Решение по делу № 33-1684/2020 от 02.03.2020

Дело № 33-1684/20

Дербентский городской суд

судья Яралиев Т.М.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 марта 2020 года г.Махачкала

Судья Верховного суда Республики Дагестан Абдуллаев М.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гудаевым Р.Ш.,

рассмотрел в открытом судебном заседании по частной жалобе представителя администрации ГО «<адрес>» ФИО на определение Дербентского городского суда от <дата> гражданское дело по иску Рамазановой З.М. к администрации ГО «<адрес>» об обязании предоставить жилое помещение.

у с т а н о в и л :

Решением Дербентского городского суда от <дата> постановлено:

«Иск Рамазановой З.М. частично удовлетворить.

Обязать администрацию ГО «<адрес>» предоставить Рамазановой З.М. с ребенком ФИО <дата> года рождения жилое помещение площадью 42 кв.м не ниже установленных законом социальных норм, вне очереди, а в случае отсутствия жилья приобрести его за счет средств, поступающих из республиканского бюджета и передать ей на условиях социального найма специализированного жилого фонда.

В остальной части в иске отказать».

Представитель администрации ГО «<адрес>» ФИО <дата> обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда сроком до получения целевых бюджетных средств (субвенций) из республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и завершения всех организационных мероприятий, связанных с предоставление жилья указанным лицам.

В обоснование заявления указано, что в Управлении Федеральной службы судебных приставов по РД МО СП и ОИП имеется ряд исполнительных производств, возбужденных в отношении должника - администрации ГО «<адрес>» по исполнению решений судов, обязывающих предоставить жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одним из таких является исполнительное производство <№> от <дата>, возбужденное судебным приставом-исполнителем ФИО на основании решения Дербентского городского суда от 6 марта 2014 г. и исполнительного листа серии ВС <№> от <дата>

Согласно данному решению, жилье должно быть предоставлено Рамазановой З.М. строго согласно списка очередников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день ее порядковый номер в очередности на получение жилья - 64. Кроме того, согласно вышеназванного решения суда, в случае отсутствия жилья в муниципальном жилищном фонде необходимо приобрести его за счет целевых средств (субвенций), поступающих из республиканского бюджета на эти цели.

Указанный факт подтверждает, что обеспечение жильем Рамазановой З.М. может быть осуществлено в короткие сроки по независящим от должника причинам, так как очередь Рамазановой З.М. еще не подошла, а также финансовые средства на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2020 году еще не поступили.

Между тем, по исполнительным производствам в отношении администрации ГО «<адрес>» уже взыскано более 10.000.000 руб. штрафов и исполнительских сборов.

В этой связи администрация ГО «<адрес>» несет убытки и штрафные санкции при исполнении переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, несмотря на то, что финансирование на указанные цели является расходными обязательствами Республики Дагестан, что противоречит принципу справедливости, закрепленному Конституцией Российской Федерации.

В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»» указано, что при рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать, что в случае принятия субъектом Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд при определении надлежащего ответчика должен руководствоваться этими нормативными актами (ст.5 и абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В Республике Дагестан приняты соответствующие нормативные акты, четко разграничивающие полномочия органов местного самоуправления и республиканских органов власти в процессе предоставления жилья и не предусматривающие приобретение квартир за счет местных бюджетов с последующей компенсацией. Республиканским законодательством предусмотрено прямое выделение субвенций на указанные цели с последующим отчетом об их использовании.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п.6 ст.19 указанного закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль: 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Согласно п.7 той же статьи, положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В соответствии с вышеуказанными федеральными законами был принят Закон Республики Дагестан № 57 от 4 декабря 2008 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 2-х лет. Вопрос о финансовом обеспечении государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован ст.5 Закона Республики Дагестан № 57 от 4 декабря 2008 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.

В силу указанной нормы, а также ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.10 Закона Республики Дагестан от 4 декабря 2008 г. № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон вступает в силу с 1 января 2009 г., вводится в действие ежегодно Законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год при условии, если законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление переданных настоящим Законом государственных полномочий».

