Решение по делу № 2-2312/2022 от 27.05.2022

Гражданское дело № 2-2312/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2022 года                                                                             г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.

при секретаре Миногиной А.В.,

с участием представителя истца Амантурлиевой Н.М. и Родионов И.И., действующие по доверенностей, представителя ответчика Кистанкина Т.А., действующего по доверенности, представителя третьего лица Парфенова П.В., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Амантурлиевой А.С. к министерству здравоохранения Оренбургской области об обеспечении лекарственным препаратом,

                                            УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что Амантурлиева А.С., ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты>. Основной диагноз – <данные изъяты>. В соответствии с Протоколом консилиума врачей с применением телемедицинских технологий ФГБНУ «Научный центр неврологии» от 25.02.2022 года принято решение о целесообразности назначения для патогенетической терапии Амантурлиевой А.С. лекарственного препарата <данные изъяты>. Решение принято с учетом наличия <данные изъяты>, затрудняющей интратекальное введение другого зарегистрированного препарата для лечения <данные изъяты>. Лечение проводится постоянно и длительно. В настоящее время заболевание истца носит прогрессирующий характер и является жизнеугрожающим. Препарат <данные изъяты> является доказанно-эффективным патогенетическим средством терапии, а также зарегистрирован и разрешен к медицинскому применению на территории РФ (государственный реестр лекарственных средств 26.11.2020 года                               ). До настоящего времени истец не обеспечена данным лекарственным препаратом не обеспечена. На основании ответа Министерства здравоохранения Оренбургской области от 07.10.2021 года ответчик направил документы Амантурлиевой А.С. для решения вопроса обеспечения лекарственным препаратом в ФГБУН «Научный центр неврологии». 25.02.2022 года такой консилиум был проведен с применением телемедицинских технологий, на котором было принято решение о назначении Амантурлиевой А.С. лекарственного препарата <данные изъяты> В своем заключении от 04.05.2022 года Главный внештатный невролог М3 ОО, заведующий неврологическим отделением ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» ФИО13 также подтвердил возможность назначения Амантурлиевой А.С. лекарственного препарата <данные изъяты> в дозировке согласно инструкции по применению, отметив, что опыта применения препарата <данные изъяты> у взрослых пациентов с <данные изъяты> в Оренбургской области нет.    В целях получения лечения препаратом <данные изъяты> истец обратилась также в ГАУЗ «Соль-Илецкая МБ». В соответствии с информацией, изложенной в Протоколе от 28.04.2022 года заседания врачебной комиссии по рациональному назначению пациентам лекарственных препаратов 17.03.2022 года была составлена и отправлена заявка на обеспечение пациентки Амантурлиевой А.С. препаратом <данные изъяты> в Министерство здравоохранения Оренбургской области. Однако ГАУЗ «Соль-Илецкая МБ» также получила отказ от Министерства здравоохранения Оренбургской области в ответе от 18.04.2022 гола с рекомендацией оценить повторно тактику ведения пациента и согласовать ее с главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Оренбургской области. В своем решении врачебная комиссия подтверждает необходимость проведения патогенетической терапии препаратом <данные изъяты>, кказывает на то, что «лечение необходимо начинать безотлагательно по жизненным показаниям, в противном случае возникает риск прогрессирования заболевания», «для терапии необходимо приобретение препарата <данные изъяты>». Однако, в том же решении врачебная комиссия, ссылаясь на отсутствие опыта применения данного препарата, приходит к противоположному выводу о том, что его назначение пациентке «не показано».    На основании вышеизложенного, просит суд обязать министерство здравоохранения Оренбургской области обеспечивать Амантурлиеву А.С., ДД.ММ.ГГГГ, лекарственным препаратом <данные изъяты> в полном объеме на постоянной основе по жизненным показаниям в соответствии с протоколом консилиума врачей с применением телемедицинских технологий ФГБНУ «Научный центр неврологии» от 25.02.2022 года в соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата <данные изъяты> просит обратить решение к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГАУЗ «Оренбургская клиническая больница № 2», ФГБНУ «Научный центр неврологии», Министерство здравоохранения РФ, Министерство финансов РФ, министерство финансов Оренбургской области.

Истец Амантурлиева А.С. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители истца Амантурлиева Н.М. и Родионов И.И. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Оренбургской области Кистанкин Т.А. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на необоснованность тренбований.

Представитель третьего лица ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница № 2» Парфенов П.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица ГАУЗ «Соль-Илецкая РБ» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном заявлении просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Третьи лица - ФГБНУ «Научный центр неврологии», Министерство здравоохранения РФ, Министерство финансов РФ, министерство финансов Оренбургской области в судебное заседание были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, огласив исковое заявление, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года, далее Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обстоятельствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласилась о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми- инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (9 Пункты 1,2 статьи 7 данной конвенции).

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ).

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации гарантируется, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1). В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (часть 2). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (часть 3).

В силу положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика РФ как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Согласно статье 4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в РФ основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Согласно частям 1- 4 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет".

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

В соответствии с частью 5 статьи 37 и частью 1 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Пунктом 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. № 494, определено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Как следует из статьи 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии со статьями 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от              17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

Судом установлено, что Амантурлиева А.С., ДД.ММ.ГГГГ, является <данные изъяты>, в материалах дела имеется справка от 03.10.2012 года серии .

На основании выписки медико-генетической консультации ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница № 2» от 02.12.2021 года у истца имеется основной диагноз – <данные изъяты>, <данные изъяты>

Согласно протокола консилиума врачей ФГБНУ «Научный центр неврологии» от 25.02.2022 года в связи с наличием <данные изъяты> вследствие подтвержденной <данные изъяты> истцу Амантурлиевой А.С. целесообразно назначение лекарственного препарата <данные изъяты> Препарат вводится перорально. Режим дозирования стандартный, согласно инструкции к препарату – с обязательным учетом массы тела пациентки на момент планируемого начала терапии <данные изъяты>. Необходимую дозу препарата следует вводить 1 раз в сутки. Лечение проводится постоянно и длительно.

В соответствии с протоколом от 28.04.2022 года заседания врачебной комиссии ГАУЗ «Соль-Илецкая МБ» следует, что в связи с тем, что не только в ГАУЗ «Соль-Илецкая МБ», но и в Оренбургской области отсутствует опыт лечения данным препаратом, соотнести пользу от применения данного препарата <данные изъяты> и вероятность развития побочных действий и нежелательных реакций на фоне его введения в условиях межрайонной больницы невозможно, назначение препарата <данные изъяты> пациентке Амантурлиевой А.С. не показано.

В заключении от 04.05.2022 года Главный внештатный невролог М3, заведующий неврологическим отделением ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» ФИО14 также подтвердил возможность назначения Амантурлиевой А.С. лекарственного препарата <данные изъяты> в дозировке согласно инструкции по применению, отметив, что опыта применения препарата <данные изъяты> у взрослых пациентов с <данные изъяты> в Оренбургской области нет.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

По сообщению Минфина России от 10 марта 2020 года, действующим законодательством РФ установлено, что объем субвенции бюджетам субъектов РФ в текущем финансовом году может быть увеличен только в случае индексации норматива финансовых затрат. С 2020 года бюджетные ассигнования для предоставления бюджетам субъектам РФ субвенции предусмотрены Минздраву РФ законом от 02 декабря 2019 года № 380. Указанным законом предусмотрены ассигнования для предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения на 2020-2922 годы. Исполнение полномочий в области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан должно осуществляться за счет средств бюджетов РФ и межбюджетных трансферов, предоставляемых из федерального бюджета, с учетом законодательно установленного разграничения расходных обязательств РФ и субъектов РФ в области лекарственного обеспечения населения.

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанного Порядка, назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.

Согласно пункту 12 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», организация обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также обеспечения лекарственными препаратами является полномочием федеральных органов государственной власти.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В соответствии со Стандартными Правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 года генеральной Ассамблеей ООН, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут потребоваться для поддержания или повышения уровня жизнедеятельности.

Как следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

При этом Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ                         «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, что также отражено в письме Минздрава России от 08 июля 2013 года № 21-6/10/2-4878, в котором обращено внимание на недопустимость отказов гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Отсутствие лечения необходимыми препаратами приводит к жизнеугрожающим последствиям и является нарушением международных норм и конституционных прав больного на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья.

