Дело № 2-5453/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Бабиковой К.А. с участием
представителя истца Жолудь С.С.,
представителя ответчика ТУ Росимущества – Уляшовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, 21 ноября 2017 года гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" к наследственному имуществу Л.М., Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, администрации МО ГО "Сыктывкар" о взыскании излишне выплаченных мер социальной поддержки,
установил:
в производстве суда находится указанное выше дело. Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" обратилось в суд с иском к наследственному имуществу умершей ... Л.М. о взыскании излишне уплаченной суммы денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 5743,54 руб.
К участию в деле в качестве ответчиков привечены ТУ Росимущества в Республике Коми, администрация МО ГО "Сыктывкар", а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Полин А.В., Комарова (Полина) М.В., Халитов Н.А., нотариус Сыктывкарского нотариального округа Шумкина Г.Н.
Представитель истца Жолудь С.С. в судебном заседании требования поддержала, указал, что денежные средства, находящиеся на счете, открытом на имя ... Л.М., являются выморочным имуществом. В связи с чем просил взыскать суммы излишне выплаченных компенсация с ТУ Росимущества в Республики Коми за счёт данных денежных средств. Кроме того, поскольку у умершей на праве собственности имелось жилое помещение, оно также является выморочным и перешлов собственность МО ГО "Сыктывкар". В связи с чем с администрации МО ГО "Сыктывкар" подлежит взысканию оставшаяся сумма задолженности в пределах стоимости наследственного имущества.
Представитель Территориального управления Росимущества в Республике Коми Уляшова Л.Н. требования не признала.
Иные лица, извещённые о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Из материалов дела следует, что ... Л.М. ** ** ** получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» с декабря 2001 года.
Выплата производилась перечислением на счет ... Л.М., открытый в ПАО «...» № ... до 31.10.2012 из расчёта 2 членов семьи, а с 01.11.2012 из расчёта 1 член семьи.
В 2016 году истцу стало известно, что с 28.04.2013 в жилом помещении ... Л.М. зарегистрирован и проживал Халитов Н.А. Данное лицо должно было быть учтено при расчёте мер социальной поддержки с момента регистрации. ... Л.М. о данном обстоятельстве не сообщила и продолжала получать меры социальной поддержки исходя из 1 члена семьи.
В результате ... Л.М. за период с сентября 2013 по февраль 2014 года, с сентября по ноябрь 2014 года, январь, февраль и май 2015 года излишне получила 5743,54 руб.
30.08.2016 ... Л.М. умерла.
По информации нотариуса наследственное дело заведено на основании претензии кредитора - Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара". К нотариусу по вопросу принятия наследства никто не обращался.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на имя ... Л.М. транспортные средства не зарегистрированы.
По информации ПАО "..." на имя умершей открыт счёт № .... Остаток на нём составляет 869,84 руб.
Также ... Л.М. на момент смерти имела на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ...
Дети ... Л.М. согласно материалам дела в права наследования не вступили, Халитов Н.А. – внук умершей, зарегистрирован в жилом помещении по ул. Тентюковской, однако наследовать может только по праву представления. Такого права у него не установлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 г. № 115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 14 Правил гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства, состава семьи, изменения счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки, обязан в течение месяца со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
Яковлева Л.М. об изменении состава семьи и вселении внука Халитова Н.А. истцу не сообщила и продолжила получать меры социальной поддержки без учёта изменившегося состава семьи.
Расчёт сумм излишней компенсации сторонами по делу не оспорен.
Как следует из положений ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1153 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
жилое помещение;
земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Соответствующая обязанность Федерального агентства по управлению государственным имуществом также закреплена в пункте 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
В свою очередь администрация МО ГО "Сыктывкар" в соответствии со ст. 44 Устава МО ГО "Сыктывкар" осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, в порядке и пределах полномочий, установленных Советом городского округа.
Таким образом, от государства и органов местного самоуправления не требуется волеизъявления для принятия выморочного имущества в собственность, а возникновение права собственности на такое имущество не связано с получением свидетельства о праве на наследство. Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, поэтому неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает от исполнения возложенных обязанностей по принятию и управлению выморочным имуществом, в том числе от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя).
Учитывая, что наследники имущества умершей ... Л.М. по закону и завещанию отсутствуют, денежные средства, находящиеся на счете № ... в ПАО ...", открытого на имя ... Л.М., являются выморочным имуществом, и перешли в собственность Российской Федерации.
В свою очередь, жилое помещение по адресу: ..., также является выморочным имуществом и перешло в собственность МО ГО "Сыктывкар"
Таким образом, заявленные требования подлежат к удовлетворению к ТУ Росимущества по РК и администрации МО ГО "Сыктывкар" в пределах стоимости перешедшего к каждому из наследников наследственного имущества являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Так, с ТУ Росимущества в РК подлежит взысканию сумма ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 869,84 руб. путём обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на вкладе № ...
Оставшаяся часть в размере 4873,7 руб. подлежит взысканию с администрации МО ГО "Сыктывкар", поскольку кадастровая стоимость перешедшего к данному ответчику наследственного имущества превышает размер долга и составляет 2000193,86 руб.
Руководствуясь, ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» сумму излишне выплаченной ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 869,84 руб. путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете № ... в ПАО "...", открытом на имя Л.М., умершей 30.08.2016.
Взыскать с муниципального образования городской округ "Сыктывкар" в лице администрации МО ГО "Сыктывкар" в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» сумму излишне выплаченной ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 4873,7 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Попов А.В.