На основании ст.5 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. № 58 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение - являются расходными обязательствами Республики Дагестан.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 июля 2009 г. № 161 утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

Для финансирования расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республиканском бюджете ежегодно отдельной строкой предусматриваются необходимые средства исключительно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частями 5-8 «Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан», утвержденным Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 г. № 161, администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан ежегодно, в срок до 1 августа, представляют сведения о детях сиротах и детях оставшихся без попечения родителей, которым должно быть предоставлено жилье в планируемом году, в Министерство образования и науки Республики Дагестан по форме согласно приложению № 2. Министерство образования и науки Республики Дагестан на основании сведений, представленных администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, до 1 сентября представляет сведения о потребности средств, необходимых для осуществления государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем году, в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, в Министерство финансов Республики Дагестан по форме согласно приложению № 3. Министерство финансов Республики Дагестан на основании сведений, представленных Министерством образования и науки Республики Дагестан, при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривает необходимые ассигнования на финансирование расходов по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи; приобретенные жилые помещения предоставляют на основании договоров социального найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по акту приема-передачи.

Всеми вышеизложенными правовыми нормами четко установлено, что обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть осуществлено за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и с учетом установленного «Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан», утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 г. № 161, при условии, что республиканским бюджетом на соответствующий год предусмотрено выделение субвенций на указанные цели.

В связи с изложенным, событие, связанное с фактическим предоставлением жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с момента поступления субвенций из республиканского бюджета в органы местного самоуправления, и именно после получения указанных субвенций возможно полноценное исполнение возложенных государством полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц данной категории, в противном случае указанные полномочия не могут быть реализованы.

Ежегодно из республиканского бюджета в городской округ «город Дербент» поступают финансовые средства (субвенции) на обеспечение жилыми помещениями в среднем 15-ти человек данной категории. Между тем, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в очереди «детей-сирот» состоят более 300 человек.

Из-за скудности выделяемых субвенций из республиканского бюджета, граждане данной категории вынуждены обращаться в суды для улучшения своих жилищных условий, тем самым ущемляя права других лиц данной категории, нарушая очередность. В конечном итоге нарушаются также права администрации ГО «город Дербент», так как к ней применяются меры принудительного характера со стороны службы судебных приставов путем бесчисленных наложений административных штрафов и взыскания исполнительских сборов.

К концу 2020 года ожидается поступление финансовых средств из республиканского бюджета, позволяющих обеспечить жилыми помещениями около 10 человек данной категории, однако на данный момент указанные средства не поступили в ГО «город Дербент», в связи с чем невозможно исполнить вышеуказанные решения суда и принудительные требования межрайонного отдела УФССП России по РД.

Бюджетным кодексом РФ (п.3 ст.86) регламентировано, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом, наделение государственными полномочиями муниципальных образований должно подкрепляться соответствующими субвенциями. В расходной части бюджета ГО «город Дербент» не закреплены собственные средства для решения вопросов приобретения жилья для данной категории граждан.

В соответствии со ст.15 Бюджетного кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.434 ГПК РФ; ст.37 ФЗ от 2 октября 2007 г. № 229 «Об исполнительном производстве», просили отсрочить исполнение решения Дербентского городского суда от 6 марта 2014 г.

Определением Дербентского городского суда от 5 февраля 2020 г. в удовлетворении заявления представителя администрации ГО «город Дербент» ФИО отказано.

В частной жалобе представитель администрации ГО «город Дербент» ФИО просит определение суда отменить, разрешить вопрос об удовлетворении его заявления и предоставлении администрации ГО «город Дербент» отсрочки исполнения решения Дербентского городского суда от 6 марта 2014 г.

В обоснование требований жалобы приведены те же доводы, что и в заявлении об отсрочке исполнения решения суда, со ссылкой на то, что судом первой инстанции им не дана надлежащая оценка.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.327.1, п.1 ст.333 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в частной жалобе.

Как видно из материалов дела, решением Дербентского городского суда от 6 марта 2014 г., с изменениями, внесенными определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 20 мая 2014 г., исковые требования Рамазановой З.М. удовлетворены частично, судом постановлено обязать администрацию ГО «город Дербент» предоставить Рамазановой З.М. жилое помещение не ниже установленных законом социальных норм, вне очереди, а в случае отсутствия жилья приобрести его за счет средств, поступающих из республиканского бюджета и передать ей по договору найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава - исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.ст.203 и 208 ГПК РФ.

В силу требований ст.37 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

По смыслу закона отсрочка или рассрочка исполнения судебного решения означает изменение срока исполнения судебного решения. Отсрочка представляет собой отложение исполнения судебного решения и перенос его на более поздний срок по сравнению с тем, который был определен в решении суда или установлен законом (для добровольного исполнения решения). Основаниями для рассрочки или отсрочки исполнения решения суда, а также для изменения способа и порядка исполнения являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение сторон не позволяет исполнить решение суда в установленные сроки.

Администрацией ГО «город Дербент» требования об отсрочке исполнения решения суда мотивированы тем, что исполнить решение суда от 6 марта 2014 г. в установленные сроки не представляется возможным из-за отсутствия у администрации г.Дербента необходимых денежных средств, в том числе из-за неполучения целевых бюджетных средств (субвенций) из республиканского бюджета Республики Дагестан.

Между тем, в силу требований п.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Соблюдение данного требования предполагает своевременность исполнения вступивших в законную силу судебных решений.

Согласно абз.3 п.23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в первой инстанции», при рассмотрении дел о рассрочке (отсрочке) исполнения решений суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование данной просьбы.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Таким образом, при подаче заявления об отсрочке исполнения решения суда, заявитель должен представить доказательства, обосновывающие наличие таких обстоятельств.

Между тем, заявителем судам первой и апелляционной инстанций не представлено доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда и принятие им реальных мер для исполнения судебного акта.

Поскольку отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, то основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер и свидетельствовать о наличии серьезных препятствий к совершению исполнительных действий.

Само по себе отсутствие у заявителя денежных средств не может служить достаточным основанием для отсрочки исполнения решения суда.

Из материалов дела видно, что заявитель ранее неоднократно обращался в суд с заявлениями об отсрочке исполнения решения Дербентского городского суда от 6 марта 2014 г.

Определением Дербентского городского суда от 28 июня 2016 г. исполнение решения суда от 6 марта 2014 г. было отсрочено до 31 декабря 2016 г.

В последующем определением Дербентского городского суда от 25 июля 2017 г. в удовлетворении заявления администрации ГО «город Дербент» об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда отказано.

Определением Дербентского городского суда от 30 августа 2017 г. также отказано в удовлетворении заявления администрации ГО «город Дербент» об отсрочке исполнения решения суда.

Однако, несмотря на это, не исполнив решение суда заявитель повторно обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по этим же основаниям.

Суд апелляционной инстанции считает, что с учетом ранее предоставленной судом отсрочки исполнения решения суда, тождественности оснований предоставления отсрочки ранее заявленным основаниям, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что удовлетворение данного заявления приведет к существенному нарушению баланса интересов взыскателя и должника, а также повлечет за собой нарушение норм действующего законодательства, в том числе статьи 6.1 ГПК РФ, предусматривающей исполнение судебного постановления в разумные сроки.

В частной жалобе каких-либо доводов о нарушении судом первой инстанции при рассмотрении заявления администрации ГО «город Дербент» норм материального и процессуального права не приведено, ссылок на неправильное установление судом фактических обстоятельств дела не имеется.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции по доводам частной жалобы не находит оснований для отмены оспариваемого определения и принятия по рассматриваемому процессуальному вопросу иного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.334 ГПК РФ,

о п р е д е л и л :

Определение Дербентского городского суда от 5 февраля 2020 г. оставить без изменения, частную жалобу представителя администрации ГО «город Дербент» ФИО – без удовлетворения.

Судья

Верховного суда Республики Дагестан М.К. Абдуллаев

33-1684/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Рамазанова (Курбанова) Зарифа Мусаевна
Ответчики
администрация г.Дербент
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
03.03.2020Передача дела судье
20.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Передано в экспедицию
20.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее