Дело № 2-102/2018
Мотивированное решение изготовлено 15.01.2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2018 года п. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Швецовой И.С.,
при секретаре Ромашкиной Е.Н.,
с участием представителя истца Шинкевич Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башарова Сергея Павловича, Башаровой Елены Владимировны, Башаровой Екатерины Сергеевны, Башарова Федора Сергеевича к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, администрации Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Башаров С.П., Башарова Е.В., Башарова Е.С., Башаров Ф.С. обратились в суд с вышеуказанным иском к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, в котором указывает, что они проживают в <адрес> в <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения №37 от 18.10.2012 года.
Летом 2017 года они обратились к ответчику с заявлением о приватизации указанной квартиры, однако письмом им было отказано в передаче квартиры в собственность.
Считают, что ответчики нарушили их право, предусмотренное ст.11 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Истцы просят признать за ними право на приватизацию <адрес> в <адрес>; обязать ответчика заключить с ними договор передачи в собственность указанной выше квартиры.
В судебное заседание истцы не прибыли, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление о вручении извещения, в заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают.
Представитель истца Башарова С.П.- Шинкевич Е.С. в судебном заседании настаивала на требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения » Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчика была привлечена администрация Краскинского городского поселения.
В судебное заседание представитель администрации Краскинского городского поселения также не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще уведомлен.
Суд полагает в соответствии со ст. 167 ГПК РФ возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Башаровой Е.В. и членам её семьи : мужу Башарову С.П., детям Башаровой Е.С., Башарову Ф.С. была предоставлена 3-х комнатная квартира по адресу <адрес> Данный договор социального найма был заключен на основании решения Хасанского районного суда <адрес>. вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правопритязании на объект по адресу <адрес> отсутствуют.
Из письма ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Башаровым отказано в передаче жилого посещения по адресу <адрес>28 в собственность, поскольку Учреждение не наделено указанными полномочиями и данный вопрос должен решаться в порядке гражданского судопроизводства.
Квартира № по <адрес> на балансе администрации Краскинского городского поселения не стоит, имуществом администрации не является, в связи с чем, администрация Краскинского городского поселения не может заключить с Башаровыми договор на передачу квартиры в собственность. Указанное подтверждается письмом администрации Краскинского городского поселения от 23.01.2017 года.
Закон Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Согласно ст. 2 указанного Закона Российской Федерации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
В соответствии со ст. 4 Закона о приватизации, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым междуэтими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
В соответствии с п. 8 указанного Постановления, исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
На основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные жилые дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких - престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включения жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Следовательно, при принятии решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
В договоре социального найма спорного жилого помещения, которое было предоставлено истцам, не имеется отметок о том, что оно является служебным.
Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения (ст. 53 ЖК РФ).
Никаких доказательств обратного в суд не представлено.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.05.2015 года № 878-р с военного городка Краскино Хасанского района Приморского края статус «закрытого» снят.
Жилые помещения в домах военных городков относятся к ведомственному жилищному фонду Министерства Обороны РФ, который согласно п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона РФ «ОБ основах федеральной жилищной политики» состоит в государственной собственности РФ и находится в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или в оперативном управлении государственных учреждений, относящийся к федеральной государственной собственности.
Имущество, закрепленное за учреждениями в составе Министерства обороны, образуют имущество Вооруженных Сил.
Исходя из того, что спорная квартира относится к государственной собственности и с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Из представленных материалов следует, что истцы Башаров С.П., Башарова Е.С.. Башарова Е.В. не принимали участия в приватизации жилых помещений на территорииУссурийского городского округа, Хасанского муниципального района, Кировского муниципального района Приморского края.
Поскольку в данном случае в судебном заседании установлено, что истцы пользуются жилым помещением на основании договора социального найма, ранее участие в приватизации не принимали, имеются законные основания для передачи спорного жилого помещения в собственность истцов.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования Башаровых о признании права собственности на жилое помещение подлежат удовлетворению.
В силу положений ст. ст. 17 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В таком случае дополнительного решения суда о возложении обязанности на данные органы заключить договор о передаче квартиры в собственность истцов не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Башарова Сергея Павловича, Башаровой Елены Владимировны, Башаровой Екатерины Сергеевны, Башарова Федора Сергеевича к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, администрации Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
удовлетворить.
Признать за Башаровым Сергеем Павловичем, Башаровой Еленой Владимировной, Башаровой Екатериной Сергеевной, Башаровым Федором Сергеевичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья