обязательной.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что 01.08.2017 в адрес Управления имущества Администрации города Норильска от Филиппенко И.В. поступил запрос, в котором административный истец, руководствуясь пунктом 8 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства Экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 №424, просила в течение 10 дней представить надлежащим образом заверенную выписку муниципального имущества в отношении недвижимого имущества муниципальной собственности г. Норильска, то есть предоставить сведения из раздела 1 Реестра, при этом наименование и/или месторасположение объекта (объектов) Филиппенко И.В. не указала (л.д. 55).
09.08.2017 (исх.№) Управлением имущества Администрации города Норильска в адрес Филиппенко И.В. направлено уведомление, согласно которому предоставить информацию (выписку) из Реестра собственности муниципального образования город Норильск не представляется возможным, в связи с отсутствием в заявлении информации о наименовании объекта и его месторасположении (л.д. 56).
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" (далее – Приказ №424), устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах.
В соответствии с пунктом 2 Приказа №424, объектами учета в реестрах являются:
- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, определенное в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимости);
- находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
Согласно пункту 3 Приказа № 424 ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан, в том числе, обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.
Подпунктом 3 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования город Норильск, утвержденного решением Норильского городского Совета Красноярского края 24.02.2000 № 386 (далее - Устав), владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 42 Устава Администрация города Норильска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами Красноярского края. Администрация города обладает правами юридического лица и от имени муниципального образования город Норильск владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и краевыми законами, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами Городского Совета.
В соответствии с п.п.1 п.1 Положения об Управлении имущества Администрации города Норильска, утвержденного Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 11.12.2012 N 7/4-125 "Об утверждении Положения об Управлении имущества Администрации города Норильска" (далее – Положение об Управлении имущества), Управление имущества является структурным подразделением (функциональным органом) Администрации города Норильска, созданным в целях осуществления функций и полномочий по управлению (владению, пользованию и распоряжению) имуществом (за исключением жилых помещений), находящимся в собственности муниципального образования город Норильск, а также в области земельных отношений на территории муниципального образования город Норильск.
Основными задачами Управления имущества Администрации города Норильска являются, в том числе:
- осуществление и защита прав собственности на объекты, являющиеся муниципальной собственностью муниципального образования город Норильск;
- формирование и ведение Реестра собственности муниципального образования город Норильск, за исключением жилых помещений (пункт 2 Положения об Управлении имущества).
Подпунктом 3.22. пункта 3 Положения об Управлении имущества Администрации города Норильска на административного ответчика возложена обязанность ведения Реестра собственности муниципального образования город Норильск в пределах своей компетенции, информационно-справочное обслуживание и предоставление выписок из данного реестра.
Как следует из пункта 4 Приказа №424, реестр собственности муниципального имущества состоит из 3-х разделов:
- в раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения;
- в раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом имуществе;
- в раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником).
Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров. Предоставление сведений об объектах учета осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным на ведение реестра, на основании письменных запросов в 10-дневный срок со дня поступления запроса (пункт 8 Приказа №424).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – ФЗ № 210).
В статье 2 ФЗ № 210 определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе:
- муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований;
- заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме;
- административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, оказываемых Администрацией города Норильска, утвержденным Постановлением Администрации города Норильска от 31.12.2010 N 540, Постановлением Администрации города Норильска от 19.03.2013 №95 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению информации (выписки) из Реестра собственности муниципального образования город Норильск, определяющий стандарт предоставления муниципальной услуги по предоставлению информации (выписки) из Реестра собственности муниципального образования город Норильск в отношении объектов недвижимого и движимого имущества муниципальной собственности, за исключением жилых помещений (далее - Административный регламент), сроки и последовательность действий (административных процедур), формы контроля и ответственность должностных лиц органа, предоставляющего данную муниципальную услугу. Муниципальная услуга предоставляется физическим, юридическим лицам, обратившимся в Управление имущества Администрации города Норильска за предоставлением данной муниципальной услуги (пункт 1.2 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является подготовка и выдача Заявителю информации (выписки) из Реестра собственности муниципального образования город Норильск (далее - Реестр) за подписью начальника Управления или уполномоченного им лица - специалиста отдела учета и приватизации имущества Управления; подготовка и выдача письменного ответа за подписью начальника Управления об отказе в предоставлении информации (выписки), содержащихся в Реестре.
Пунктом 2.4 Административного регламента установлены сроки предоставления муниципальной услуги:
- регистрация заявления - в день поступления заявления в Управление (письменный запрос Филиппенко И.В. датирован 01.08.2017, в Управлении имущества запрос зарегистрирован 01.08.2017 вх.№ – срок регистрации заявления не нарушен);
- рассмотрение заявления и приложенных к нему документов в срок не более пяти рабочих дней с даты регистрации заявления в Управлении;
- подготовка и выдача информации (выписки) из Реестра в течение 10 дней с даты регистрации заявления в Управлении;
- подготовка и выдача Заявителю письменного ответа за подписью начальника Управления об отказе в предоставлении муниципальной услуги в течение 10 дней с даты регистрации Заявления в Управлении (письменный ответ Управления имущества в адрес Административного истца направлено 09.08.2017 исх.№, без нарушения срока).
Пунктом 2.7 Административного регламента установлен перечень документов, на основании которых предоставляется муниципальная услуга, которая предоставляется на основании, в том числе, заявления, составленного в произвольной форме. Рекомендуемая форма заявления приведена в приложении N 1 к Административному регламенту (далее - заявление). К оформлению заявления предъявляются следующие требования: заявление должно быть написано разборчивым почерком, с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) Заявителя, адреса электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтового адреса, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Кроме того заявление должно содержать информацию о наименовании объекта, его месторасположении и подписано Заявителем или его уполномоченным представителем (подпункт «а»).
В соответствии с пунктом 2.8 Административного регламента основаниями для отказа в приеме заявления и документов для предоставления муниципальной услуги, в том числе, являются:
- заявление не соответствует требованиям подпункта "а" пункта 2.7 Административного регламента;
- заявление не содержит информации о наименовании объекта и/или его месторасположении.
Описание процедуры предоставления муниципальной услуги в текстовом виде и в виде блок-схемы; перечень, образцы документов, в том числе, рекомендуемая форма заявления о предоставлении муниципальной услуги, в соответствии с пунктом 2.16 Административного регламента размещены на информационных стендах Управления имущества, текст настоящего Административного регламента размещен на официальном сайте муниципального образования город Норильск http://www.norilsk-city.ru в сети Интернет (в публичном доступе).
Нарушений административным ответчиком Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424, судом не установлено.
Административный истец указывает, что действия должностных лиц, выразившиеся в бездействии и нарушении административных процедур и сроков предоставления муниципальной услуги, лишили ее права на получение выписки из Реестра, выбора объекта для подачи заявления о предоставлении объекта взамен арендованного в соответствии с п.12 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям.
При рассмотрении запроса Филиппенко И.В. о получении выписки из реестра муниципальной собственности от 01.08.2017 должностные лица Управления имущества действовали в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению информации (выписки) из Реестра собственности муниципального образования город Норильск, процедура предоставления муниципальной услуги не нарушена.
Следовательно, доводы административного истца о том, что административный ответчик лишил ее права на получение выписки из реестра и выбора объекта для подачи заявления о предоставлении ей объекта взамен арендованного, являются необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Филиппенко И.В. к Управлению имущества Администрации города Норильска о признании незаконными действий по нарушению административных процедур и нарушения сроков в связи с невыдачей выписки из реестра недвижимого имущества – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Крючков
Мотивированное решение составлено 11.09.2017