Ввоз незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для больных по жизненным показаниям, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 771, статей 47, 48 Федерального закона от 12 апреля 2010 года                  № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанного Порядка, назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.

Таким образом, его назначение и выписывание регламентируется Порядком назначения лекарственных препаратов, утвержденным Приложением № 1 к приказу Минздрава России от 14 января 2019 года № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Согласно классификатору мер социальной поддержки, определяющему категории граждан-получателей мер социальной поддержки, в том числе, в области лекарственных препаратов, а также источник их финансирования, установлено обеспечение детей-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета в соответствии именно со стандартами медицинской помощи в рамках положений Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, то есть в рамках обеспечения финансирования государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

В силу пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным Постановлением, инвалидам всем без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2008 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов (статья 4.1).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В силу части 9 статьи 83 названного федерального закона обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Суд, принимая во внимание также положения статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приходит к выводу о том, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утвержденным Указом Губернатора Оренбургской области от 09 сентября 2010 года № 184-ук, Министерство здравоохранения Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Данным положением предусмотрено, что министерство здравоохранения Оренбургской области осуществляет разработку и реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования. Вопреки позиции Министерства здравоохранения Оренбургской области самостоятельно реализует свои бюджетные полномочия.

Таким образом, бесплатное обеспечение инвалидов необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения возможно не только исключительно в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи, но и в индивидуальном порядке по жизненно важным показаниям. По своему характеру стандарты оказания медицинской помощи не являются единственно возможным алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служат инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и не могут в полной мере учитывать индивидуальные случаи применения лекарственных средств больными по жизненным показаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года № 1314-п утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи

Раздел V Программы «Финансовое обеспечение программы» предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Кроме того, заболевания нервной системы включены согласно данной программе в перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, дети-инвалиды отнесены к категории граждан, оказание медицинской помощи которым, в том числе в виде финансирования приобретения лекарственных препаратов, осуществляется бесплатно.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года № 971-пп (ред. от 02 апреля 2020 года) «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Оренбургской области при амбулаторном лечении осуществляется: обеспечение граждан, проживающих в Оренбургской области, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Кроме того, установлено обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями граждан, проживающих в Оренбургской области, страдающих социально значимыми заболеваниями; а также обеспечение лекарственными препаратами граждан, проживающих в Оренбургской области, в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с                 50-процентной скидкой, в том числе граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Оренбургской области, которым на момент окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) не исполнилось 18 лет, согласно разделу XI Программы (пункт 3.2 территориальной программы).

Таким образом, при рассмотрении гражданского дела суд установив совокупность юридически значимых обстоятельств, а именно: наличие у Амантурлиевой А.С. редкого (орфанного) наследственного заболевания и статуса инвалида первой группы, инвалида с детства, вследствие этого заболевания, нуждаемость истца по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом <данные изъяты> назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения Протоколом консилиума врачей с применением телемедицинских технологий ФГБНУ «Научный центр неврологии» от 25.02.2022 года в соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата <данные изъяты>

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Таким образом, довод представителя министерства здравоохранения Оренбургской области о том, что лекарственный препарат <данные изъяты> в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов не входит, следовательно, не является таковым, не обоснован. Отсутствие лечения необходимыми препаратами приводит к жизнеугрожающим последствиям для Амантурлиевой А.С. и является нарушением международных норм и конституционных прав больного на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья.

Ввоз незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для больных по жизненным показаниям, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 771, статей 47, 48 Федерального закона от 12 апреля 2010 года                    № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Согласно классификатору мер социальной поддержки, определяющему категории граждан-получателей мер социальной поддержки, в том числе, в области лекарственных препаратов, а также источник их финансирования, установлено обеспечение детей-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета в соответствии именно со стандартами медицинской помощи в рамках положений Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, то есть в рамках обеспечения финансирования государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

В силу пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным Постановлением, инвалидам всем без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2008 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов (статья 4.1).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В силу части 9 статьи 83 названного федерального закона обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Суд, принимая во внимание также положения статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приходит к выводу о том, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утвержденным Указом Губернатора Оренбургской области от 09 сентября 2010 года № 184-ук, Министерство здравоохранения Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Данным положением предусмотрено, что министерство здравоохранения Оренбургской области осуществляет разработку и реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования. Вопреки позиции Министерства здравоохранения Оренбургской области самостоятельно реализует свои бюджетные полномочия.

Таким образом, бесплатное обеспечение детей-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения возможно не только исключительно в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи, но и в индивидуальном порядке по жизненно важным показаниям. По своему характеру стандарты оказания медицинской помощи не являются единственно возможным алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служат инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и не могут в полной мере учитывать индивидуальные случаи применения лекарственных средств больными по жизненным показаниям.

Учитывая изложенное и оценивая доводы ответчика министерства здравоохранения Российской Федерации, суд отмечает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 1506(в ред. Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2019 года № 440), утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Раздел V Программы «Финансовое обеспечение программы» предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Кроме того, заболевания нервной системы включены согласно данной программе в перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, дети-инвалиды отнесены к категории граждан, оказание медицинской помощи которым, в том числе в виде финансирования приобретения лекарственных препаратов, осуществляется бесплатно.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года № 971-пп (ред. от 02 апреля 2020 года) «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Оренбургской области при амбулаторном лечении осуществляется: обеспечение граждан, проживающих в Оренбургской области, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Кроме того, установлено обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями граждан, проживающих в Оренбургской области, страдающих социально значимыми заболеваниями; а также обеспечение лекарственными препаратами граждан, проживающих в Оренбургской области, в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, в том числе граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Оренбургской области, которым на момент окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) не исполнилось 18 лет, согласно разделу XI Программы (пункт 3.2 территориальной программы).

Суд, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств отнесения истца к определенной категории граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по медицинским показаниям, пришел к выводу о том, что наличие у Амантурлиевой А.С. редкого (орфанного) наследственного заболевания и статуса <данные изъяты>, вследствие этого заболевания, нуждаемость истца по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом <данные изъяты> назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения протоколом консилиума врачей с применением телемедицинских технологий ФГБНУ «Научный центр неврологии» от 25.02.2022 года в соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата <данные изъяты>

Принимая во внимание вышеизложенное, установив, что ответчик надлежащим образом не организовал обеспечение Амантурлиевой А.С., ДД.ММ.ГГГГ, страдающего редким (орфанным) заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни, необходимым лекарственным препаратом, рекомендованным ему по жизненным показаниям решением врачебной комиссии, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований об обязании ответчика организовать обеспечение Амантурлиевой А.С. необходимым лекарственными препаратом <данные изъяты>

Суд полагает, что с учетом установленных обстоятельств не представляется возможным обратить решение к немедленному исполнению в рамках ст. 212 ГПК РФ, поскольку данный препарат должен быть доставлен на территорию Российской Федерации на основании разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, выданного министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с административным регламентом, и оплачен в соответствии с государственными контрактами на поставку лекарственных средств, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, что подтверждает невозможность немедленного исполнения данного решения суда

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

                                             РЕШИЛ:

Исковые требования Амантурлиевой А.С, к министерству здравоохранения Оренбургской области об обеспечении лекарственным препаратом, удовлетворить частично.

Обязать министерство здравоохранения Оренбургской области организовать бесплатное обеспечение Амантурлиевой А.С., ДД.ММ.ГГГГ, лекарственным препаратом <данные изъяты> в полном объеме на постоянной основе по жизненным показаниям в соответствии с протоколом консилиума врачей с применением телемедицинских технологий ФГБНУ «Научный центр неврологии» от 25.02.2022 года в соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                                                                         Гончарова Е.Г.

Мотивированное решение изготовлено 11.07.2022 года.

2-2312/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Амантурлиева Алия Сангалеевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Другие
Министерство Финансов Оренбургской области
Министерство финансов РФ
Министерство здравоохранения РФ
ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая больница №2"
ФГБНУ "Научный Центр Невролгии"
ГАУЗ "СОль-Илецкая межрайонная больница"
Суд
Центральный районный суд г. Оренбург
Судья
Гончарова Е.Г.
Дело на странице суда
centralny.orb.sudrf.ru
27.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2022Передача материалов судье
30.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2022Подготовка дела (собеседование)
16.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2022Судебное заседание
11.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2022Дело оформлено
05.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее