Решение по делу № 2а-1512/2017 от 15.11.2017

дело № 2а-1512/2017

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт 19 декабря 2017 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ветловой Е. Н. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании решений об отказе в выдаче градостроительного плана земельных участков незаконными,

установил:

Ветлова Е.Н. обратилась с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании решений об отказе в предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами – незаконными. В обоснование требований указано, что Ветлова Е.Н. является собственником вышеуказанных земельных участков, которые согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости отнесены к землям населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. При обращении в орган местного самоуправления с заявлениями о выдаче градостроительных планов указанных земельных участков оспариваемыми решениями административному истцу отказано в выдаче градостроительных планов земельных участков по причине того, что указанные участки расположены в середине мелиоративного объекта, на котором размещены дрены, в связи с чем, строительство индивидуальных жилых домов на указанных участках приведет к нарушению всей мелиоративной системы, а в последствии к затоплению и заболачиванию всех соседних участков. Находя отказ администрации муниципального района в выдаче градостроительных планов земельных участков, противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы, Ветлова Е.Н. обратилась с рассматриваемым заявлением в суд.

В судебном заседании административный истец Ветлова Е.Н. требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что копии оспариваемых решений получены ею посредством почтовой связи ориентировочно через пять дней после их принятия органом местного самоуправления, однако ввиду того, что точную дату получения решений она не помнит просила о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Административный ответчик администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.

Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 5 вышеуказанной статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

На основании ч. 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судом установлено, что Ветлова Е.Н. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , расположенными в с. Выльгорт Сыктывдинского района.

Как следует из материалов административного дела, 24.07.2017 Ветлова Е.Н. обратилась в орган местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский» с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги в виде выдачи градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами .

Решениями от <дата> администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в оказании муниципальной услуги в виде выдачи градостроительных планов земельных участков Ветловой Е.Н. отказано со ссылкой на то, что указанные участки расположены в середине мелиоративного объекта, на котором размещены дрены, в связи с чем, строительство индивидуальных жилых домов на указанных участках приведет к нарушению всей мелиоративной системы, а в последствии – к затоплению и заболачиванию всех соседних участков.

Как следует из материалов административного дела, Ветлова Е.Н. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением 15.11.2017, то есть с пропуском установленного законом срока на подачу такого заявления.

Из объяснений административного истца Ветловой Е.Н. установлено, что решения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> получены ею почтовой связью, при этом точной даты получения решений Ветлова Е.Н. указать не смогла. Кроме того, Ветлова Е.Н, указала о ее неинформированности о возможности оспаривания решений органа местного самоуправления в судебном порядке.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 Конституции Российской Федерации, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых органов публичной власти.

Проанализировав представленные доказательства и мотивы, по которым административный истец пропустил установленный срок для обращения в суд, в целях соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту, суд приходит к выводу о возможности восстановления Ветловой Е.Н. срока на обращение в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.Рассматривая административное дело по существу, суд исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами , собственником которых является административный истец, относятся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

Указывая, что собственник земельного участка вправе возводить на нем индивидуальные жилые дома и обслуживать их, не нарушая их разрешенное использование, и находя действия административного ответчика, выразившиеся в принятии оспариваемых решений, незаконными, Ветлова Е.Н. обратилась с рассматриваемым административным иском, разрешая который суд исходит из следующего.

Согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с частью 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.

Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.

В силу части 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю.

Иной порядок предоставления градостроительного плана земельного участка по обращению правообладателя законом не установлен.

Кроме того, положениями Градостроительного кодекса РФ не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка, а также основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения».

Таким образом, исходя из положений статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка, который носит информативный характер, по заявлению правообладателя земельного участка является обязанностью уполномоченного органа.

Как указывалось выше, земельные участки, собственником которых является Ветлова Е.Н., относятся к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства».

Основанием отказа органа местного самоуправления в выдаче градостроительных планов земельных участков явилось расположение данных участков в границах мелиоративной системы, возможное повреждение которой при строительстве жилого дома приведет к затоплению соседних земельных участков.

Между тем, анализ приведенных норм федерального законодательства в их взаимосвязи свидетельствует о том, что градостроительный план земельного участка является документом, не устанавливающим каких-либо прав и ограничений, в связи с чем, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа.

На установленные при рассмотрении дела обстоятельства доводы административного ответчика, изложенные в оспариваемых решениях, о возможных последствиях строительства жилого дома на спорных земельных участках также не могут повлиять, поскольку носят вероятностный характер и не охватываются нормами Градостроительного кодекса РФ, подлежащими применению к рассматриваемым отношениям.

Принимая во внимание, что основания отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения являются незаконными и нарушают права Ветловой Е.Н. на получение соответствующей муниципальной услуги в установленном порядке.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, при которых установлена совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых решений требованиям закона и нарушение этими решениями прав и свобод административного истца, суд, принимая во внимание положения ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ приходит к выводу о возложении на орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов Ветловой Е.Н. путем рассмотрения ее заявлений о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с требованиями статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Ветловой Е. Н. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» удовлетворить.

Признать решения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> об отказе в выдаче Ветловой Е. Н. градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами: 11, – незаконными.

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов Ветловой Е. Н. путем рассмотрения ее заявлений о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами: , – в соответствии с положениями ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 24 декабря 2017 года.

Судья Ю.В. Рачковская

2а-1512/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ветлова Е.Н.
Ответчики
АМО МР "Сыктывдинский"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
15.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
17.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2017[Адм.] Судебное заседание
19.12.2017[Адм.] Судебное заседание
24.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее