25OS0000-01-2019-000499-87
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации15 января 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Гулай А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шер А.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Шер А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что он является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и обладает исключительным правом на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью 2652 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – строение, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Данное обстоятельство также подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 26 сентября 2019 года по делу № А-51-6174/2019.
Установленная по состоянию на 7 декабря 2018 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 3965164,32 рублей и значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете ассоциации по содействию оценочной и консультационной деятельности «Клуб профессионал» от 12 апреля 2019 года № 2976, в соответствии с которым его рыночная стоимость по состоянию на 7 декабря 2018 года составила округленно 2 105 000 рублей.
Полагает, что существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка нарушает его права и законные интересы, поскольку это влечет увеличение арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 2652 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – строение, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Дальнереченск, ул.Рябуха, д. 16а, равной его рыночной стоимости в размере 2 105 000 рублей.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков: Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, представитель заинтересованного лица – администрации Дальнереченского городского округа не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.
При указанных обстоятельствах в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.
Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края (до 1 января 2020 года – департамент земельных и имущественных отношений Приморского края) представлен отзыв на административный иск, согласно которому административный ответчик возражает против заявленных требований в связи с тем, что постановление № 5-П в настоящее время действует и никем не оспорено.
В судебном заседании представитель административного истца Семенова М.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2. статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 13 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Материалами дела подтверждено, что Шер А.Г. является собственником нежилых помещений площадью 1231,20 кв.м в здании (инженерно-бытовой комплекс, лит. А), расположенном по адресу: <адрес>.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № площадью 2652 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – строение, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Дальнереченск, ул.Рябуха, д. 16а.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26 сентября 2019 года признано незаконным решение администрации Дальнереченского городского округа от 6 февраля 2019 года № 14/642 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 2652 кв.м в аренду без проведения торгов, на администрацию Дальнереченского городского округа возложена обязанность повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Шер А.Г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 2652 кв.м в аренду без проведения торгов.
В материалы дела представлен проект договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 22 ноября 2019 года, между администрацией Дальнереченского городского округа и Шер А.Г. о передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью 2652 кв.м на срок по 21 ноября 2068 год (пункты 2.1 договора).
Размер и порядок внесения арендной платы установлен разделом 3 договора, со ссылкой на приложение № 2, согласно которому арендная плата рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений, Шер А.Г., как лицо, имеющее исключительное право на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером №, обладает правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю по состоянию на 14 ноября 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 3965164,32 рублей.
Стоимость земельного участка определена, утверждена и внесена в реестр объектов недвижимости 7 декабря 2018 года.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с абзацами 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, частью 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.
Согласно представленному Шер А.Г. отчету от 12 апреля 2019 года № 2976, составленному оценщиком ассоциации по содействию оценочной и консультационной деятельности «...» ФИО, рыночная стоимость земельного участка площадью 2 652 кв.м с кадастровым номером № по состоянию на 7 декабря 2018 года составляет 2 105 000 рублей.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд, оценивая отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, приходит к выводу о том, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности и признает его достоверным доказательством.
Указанное заключение выполнено оценщиком ФИО, имеющей необходимое образование, специальность, стаж экспертной работы, указанное заключение отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного земельного участка. Экспертом проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Также в заключении оценщиком объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверить сделанные выводы и результаты.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости земельного участка выполнена, а административными ответчиками не доказано, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 12 апреля 2019 года № 2976 имеет недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемого объекта недвижимости, принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости земельного участка, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчета, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:29:010106:268 по состоянию на 7 декабря 2018 года в размере 2 105 000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного отчета.
Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении права административного истца, поскольку он является собственником нежилого помещения и обладает исключительным правом на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером №, арендная плата за который исчисляется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Шер А.Г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 2 105000 рублей.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи Шер А.Г. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать 25 ноября 2019 года, то есть дату обращения административного истца с административным иском в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 2 652 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2105 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2018 ░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░