Судья Сташ И.Х.                                                                 К делу № 33-722/2023

(№ дела в суде I инстанции 2-2004/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 марта 2023 года                                                 г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Тачахова Р.З.,

судей Аутлева Ш.В. и Боджокова Н.К.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 28 ноября 2022 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора города Майкопа, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет бесхозяйного имущества, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта - газопровода и газорегуляторного пункта шкафного в составе: газопровода высокого давления, переменным диаметром от 57 мм. до 89 мм., длиною ориентировочно 33 м., глубина заложения - от 1,1 м. в месте в резке в транзитный, до 1,4 м. в газовом колодце; газорегуляторного пункта шкафного, предназначенного для понижения давления газа, поддержания его на выходе в постоянных значениях, в котором размещено технологическое оборудование из несгораемых материалов, с одним выходом, с основной и резервной линиями редуцирования, с запорным устройством, препятствующим доступу посторонних; газопровода низкого давления, присоединенного к газорегуляторному пункту шкафному через запорную арматуру, глубиной заложения до 1,0 м., диаметром 57 мм., длиною ориентировочно 12,5 м.

Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К., объяснения представителя Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» и возражения помощника прокурора г. Майкопа Марчука Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Майкопа обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйного имущества. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города Майкопа проведена проверка исполнения законодательства, направленного на развитие энергоснабжения и газификации. Установлено, что на территории города Майкопа функционирует газопровод и газораспределительный пункт шкафного типа, расположенный по адресу <адрес>, ул. <адрес>.

По результатам ранее проведенной проверки 18.04.2017 прокуратурой г. Майкоп в адрес руководителя Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, и недопущению их в последующем, с требованием о постановке на учет вышеуказанного газопровод и газораспределительный пункт шкафного типа, в качестве бесхозяйного.

Согласно ответа от 18.05.2017, Комитетом по управлении имуществом муниципального образования «Город Майкоп» в удовлетворении представления прокурора отказано, со ссылкой на то, что газораспределительный пункт шкафного типа не является обособленным объектом и технологически связан с газопроводом высокого давления. Кроме того указав, что вышеуказанный объект не относится к имуществу, необходимому для выполнения полномочий муниципалитета, указанных в п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем, в силу требований действующего законодательства указанные обстоятельства не являются препятствием для постановки газораспределительного пункта шкафного типа на учет в качестве бесхозяйного.

Вместе с тем, такого рода объекты не могут эксплуатироваться без принадлежности кому-либо, а поэтому в обязательном порядке должны быть приняты на учет и зарегистрированы в установленном законом порядке.

Прокурор города Майкопа просил суд обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» принять меры к постановке газопровода и газораспределительного пункта шкафного типа, расположенного по адресу: <адрес>, на учет в качестве бесхозяйного.

Помощник прокурора г.Майкоп Пшипий Ф.М. в судебном заседании просила удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Майкоп» Скобеева Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, АО «Газпром газораспределение Майкоп» Микова Е.А. в судебном заседании поддержала требования истца и просила их удовлетворить.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» Жирнова П.Р. в судебном заседании считала необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований, отказать в полном объеме.

Исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п/п. 1 – 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой г. Майкопа, проведена проверка исполнения законодательства направленного на развитие энергоснабжения и газификации. Установлено, что на территории г. Майкоп функционирует газопровод и газораспределительный пункт шкафного типа, расположенный по адресу: <адрес>

По результатам ранее проведенной проверки 18.04.2017 прокуратурой г. Майкоп в адрес руководителя Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих и недопущению их в последующем, с требованием о постановке на учет вышеуказанного газораспределительного пункта шкафного типа, в качестве бесхозяйного.

Согласно ответа от 18.05.2017, Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» в удовлетворении представления прокурора отказано, со ссылкой на то, что ШГРП не является обособленным объектом и технологически связан с газопроводом высокого давления, кроме того указав, что вышеуказанный объект не относится к имуществу, необходимому для выполнения полномочий, муниципалитета, указанных в п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Определением Майкопского городского суда от 20.05.2022 по настоящему делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено АНО «Многофункциональный центр экспертиз».

Согласно экспертному заключению № 01-09.09-22 от 09.09.2022, составленному АНО «Многофункциональный центр экспертиз», по адресу: <адрес> расположен объект - газопровод и газораспределительный пункт шкафного типа (ГРПШ) в составе газопровода высокого давления, ГРПШ, газопровода низкого давления; газопровод высокого давления, переменным диаметром от 57 мм. до 89 мм., длиною ориентировочно 33 м., глубина заложения - от 1,1 м. в месте в резке в транзитный, до 1,4 м. в газовом колодце, присоединенный к транзитному газопроводу с помощью непосредственной врезки без использования отсекающего устройства, присоединенный к ГРПШ через запорную арматуру; газопровод низкого давления, присоединенный к ГРПШ через запорную арматуру, глубиной заложения до 1,0 м., диаметром 57 мм., длиною ориентировочно 12,5 м.; ГРПШ - газорегуляторный пункт шкафной, предназначенный для понижения давления газа, поддержание его на выходе в постоянных значениях, в котором размещено технологическое оборудование из несгораемых материалов, с одним выходом, с основной и резервной линиями редуцирования, с запорным устройством, препятствующим доступу посторонних. В ходе экспертного исследования установлено, что на момент проведения натурного обследования техническое состояние газового колодца, через который проложен газопровод высокого давления и в котором расположена запорная арматура и компенсатор - неудовлетворительное: разрушены плиты перекрытия, отсутствует люк с ковером, колодец затоплен водой до уровня середины технических устройств. Осмотром внутреннего состояния ГРПШ установлено наличие коррозии внешних поверхностей, слоение окрасочного слоя, растрескивание РТИ, нарушение присоединений элементов друг к другу, запыление и загрязнение регуляторов, несгораемый ящик имеет сквозные отверстия, разрывы боковых стенок, провис створок, коррозия металлических частей, установлен резкий запах этилмеркаптана, что свидетельствует о протечках газа через технические устройства, размещенные в ГРШП. Выявленные дефекты и нарушения угрожают безопасной и безаварийной эксплуатации газового оборудования, нарушают технические регламенты и влекут возникновение угрозы жизни и здоровью людей. При этом, объект - газопровод и газорегуляторный пункт шкафной в составе газопровода высокого давления, ГРПШ, газопровода низкого давления являются сетью газораспределения и не относится к внутридомовому газовому оборудованию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы и положений закона, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.

С указанными выводами судебная коллегия полагает возможным согласиться по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Обязанности публично - правовых образований обусловлены публично - правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации муниципальными нормативными правовыми актами. Организации газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 2018-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права па недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу вышеуказанных норм закона, орган местного самоуправления является единственным органом обладающим право подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

В соответствии с правилами ст. 130 ГК РФ по своим техническим характеристикам участок газопровода относится к недвижимому имуществу.

Согласно требованиям ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», уличные газопровода отнесены к опасным производственным объектам. Следовательно, они не могут эксплуатироваться без принадлежности к какому-либо собственнику. Для надлежащей эксплуатации опасного производственного объекта, а также безопасного обеспечения населения газом в должны быть приняты на учет и зарегистрированы в установленном законом порядке, согласно требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу ч. 6 ст. 14 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Исходя из правового смысла приведенных выше положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, является обязанностью органа местного самоуправления, на территории которого располагаются данные объекты.

С учетом того, что спорный объект недвижимого имущества в чьей либо собственности не находится, расположен в административных границах муниципального образования «Город Майкоп», ненадлежащее использование газовых сетей, отсутствие должного контроля за их техническим состоянием создает угрозу аварийной ситуации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования прокурора г. Майкопа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «г. Майкоп» о возложении обязанности подлежат удовлетворению.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, и сводятся к выражению несогласия с приведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.

Изложенные в решении суда выводы мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 330Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░

░░░░░: ░.░. ░░░░░░, ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░                                                                         ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-722/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурора г.Майкопа
Ответчики
администрация МО "Город Майкоп"
Другие
Комитет по управлению имуществом МО "Город Майкоп"
АО "Газпром газораспределение Майкоп"
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на сайте суда
vs.adg.sudrf.ru
17.02.2023Передача дела судье
17.03.2023Судебное заседание
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2023Передано в экспедицию
17.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее