Дело № 12-647/2021
УИД 04RS0007-01-2021-007980-18
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
16 ноября 2021 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Доржаевой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «РесурсТранс» на постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия МТУ Ространснадзора по ДФО от 20.09.2021 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РесурсТранс», предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора ТО ГАДН по Республике Бурятия МТУ Ространснадзора по ДФО Раднажапова С.З. № 03-4621 от 20.09.2021 ООО «РесурсТранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
ООО «РесурсТранс» обратилось с жалобой на вышеуказанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Мотивирует тем, что водитель транспортного средства <данные изъяты> прошел предрейсовый медицинский осмотр дистанционно, осмотр проведен ООО «ЦДМ» на основании договора № ... от 01.02.2021. Дистанционные предрейсовые и послерейсовые осмотры являются иной формой оказания медицинских услуг, на который имеется действующая лицензия. Согласно п. 4 Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н), медицинская организация оказывает медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий по видам работ (услуг), указанным в медицинской лицензии. ООО «ЦДМ» обеспечивает обязательное проведение первичного очного осмотра водителей с оформлением заключения о допуске и указанием на то, что дальнейшее наблюдение будет осуществляться с использованием телемедицинского комплекса. Отсутствие подробной законодательной регламентации данного вопроса не является запретом на использование телемедицинских технологий для проведения таких осмотров. ООО «РесурсТранс», заключив вышеуказанный договор, в целом полагается на добросовестность исполнения своих обязанностей контрагентом, оказывающим медицинские услуги. ООО «РесурсТранс» не знало, и не должно было знать специфику оказания медицинских услуг, не являясь специалистом в данной области, то есть в действиях ООО «РесурсТранс» отсутствовал умысел на совершение данного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «РесурсТранс» по доверенности Ненштиль В.А. доводы жалобы поддержал, просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Дополнительно пояснил, что водителем предрейсовый медицинский осмотр был пройден с использованием телемедицинских технологий, все необходимые исследования были соблюдены, т.е. осуществлено измерение температуры тела и давления, пройден алкотест, по результатам водитель допущен к управлению транспортным средством.
Государственный инспектор Раднажапов С.З. с жалобой не согласился, поддержал письменные возражения на жалобу.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП ИРФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что 20.08.2021 в 13.07 час. по адресу: <адрес> сотрудниками ТО ГАДН по Республике Бурятия при проведении проверки транспортного средства марки <данные изъяты>, установлено, что водитель ООО «РесурсТранс» <данные изъяты> прошел предрейсовый медицинский осмотр без присутствия медицинского работника (путевой лист серии ...
Транспортное средство марки <данные изъяты> принадлежит на праве собственности АО «Интер РАО - Электрогенерация» (в лице филиала «Гусиноозерская ГРЭС»), на момент проверки и вплоть до настоящего времени находится в аренде ООО «РесурсТранс» (в лице филиала ООО «РесурсТранс» в г. Чита) на основании договора аренды № ... от 20.12.2017.
По данному факту 20.09.2021в отношении ООО «РесурсТранс» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст.12.31.1 КоАП РФ, постановлением от 29.09.2021 ООО «РесурсТранс» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст.12.31.1. КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Вопреки приведенным подателем жалобы доводам, суд находит, что юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «РесурсТранс» в его совершении подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений у суда не вызывает.
Как утверждал представитель ООО «РесурсТранс», что предрейсовый медицинский осмотр водителя <данные изъяты> проведен работником ООО «ЦДМ» дистанционно, в соответствии с заключенным с ООО «ЦДМ» Договором № ... оказания услуг по проведению предрейсовых/предсменных (послерейсовых/послесменных) медицинских осмотров от 01.02.2021. Применение телемедицинских технологий при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров является правомерным, запрета на применение телемедицинских технологий для проведения предрейсовых осмотров действующим законодательством не установлено.
Однако, по мнению суда позиция юридического лица основана не неверном понимании и толковании норм действующего законодательства.
Так, ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) предусмотрены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) проведение обязательных медицинских осмотров.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Частью 7 ст. 23 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, в соответствии с которой работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (далее по тексту - Порядок от 15.12.2014 № 835н).
В силу пп. 4 и 5 Порядка от 15.12.2014 № 835н, предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В соответствии с п. 8 Порядка от 15.12.2014 № 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о наличии/отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков (п. 12 Порядка от 15.12.2014 № 835н).
По результатам прохождения предрейсового, послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в пп. 2 п. 12 Порядка N 835н, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (пп. 16 и 17 Порядка от 15.12.2014 № 835н).
Согласно ч. 1 и пп. 4 и 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Видами медицинских осмотров являются, в том числе:
- предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
- послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Ч. 1 ст. 36.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.
Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий утвержден Приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н (далее –по тексту Порядок от 30.11.2017 № 965н).
Согласно ч. 2 ст. 36.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ и п. 3 Порядка от 30.11.2017 № 965н телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями в целях:
- профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
- принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).
В соответствии с пунктом 12 Порядка от 30.11.2017 № 965н телемедицинские технологии могут использоваться при оказании следующих видов медицинской помощи:
а) первичной медико-санитарной помощи;
б) специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
в) скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
г) паллиативной медицинской помощи.
Таким образом, приведенными правовыми нормами не предусмотрено проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров удаленным способом, дистанционно. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры могут выполняться только медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных положений закона суд приходит к выводу о том, что событие вмененного административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены должностным лицом правильно.
Вывод должностного лица о наличии в деянии ООО «РесурсТранс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ соответствует фактическим обстоятельствам дела и подтверждается имеющимися по делу доказательствам. Действия ООО «РесурсТранс» верно квалифицированы по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям, предусмотренным в ст. 29.10 КоАП РФ. Назначенное наказание определено в пределах санкции ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления, не допущено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия МТУ Ространснадзора по ДФО от 20.09.2021 в отношении ООО «РесурсТранс» о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ООО «РесурсТранс» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней с момента получении его копии.
Судья С.Л.Доржиева
Решение суда в окончательной форме принято 19.11.2021.