Дело № 2а-925/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе:
председательствующего – судьи Петровой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания – Казанцевой Д.А.,
с участием представителя административного истца -ФИО11,
представителя административного ответчика ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и городу Севастополю» - ФИО8,
представителя административных ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и <адрес>, Федеральной службы исполнения наказаний – ФИО9,
представителя заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ – 91 ФИО4 – ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Республики Крым, обратившегося в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и городу Севастополю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний, Временно ФИО2 ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и городу Севастополю» ФИО3, заинтересованные лица - ФКУЗ МСЧ – 91 ФИО4, МЧ-3 ФКУЗ МСЧ -91 ФИО4 о признании бездействия незаконным и возложении ФИО2 совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Крым 06.12.2019г. обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и городу Севастополю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний, в котором просил суд: обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> провести капитальный ремонт с монтажом вентиляции в камерах туберкулезного легочного отделения №, 87, 88, 89, 90, 91, 92, с учетом требований к внутренней отделке помещений и системе вентиляции, предусмотренных пунктами 4.2, 4.3, 6.18, 6.20 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> при недостатке в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> денежных средств для проведения капитального ремонта с монтажом вентиляции в камерах туберкулезного легочного отделения №, 87, 88, 89, 90, 91, 92 организовать финансовое обеспечение ремонтных работ из средств федерального бюджета; обязать ФИО4 при недостатке в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> и УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> денежных средств для проведения капитального ремонта с монтажом вентиляции в камерах туберкулезного легочного отделения №, 87, 88, 89, 90, 91, 92 обеспечить финансирование ремонтных работ из средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Исковые требования мотивированы тем, что во исполнение требований части 2 статьи 1, статей 32-34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой республики в октябре 2019 года в федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес>» проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране здоровья при содержании лиц, заключенных под стражу, в рамках проведения которой установлено, что медико-санитарное обеспечение осужденных, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, осуществляет специально созданное для этих целей ФКУЗ МСЧ-91 ФИО4. Медицинское обслуживание СИЗО-1 осуществляет филиал «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-91 ФИО4. В соответствии с ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в штатные расписания медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний» в филиале МЧ-3 создано туберкулезное легочное отделение на 14 койко-мест. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и статей 11, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», связанные с ненадлежащими условиями содержания в камерах-палат туберкулезного легочного отделения.Так, в камерах №, 87, 88, 89, 90, 91, 92 стены, потолок и напольное покрытие имеют многочисленные дефекты (отслоение штукатурки, кафельной плитки и краски, трещины, щели, отверстия, деформации, нарушения целостности и др.). Инженерные коммуникации систем водоснабжения, канализации и отопления, санитарно-техническое оборудование находится в неудовлетворительном санитарном состоянии -поверхности моечных раковин изношены, содержат сколы, трещины, следы ржавчины и коррозии металла. Вопреки требованиям пункта 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № поверхность стен, полов и потолков указанных помещений с учетом имеющихся дефектов не является легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. В нарушение требований пункта 4.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 покрытие пола в указанных камерах, в том числе является не герметичным. Вопреки требованиям пунктов 6.18, 6.20 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 отделение не оборудовано вентиляционными системами с устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки. Наличие указанных нарушений подтверждено актом главного государственного санитарного врача - ФИО2 ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-91 ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее в адрес административных ответчиков были внесены представления об устранении выявленных нарушений, вместе с тем, такие нарушение в полном объеме не устранены до настоящего времени (Т. 1 л.д. 1-6).
В процессе производства по делу административным истцом было подано заявление об изменении предмета иска, которое определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принято к производству суда, и в котором административный истец просит суд: признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по<адрес> и <адрес> и УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес>, выразившееся в непринятии исчерпывающих и действенных мер по размещению и содержанию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с больными туберкулёзом, в камерах, отвечающих требованиям, предусмотренных пунктами 4.2, 4.3, 6.18, 6.20 Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> обеспечить размещение и содержание подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с больными туберкулёзом, в камерах, отвечающих требованиям, предусмотренных пунктами 4.2, 4.3, 6.18, 6.20 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> при недостатке в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> денежных средств для выполнения мероприятий по размещению и содержанию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с больными туберкулёзом, в камерах, отвечающих требованиям гигиены и санитарии, обеспечить финансирование из средств федерального бюджета; обязать ФИО4 при недостатке в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> и УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> денежных средств для выполнения мероприятий по размещению и содержанию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с больными туберкулёзом, в камерах, отвечающих требованиям гигиены и санитарии, обеспечить финансирование из средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно- исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (Т. 1 л.д. 118-124).
Впоследствии, административный истец 18.05.2021г. изменил исковые требования, отказавшись от иска в части требований о признаний незаконным бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> и УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес>, выразившегося в непринятии исчерпывающих и действенных мер по размещению и содержанию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с больными туберкулезом в камерах, отвечающих требованиям, предусмотренных п. 4.2, 4.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, возложения ФИО2 устранить данные нарушения.
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечено МЧ-3ФКУЗ МСЧ – 91 ФИО4 (Т. 1 л.д. 185).
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного соответчика привлечен ФИО2 ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и городу Севастополю» ФИО10 (Т. 1 л.д. 229).
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от 21.04.2021г. произведена замена административного ответчика ФИО2 ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и городу Севастополю» ФИО10 на Временно ФИО2 ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и городу Севастополю» ФИО3.
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от 19.05.2021г. производство по делу в части исковых требований о признаний незаконным бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> и УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес>, выразившегося в непринятии исчерпывающих и действенных мер по размещению и содержанию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с больными туберкулезом в камерах, отвечающих требованиям, предусмотренных п. 4.2, 4.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, возложения ФИО2 устранить данные нарушения прекращено в связи с принятием отказа от иска.
В судебном заседании представитель административного истца -ФИО11 исковые требования в редакции от 18.05.2021г. года поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и городу Севастополю» - ФИО8 поддержала представленные суду письменные возражения, просила суд в удовлетворение исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и <адрес>, Федеральной службы исполнения наказаний – ФИО9 в судебном заседании поддержала представленные ранее суду письменные возражения, против удовлетворения исковых требований возражала в полном объеме, просила суд отказать в удовлетворение иска.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ – 91 ФИО4 – ФИО12 против исковых требований возражала, просила отказать в удовлетворении иска.
Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив доводы иска, заслушав возражения представителей административных ответчиков, заслушав возражения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы рассматриваемого дела, и исследовав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо ФИО2.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Так, судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> было вынесено представление Прокуратурой Республики Крым № (Т.1 л.д. 125-128), из которого следует, что в нарушение статей 27, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ, статей 7,8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» грубо нарушаются права арестованных, больных туберкулезом, на оказание медицинской помощи; в нарушение статей 11 и 13 Федерального Закона № 52-ФЗ камеры туберкулезного блока не оборудованы вытяжными вентиляционными системами с устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки, что создает угрозу распространения эпидемии; размещение больных в камерах туберкулезного блока осуществляется с нарушением установленных статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ, пунктом 10.3 раздела Х Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Профилактика туберкулеза», требований разделения потоков больных.
Из ответа на указанное представление (Т.1, л.д. 129-135) усматривается, что с целью проведения к нормам согласно требований СНиП ДД.ММ.ГГГГ-91 «отопления, вентиляция, кондиционирование», а также ФИО4 Минюста ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста ФИО4» по обеспечению камерных помещений приточно-вытяжной вентиляцией требуется проведение капитального ремонта с заменой внутренних и внешних электрических сетей, а также реконструкция отдельных конструктивных элементов жилых зданий для содержания спецконтингента с предварительной разработкой проекта; ориентировочная средняя стоимость по оборудованию приточно-вытяжной вентиляции одного метра площади помещений составляет 15309,63 руб., расчетный объём работ составляет 3488 квадратных метра, суммарный объём финансирования, необходимый для проведения вышеуказанных работ по оборудованию вышеуказанной системы составляет соответственно 52,7 млн.руб.
ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Республики Крым также было вынесено представление на имя ФИО2 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> об устранении нарушений федерального законодательства в следственном изоляторе № (Т.1, л.д. 147-149), из которого следует, что камеры учреждения не оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
Из ответа на указанное представление (Т.1, л.д. 150-154) усматривается, что обеспечения мероприятий по устройству приточно-вытяжной принудительной вентиляции в камерных и других соответствующих помещениях необходимы средства бюджетного финансирования в размере около 50-ти млн. рублей с учетом разработки проектно-сметного исполнительного решения, а также увеличение мощности от питающей городской линии электропередачи путем замены электроустановки трансформаторной подстанции.
В октябре 2019 года Прокуратурой Республики Крым в федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по Республики Крым и <адрес>» проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране здоровья при содержании лиц, заключённых под стражу, в рамках которой по устному требованию прокуратуры Республики Крым был выделен специалист главный государственный санитарный врач-ФИО2 филиала ФКУЗ МСЧ-91 ФИО4, капитан внутренней службы –ФИО13, которым в результате мероприятий по надзору был составлена акт от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1, л.д. 31-33).
Данным актом были установлены ненадлежащие условия содержания в камерах-палат туберкулезного легочного отделения, в частности в камерах №, 87, 88, 89, 90, 91, 92 стены, потолок и напольное покрытие имеют многочисленные дефекты (отслоение штукатурки, кафельной плитки и краски, трещины, щели, отверстия, деформации, нарушения целостности и др.); инженерные коммуникации систем водоснабжения, канализации и отопления, санитарно-техническое оборудование находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии -поверхности моечных раковин изношены, содержат сколы, трещины, следы ржавчины и коррозии металла; вопреки требованиям пункта 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № поверхность стен, полов и потолков указанных помещений с учетом имеющихся дефектов не является легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами; в нарушение требований пункта 4.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 покрытие пола в указанных камерах, в том числе является не герметичным; вопреки требованиям пунктов 6.18, 6.20 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 отделение не оборудовано вентиляционными системами с устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки.
Основанием для предъявления 03.12.2019г. административного искового заявления являлись результаты проведённой в 2019 году проверки в деятельности СИЗО-1, по итогам которой выявлены нарушения части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и статей 11, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», связанные с ненадлежащими условиями содержания лиц в камерах-палатах туберкулезного легочного отделения.
Так, на момент проверки в камерах туберкулезного блока вопреки требованиям пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 стены, потолок, напольные покрытия имели многочисленные дефекты (отслоение штукатурки, кафельной плитки и краски, нарушения целостности), инженерные коммуникации систем водоснабжения, канализации, санитарно-техническое оборудование ввиду износа и повреждения находилось в неудовлетворительном санитарном состоянии.
Кроме того, вопреки пунктам 6.18, 6.20 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 туберкулезное легочное отделение не оборудовано вентиляционными системами с устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки.
При этом проведенной в период 26-ДД.ММ.ГГГГ прокурорской проверкой с привлечением главного государственного санитарного врача -ФИО2 филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-91 ФИО4 установлено, что в настоящее время административными ответчиками частично устранены нарушения законодательства, являющиеся предметом спора по настоящему административному делу.
Так, в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № в камерах туберкулезного легочного отделения№ (до изменения нумерации в феврале 2020 года камеры №) проведен капитальный ремонт с заменой инженерных коммуникаций систем водоснабжения, канализации и отопления, окон и дверей. Стены и потолок окрашены краской, пол комбинированный, покрыт плиткой и линолеумом.
При проведении проверки в камерах туберкулезного отделения № установлено, что капитальный ремонт указанных помещений выполнен без учёта требований статей 11. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарных правил СП 2,1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», предъявляемых к вентиляции помещений для содержания инфекционных больных.
Так, указанные помещения ввиду отсутствия приточно-вытяжной вентиляции не оборудованы устройствами обеззараживания воздуха, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов не менее, чем на 95% на выходе.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов лишенных свободы лиц, содержащим требование о соблюдении условий их содержания, о надлежащем материально-бытовом обеспечении (ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, определены Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
ФКУ «Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и городу федерального значения Севастополю» является учреждением уголовно – исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно – исполнительным законодательством РФ (п. 1.1 Устава ФКУ «СИЗО № УФСИН ФИО4 по РК и <адрес>»).
Одной из целей деятельности ФКУ «СИЗО № УФСИН ФИО4 по РК и <адрес>» является обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положением международных договоров РФ, федеральным законам и иных нормативно-правовых актов РФ (п. 2.1 Устава ФКУ «СИЗО № УФСИН ФИО4 по РК и <адрес>»).
Так, в соответствии с требованиями СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 58 в инфекционных, в том числе туберкулезных, отделениях вытяжные вентиляционные системы оборудуются устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки (п. 6.18 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).
В существующих зданиях при отсутствии в инфекционных отделениях приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением должна быть оборудована естественная вентиляция с обязательным оснащением каждого бокса и боксированной палаты устройствами обеззараживания воздуха, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов не менее чем на 95% на выходе (п. 6.20 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).
Таким образом, обстоятельства, изложенные в акте от 17.10.2019г. (Т. 1 л.д. 31-33), который признавались стороной ответчика в судебном заседании, действительно свидетельствуют о нарушении указанных СанПин.
