Решение по делу № 2-5845/2016 от 25.08.2016

Дело № 2-5845/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 октября 2016 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.,

при секретаре Никитиной А.К.,

с участием истцов Чудиновой Я.Л., Чудинова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Чудиновой Я.Л., Чудинова С.А. в интересах несовершеннолетнего Чудинова Я.С. к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

установил:

Чудинова Я.Л., Чудинов С.А. обратились с иском к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить Чудинову Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указали, что они являются родителями Чудинова Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С ДД.ММ.ГГГГ сын поставлен на очередь в предоставление места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, но до настоящего времени место в МДОУ сыну не предоставлено ДД.ММ.ГГГГ они обратились в департамент образования администрации г.Перми с заявлением о предоставлении сыну места в МДОУ по месту жительства. Из ответа начальника департамента следует, что место в МДОУ их сыну будет предоставлено с учетом движения детей в регистре, а также с учетом права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в детском саду. Учитывая содержание ответа полагают его отказом в предоставлении несовершеннолетнему Чудинову Я.С. места в дошкольном образовательном учреждении. Ответчик не обеспечивая сына свободным местом в МДОУ по месту жительства уклоняются от исполнения обязанностей возложенных на него законодательством.

Истцы в судебном заседании доводы иска поддержали, просит удовлетворить заявленные требования, пояснили, что до настоящего времени место в детском саду сыну не предоставлено.

Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, из ранее представленного отзыва (л.д. 13-16) следует, что департамент с требованиями не согласен Чудинов Я.С. состоит в регистре для определения в МДОУ по Кировскому району г.Перми. На момент обращения ребенку временно не предоставлено место в МДОУ. Согласно информации регистра по возрастной группе Чудинова Я.С. состоит <данные изъяты> ребенка на <данные изъяты> имеющихся мест на период комплектования МДОУ на ДД.ММ.ГГГГ учебный год. Перед Чудиновым Я.С. в списке состоит <данные изъяты> детей равного с ним возраста. В связи с тем, что вся сеть укомплектована выдать направление сейчас не представляется возможным. Сообщают что Чудинову Я.С. может быть предложена образовательная бюджетная четырехчасовая услуга дошкольного образования в муниципальных детских садах г.Перми с специально организованных помещениях с современной развивающей средой.

Выслушав истцов, оценив доводы иска, возражений на иск, исследовав материалы дела, суд считает требования законными и обоснованными, в силу следующего.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

В соответствии ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования; образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

В образовательной организации могут быть организованы также:

группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

В соответствии с п. 2.2.1 Положения о департаменте образования администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224 основной задачей является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий.

В судебном заседании установлено следующее:

Чудинов С.А. и Чудинова Я.Л. являются родителями Чудинова Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении /л.д.7/.

Из свидетельства о регистрации по месту жительства следует, что Чудинов Я.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Чудинов С.А. обратился в отдел образования Кировского района г.Перми с заявлением о предоставлении Чудинову Я.С. места с д/с /л.д. 8/.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 9/ Департаментом образования администрации г. Перми указано о том, что место в детском саду Чудинову Я.С. будет предоставлено по дате рождения с учетом движения детей в регистре, а также с учетом права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в МДОУ.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в РФ» предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний Чудинов Я.С. противопоказаний к посещению детского дошкольного учреждения не имеет, достиг установленного Законом возраста, в связи с чем имеет право на получение бесплатного дошкольного образования. Его законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки /направления/ до настоящего времени не получила, что свидетельствует о наличии нарушения права несовершеннолетней на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.

Из смысла положений ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.

В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

На ответчика как орган местного самоуправления Федеральными законами Российской Федерации возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224, следует, что департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г. Перми (п. 1.1).

Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).

Ответчиком суду не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего Чудинова Я.С. возможности получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Указанные в письменном отзыве о проводимых органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта мероприятий по увеличению мест в дошкольных учреждениях не свидетельствуют о том, что указанные меры являются исчерпывающими по обеспечению несовершеннолетнего получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Доводы ответчика, содержащиеся в письменных возражениях, о том, что удовлетворение исковых требований повлечет за собой нарушение требований «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13, нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, с учетом непредставления ответчиком бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что возложение обязанности о предоставлении Чудинову Я.С. места в детском саду повлечет за собой нарушение требований «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13 и условий лицензии, основанием к отказу в удовлетворении исковых требования не являются.

Ссылка на п. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о возможности отказа в приеме в муниципальную образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест, несостоятельна, поскольку указанная правовая норма предусматривает отказ в приеме муниципальной образовательной организацией, а не органом самоуправления, на который Законом возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Ссылки о ответе о возможности предоставления места Чудинову Я.С. в дошкольном образовательном учреждении в группе с 4-часовым пребыванием судом во внимание не принимаются, поскольку данная услуга не является полноценной заменой предоставления места в группе полного дня с 12-часовым пребыванием.

Также, суд считает необходимым установить срок для предоставления места несовершеннолетнему – в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, при этом, суд, принимает во внимание сроки, установленные для исполнения решений судов (в т.ч. добровольного) Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», считает, что данный срок является разумным, позволяющим исполнить судебный акт.

При таких обстоятельствах следует возложить на Департамент образования администрации г. Перми обязанность предоставить Чудинову Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    

Возложить обязанность на Департамент образования администрации г.Перми предоставить Чудинову Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий:     <данные изъяты>

<данные изъяты>                (И.А.Шабалина)

2-5845/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чудинов Сергей Афанасьевич в интересах Яудинова Я.С.
Чудинова Яна Леонидовна в интересах Чудинова Я.С.
Ответчики
Департамент образования администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
25.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.08.2016Передача материалов судье
29.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2016Судебное заседание
12.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее