Дело № 2-259/2019
42RS0030-01-2019-000344-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Яшкинский районный суд Кемеровской области
в составе: председательствующего Хатянович В.В.
при секретаре Байгиной Ю.К.,
с участием:
- ответчика Донецкого С.А.,
- представителя ответчика Донецкого С.А.- ФИО2.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт Яшкино
20 мая 2019 года
гражданское дело по иску Департамента лесного комплекса Кемеровской области к Донецкому Сергею Алексеевичу о возмещении ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент лесного комплекса Кемеровской области (с учетом уточнения требования от 29.04.2019 г. (л.д.29-31)) обратился в суд с иском к Донецкому С.А. о возмещении ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ года в Яшкинском районе Кемеровской области на территории Яшкинского лесничества, Яшкинского участкового лесничества, урочище Пачинское, в квартале №, выделе № обнаружена незаконная рубка лесных насаждений, произведенная Донецким С.А., а именно, спилено 14 деревьев хвойных пород объемом 14,69 куб. м. на сумму 169531 (сто шестьдесят девять тысяч пятьсот тридцать один рубль). Донецкий признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 260 УК РФ и ему назначено наказание два года лишения свободы, которое на основании ст. 73 УК РФ постановлено считать условным с лишением права заниматься деятельностью по заготовке древесины, а в части разрешения иска Департамента лесного комплекса на сумму в размере 169531 (сто шестьдесят девять тысяч пятьсот тридцать один )рублей приговор был отменен, так как в исковом заявлении отсутствуют ссылки на нормы закона подлежащего применению при разрешении гражданского иска. В соответствии с частью 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 4 ст. 30 ЛK РФ). Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Так Законом Кемеровской области от 30.06.2007 № 87-03 «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» установлены Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд (часть 5 ст. 30 ЛK РФ). Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2007 № 372 «Об утверждении Порядка заключения гражданами договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» утвержден порядок заключения гражданами договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. А так же Постановлением от 28.09.2017 №502 О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2007№ 372. Донецкий С.А. в территориальный отдел департамента по Яшкинскому лесничеству с целью заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд не обращался. Таким образом, у него отсутствовали законные основания для вырубки лесных насаждений. Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В силу части 1 статьи 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Часть 2 статьи 99 ЛК РФ предусматривает, что привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. В соответствии с положениями ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, является источником формирования доходов федерального бюджета, и подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 %. В силу пп. 4 п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 %. В соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 28.12.2018 № 1079 «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов», департамент лесного комплекса Кемеровской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (приложение 1). Согласно Перечню источников доходов федерального бюджета, закрепляемых за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (приложение 2) к Приказу Рослесхоза от 28.12.2018 № 1079, к источникам доходов федерального бюджета в сфере лесных отношений относятся, в том числе, суммы, взысканные за нарушение лесного законодательства на лесных участках, штрафы за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации (код бюджетной классификации 053 1 16 25071 01 6000 140, наименование кода классификации доходов федерального бюджета «денежные взыскания (штрафы) за нарушение лесного законодательства на лесных участках, находящихся в федеральной собственности»). В качестве правового основания по источнику доходов федерального бюджета указаны следующие нормы права: подпункт 4 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации; пункт 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации; статья 100 Лесного кодекса Российской Федерации; статьи 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации; часть 2 статьи 7.2, статьи 7.9 - 7.10, 8.24 - 8.27, части 1, 2. 3 статьи 8.28. части I - 5 статьи 8.28.1, статьи 8.29 - 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.12.2018). Ответчик своими незаконными действиями нарушил интересы государства по пользованию, владению и распоряжению лесными ресурсами РФ. Своими незаконными действиями Донецкий С.А. причинил департаменту ущерб на сумму 169531 (сто шестьдесят девять тысяч пятьсот тридцать один рубль), что подтверждается актом о лесонарушении от 09.11.2017 № 27, расчётом вреда (ущерба), причиненного лесам (лесным насаждениям) Яшкинского лесничества вследствие нарушения лесного законодательства, произведенном на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
Просит:
Взыскать с Донецкого Сергея Алексеевича ущерб (вред), причинённый вследствие нарушения лесного законодательства, в размере 169531 (сто шестьдесят девять тысяч пятьсот тридцать один рубль) в доход федерального бюджета.
В судебное заседание не явился: представитель истца Департамента лесного комплекса Кемеровской области ФИО1., извещенная о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом (л.д. 32), представил заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 38).
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца.
Ответчик Донецкий С.А. в судебном заседании исковые требования не признал, по существу дела пояснил, что с приговором Яшкинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года он не согласен, поскольку данного преступления он не совершал, в связи с чем, намерен и дальше обжаловать приговор. В настоящее время он нигде не работает, поскольку по приговору суда не может заниматься деятельностью по заготовке древесины сроком на два года. Его ежемесячный доход состоит из пенсии по старости в размере 10 000 рублей, также на его иждивении находится дочь, являющаяся <данные изъяты> детства, размер ее пенсии составляет 15000 рублей. Действительно, он является учредителем ООО «Единство», но дохода от этого никакого не имеет, поскольку предприятие не функционирует, а к аукциону по заготовке леса его не допускают. Проживает с дочерью в однокомнатной квартире, в собственности имеет легковой автомобиль марки Toyota «AVENSIS», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, на который судом ранее был наложен арест. На его иждивении находится только дочь, которая является инвалидом детства, и по состоянию её здоровья ему необходимо возить дочь в г. Кемерово в медицинские учреждения. Единовременно выплатить всю сумму заявленную ко взысканию он не сможет.
Представитель ответчика Донецкого С.А. - ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы своего доверителя, дополнив, что, несмотря на вступивший в законную силу приговор Яшкинского районного суда, в настоящее время в Президиум Кемеровского областного суда в защиту интересов Донецкого С.А. на приговор подана кассационная жалоба. Также просит суд, в случае удовлетворения заявленных исковых требований, учесть имущественное положение его доверителя и предоставить Донецкому С.А. рассрочку платежей на максимально возможный срок.
Заслушав ответчика Донецкого С.А., представителя ответчика Донецкого С.А. – ФИО2., исследовав письменные материалы дела, суд в своих выводах считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст.100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке (ч.1) Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"(ч.3). Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.4).
Согласно п.1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
При этом, в силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.
Согласно положениям ч. ч. 2, 4 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Приговором Яшкинского районного суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ г. Донецкий Сергей Алексеевич был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ и ему назначено наказание два года лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью по заготовке древесины на срок два года. В соответствии со ст.73 УК РФ, назначенное наказание считать условным, с испытательным сроком два года, с возложением обязанностей: ежемесячно, один раз в месяц, проходить регистрацию в ФКУ УИИИ ГУФСИН России по месту жительства, не менять своего места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного. С Донецкого С.А. в пользу Департамента лесного комплекса Кемеровской области в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, взыскана сумма в размере 169531 рубль.
При этом, судом было установлено, что Донецкий С.А., имея единый умысел, направленный на незаконную рубку лесных насаждений, без соответствующих разрешительных документов, умышленно, из корыстных побуждений, с целью самовольной заготовки древесины, решил совершить незаконную рубку деревьев породы ель и сосна, для чего введя в заблуждение относительно законности своих действий свидетеля ФИО4., дал ему распоряжение на рубку 9 деревьев породы ель и 5 деревьев породы сосна, путем их спиливания, то есть отделения ствола деревьев от корня, указав ему подлежащие рубке деревья в лесном массиве на расстоянии около 3 км 900 м с правой стороны от 74 км автомобильной дороги «Кемерово-Яшкино-Тайга» в районе с. Нижнеяшкино Яшкинского района Кемеровской области, т.е. в лесном квартале № № лесотаксационного выдела № № урочища Пачинское Яшкинского участкового лесничества Департамента лесного комплекса Кемеровской области, относящегося к категории эксплуатируемых лесов, обеспечил его цепной бензиновой пилой марки «Карвер». После чего ФИО4., не зная об отсутствии у Донецкого С.А. соответствующего разрешения на рубку деревьев и, заблуждаясь относительно его преступных намерений, в период с 12 октября по конец октября 2017 года выполнил распоряжение Донецкого С.А. и осуществил при помощи выданной ему Донецким С.А. бензопилы незаконную рубку лесных насаждений, спилив с корня указанные ему Донецким С.А. 9 деревьев породы ель, относящихся к лесным насаждениям, общим объемом 10,44 м3, а также 5 деревьев породы сосна, относящихся к лесным насаждениям, общим объемом 4,25 м3. Таким образом, Донецкий С.А. посредством ФИО4., введенного им в заблуждение относительно законности своих действий, в результате незаконной рубки лесных насаждений причинил Лесному фонду Российской Федерации в лице Департамента лесного комплекса Кемеровской области имущественный ущерб, исчисляемый на основании такс и методики, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» и Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», в сумме 169 531 рубль, с точностью до 1 рубля, что является особо крупным размером. Приговор Яшкинского районного суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ г. вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 10-20).
Приговор Яшкинского районного суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ г. был обжалован осужденным Донецким С.А., и апелляционным определением Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года приговор Яшкинского районного суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ г в отношении Донецкого С.А. в части разрешения иска Департамента лесного комплекса Кемеровской области отменен, дело в этой части передано на новое рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, в остальной части приговор оставлен без изменения (л.д.21-26).
При этом, в апелляционном определении Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года указано, что « судом не учтено, что согласно ч.6 ст.46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде. Однако суд, разрешая гражданский иск, удовлетворил требование Департамента лесного комплекса Кемеровской области, взыскав с осужденного Донецкого С.А. ущерб, причиненный окружающей среде в его пользу, а не в бюджет муниципального района по месту причинения вреда окружающей среде, как это предусмотрено Бюджетным кодексом РФ».
Тем самым, приговором суда установлена вина Донецкого С.А. в совершении незаконной рубки лесных насаждений в особо крупном размере, в результате чего им причинен ущерб окружающей среде на общую сумму 169 531 рубль.
Из расчета вреда (ущерба), причиненного лесам (лесным насаждениям) Яшкинского лесничества вследствие нарушения лесного законодательства в лесном квартале № № лесотаксационного выдела № № урочища Пачинское Яшкинского участкового лесничества, следует, что общая сумма ущерба составила 169530, 90 руб. (л.д.7-8). Размер ущерба рассчитан истцом в соответствии с положениями Постановлением Правительства N 273 от 8 мая 2007 года "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства", проверен судом, соответствует требованиям, представленным законодательством для расчета ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и является верным.
Ответчиком возражений относительно представленного расчета вреда и доказательств его неправильности не представлено.
Также из материалов дела следует, что ответчик Донецкий С.А. в настоящее время не работает, что подтверждается его трудовой книжкой № с датой заполнения – ДД.ММ.ГГГГ г., выданной на имя Донецкого С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.39-40).
В силу ч.3 ст.1083 Гражданского кодекса РФ, суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
В данном случае вред причинен умышленными действиями ответчика, что исключает возможность уменьшения размера возмещения вреда.
Таким образом, исходя из установленных в ходе судебного заседания обстоятельств причинения ущерба ответчиком Донецким С.А., суд находит исковые требования Департамента лесного комплекса Кемеровской области о возмещении ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства в сумме 169531 рубль, подлежащим удовлетворению, оснований для снижения размера ущерба суд не находит.
При определении получателя денежных средств суд исходит из следующего.
Порядок возмещения вреда, причиненного лесному фонду, в том числе порядок зачисления в соответствующий бюджет сумм, взысканных в счет возмещения вреда, Лесным кодексом Российской Федерации не регулируются.
Вместе с тем, согласно положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ, суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов;
Согласно пункту 6 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ, суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Кроме того, из разъяснений, содержащихся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", следует, что присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абз. 2 п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).
Иной порядок зачисления сумм, взысканных по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, федеральным законодательством не установлен.
Истцом заявлен иск о взыскании с виновного лица ущерба, причиненного лесному фонду незаконной порубкой леса.
Согласно статьям 1 и 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации лес, как компонент природной среды, относится к окружающей среде, а зачисление сумм, взысканных по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, регулируется пунктом 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поэтому получателем сумм, подлежащих взысканию с ответчика, по данному иску является бюджет муниципального образования Яшкинского муниципального района Кемеровской области.
Суд полагает, что вопрос о предоставлении рассрочки исполнения решения суда на данном этапе- принятия решения судом, разрешен быть не может, поскольку судом установлено из пояснений ответчика, постановления о наложении ареста на имущество( л.д.47-49) наличие в его собственности имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Истец согласно положениям подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от оплаты государственной пошлины освобожден, поэтому в соответствии с правилами ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика Донецкого С.А. не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 4590,62 руб. в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Донецкого Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца с<данные изъяты>, в доход бюджета муниципального образования Яшкинского муниципального района Кемеровской области ущерб, причиненный вследствие нарушения лесного законодательства
в размере 169531 (сто шестьдесят девять тысяч пятьсот тридцать один) рубль.
Взыскать с Донецкого Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца с<данные изъяты>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4590 (четыре тысячи пятьсот девяносто) рублей 62 копейки.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яшкинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: В.В. Хатянович
Решение изготовлено в окончательной форме: 25.05.2019 г.
Судья: В.В. Хатянович