В свою очередь нарушение указанных СанПин, подтверждает нарушения части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» частей 1-2 статьи 11, части 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выявленные в ходе прокурорской проверки.
Как указывает представитель административного истца, данные нарушения административными ответчиками не устранены, а потому имеет место быть бездействие со стороны ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> и УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес>, выразившееся в непринятии исчерпывающих и действенных мер по размещению и содержанию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, с подозрением на туберкулез, контактировавших с больными туберкулёзом, в камерах, отвечающих требованиям, предусмотренных пунктами 6.18, 6.20 Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в штатные расписания медико – санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний» в филиале «Медицинская часть №» создано туберкулезное легочное отделение на 14 койко – мест (Т. 1 л.д. 26-29).
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико - санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний» является учреждением, входящим в уголовно – исполнительную систему, осуществляющим медико – санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключениях под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор (п. 1.1 Устава).
Медико – санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лекарственное обеспечение относиться к предмету и целям деятельности Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико - санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний» (п. 2.1 Устава).
На основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> и ФКУЗ «Медико - санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний», в безвозмездное пользование ФКУЗ «Медико - санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний» передано отделение туберкулезного блока.
В конце 2019 года отделом капитального строительства УФСИН была разработана программа капитальных ремонтов объектов УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> на 2020 год.
Согласно указанной программе в 2020 году ремонт камерных помещений туберкулезно-легочного отделения главного режимного корпуса СИЗО-1 выполнен на сумму 2 990 951,02 рублей.
При этом, в судебном заседании установлено и следует из пояснений представителя административного ответчика, что мощность электроустановок системы приточно-вытяжной вентиляции составляет 500,0 кВт.
По состоянию на сегодняшний день в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 243,0 кВт, данные мощности задействованы на 95 %.
В целях увеличения максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств, ФКУ СИЗО-1 направлена заявка в ГУП РК «Крымэнерго о необходимости увеличения максимальной мощности присоедини энергопринимающих устройств в ФКУ СИЗО-1 от ДД.ММ.ГГГГ №, 17.01.2019 получен проект договор № 460/004-35-19 со стороны энергоснабжающей организации об осуществлении технологически присоединения к электрическим сетям и технические условия (далее - ТУ) № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из проекта договора следует, что реконструкция ПС «Завокзальная» с заменой силовых трансформаторов Т-1 и Т-2 на трансформаторы мощностью не менее 25 MB А каждый, а также иные мероприятия, необходимые для выполнения условий данного договора, предусмотрены инвестиционной программой ГУП РК «Крымэнерго» на 2022 год.
Согласно техническим условиям ввод в эксплуатацию энергопринимающих устройств возможен не ранее 2022 года.
Таким образом, со стороны ФИО4 и УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> приняты исчерпывающие меры по созданию надлежащих условий в камерных помещениях туберкулезно - легочного отделения ФКУ СИЗО-1.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что стороной административных ответчиков - ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и городу Севастополю», УФСИН по <адрес> и <адрес> представлены суду надлежащие доказательства, свидетельствующие о выполнении ими мер, направленных на получение денежных средств на проведение капитального ремонта камер палат туберкулезно – легочного отделения, с целью соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в рамках предоставленных полномочий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом не доказано, что административные ответчики ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес>, УФСИН ФИО4 по <адрес> и <адрес> в нарушение компетенции, определенной статусными актами этих органов, не выполняют свои функциональные публичные ФИО2, не совершают предписанных им действий, имея для этого объективную возможность.
Требование о бездействии ФИО4, как главного распорядителя бюджетных средств, административным истцом не заявлено, в свою очередь суд принимает решение с учетом требований ч.1 ст. 178 КАС РФ.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ ФИО2 доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу указанной нормы закона для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется и судом в процессе рассмотрения административного дела не установлено, а исковые требования о возложении ФИО2 совершить определенные действия, являются произвольными от требований о признании бездействия незаконным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Заместителя прокурора Республики Крым, обратившегося в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Заместителя прокурора Республики Крым, обратившегося в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и городу Севастополю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний, Временно ФИО2 ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН ФИО4 по <адрес> и городу Севастополю» ФИО3, заинтересованное лицо ФКУЗ МСЧ – 91 ФИО4, МЧ-3 ФКУЗ МСЧ -91 ФИО4 о признании бездействия незаконным и возложении ФИО2 совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через суд первой инстанции.
Судья Ю.В.Петрова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.В.Петрова