РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2015 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Ковальчук Л.Н.,
при секретаре Булаш Ю.Ю.,
с участием
административного истца Толстокорова С.Ф., представителя административного истца Хазанской А.В., представителя административного ответчика Леоновой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № * по административному исковому заявлению Толстокорова С.Ф. к Управлению Федеральной миграционной службы по Тульской области о признании незаконным заключения Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области об отсутствии гражданства Российской Федерации,
установил:
административный истец Толстокоров С.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области (далее - УФМС России по Тульской области) о признании незаконным заключения о том, что не подтверждена его принадлежность к гражданству Российской Федерации и обязании УФМС России по Тульской области устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод.
Подтверждая сведения о том, что оспариваемым им решением нарушены его права, Тостокоров С.Ф. указал, что ему отказано в замене паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением возраста 45 лет. Оспариваемое решение, по мнению административного истца, противоречит ст. 6 Конституции Российской Федерации, ст. 12, 13, п.п. «а», «г» ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 года действующего в редакции возникновения спорных правоотношений – дата поскольку он приобрел гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке и от гражданства Российской Федерации не отказывался. Указанные обстоятельства подтверждались административным истцом выдачей ему паспорта серии <данные изъяты> и заявлением о выдаче ему вкладыша к указанному паспорту о наличии гражданства Российской Федерации. Оспариваемое решение, по мнению административного истца, противоречит также п. «а» ст. 5, ч. 7 ст. 4, ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», поскольку правильно выданный ему паспорт образца дата был на законных основаниях заменен дата на паспорт гражданина Российской Федерации № * на его имя. Указанный бланк паспорта не содержит признаков подделки, оформлен не на похищенном бланке и выдан в соответствии с установленным порядком, что подтверждается выдачей истцу не только паспорта гражданина Российской Федерации, но и паспортов гражданина Российской Федерации для временного выезда и въезда за пределы РФ от дата. Также истец оспаривал право и обязанность УФМС проводить проверку наличия оснований приобретения гражданства при оказании государственной услуги по замене паспорта, в том числе, в связи с достижением определенного законом возраста.
В судебном заседании:
Толстокоров С.Ф. и его представитель Хазанская А.В. административное исковое заявление поддержали. Административный истец и его представитель указали, что находят оспариваемое заключение ошибочным и нарушающим конституционные права заявителя.
Представитель УФМС России по Тульской области Леонова Е.Г. просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку отсутствуют сведения о приобретении Толстокоровым С.Ф. гражданства РФ. Оспариваемым заключением органом миграционного учета установлено, что заявитель гражданином Российской Федерации не является.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения искового заявления Толстокорова С.Ф. не имеется.
В силу статьи 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" № 62-ФЗ от 31.05.2002, документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу данного Федерального закона (1 июля 2002 года). Таким образом, паспорт считается документом, подтверждающим гражданство Российской Федерации, если миграционным органом не доказаны обстоятельства, влекущие недействительность либо изъятие паспорта.
Одним из документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации, является паспорт гражданина СССР образца дата с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на дата Данное требование содержится в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (пп. "д" ч. 1 п. 45) утвержденном Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. N 1325, предусматривающем также компетенцию полномочных органов при проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, запрашивать у соответствующих органов сведения о лице, в том числе о его месте жительства на указанную дату и позднее (ч. 2 п. 51). При этом заявление от заявителя не требуется.
Как следует из объяснений лиц в судебном заседании, доказательств, представленных сторонами в материалы дела, Толстокоров С.Ф. по достижении возраста 45 лет обратился в территориальное подразделение УФМС России по Тульской области с заявлением о замене паспорта гражданина Российской Федерации <данные изъяты> УФМС России по Тульской области в соответствии с п.п. 51, 52 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» отказало ему в выдаче паспорта гражданина РФ, в связи с отсутствием достаточных и полных данных, подтверждающих его принадлежность к гражданству РФ.
Заключением проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Толстокорова С.Ф., проведенной референтом государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса И.В. Саньковой, старшим специалистом 1 разряда отдела обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС России про Тульской области от дата, принадлежность Толстокорова С.Ф. к гражданству Российской Федерации в ходе проведения проверки не подтверждена; паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты> выданный отделом УФМС России по Тульской области в Щекинском районе дата на имя Толстокорова С.Ф. признан выданным необоснованно.
Сообщением № * Толстокорову С.Ф. рекомендовано обратиться в отдел УФМС России по Тульской области в Щекинском районе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, предусмотренном для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, на основании ст. 41.3 Федерального закона от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" N 1948-1 (действующем на момент возникновения спорных правоотношений) гражданство РФ приобретается: в результате его признания; по рождению; в порядке его регистрации, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве РФ; путем выбора гражданства при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Таким образом, Закон устанавливал единый порядок приобретения российского гражданства, в том числе путем признания (статья 13).
Согласно п. 1 ст. 13 указанного Закона гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу настоящего Закона (06.02.1992), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.
Также Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 года N 2007 было установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации считались бывшие граждане РСФСР, возвратившиеся на жительство в Россию до вступления в силу указанного Закона (6 февраля 1992 года), не имевшие подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающие проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о российском гражданстве производилось при их личном волеизъявлении.
Однако истец Толстокоров С.Ф. под действие указанных правовых норм не подпадает, поскольку не является бывшим гражданином РСФСР.
Как следует из пояснений сторон, справки б/н от дата МКУ «Советское городское управление жизнеобеспечения и благоустройства» муниципального образования город Советск Щекинского района Тульской области, Толстокоров С.Ф. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с дата и прибыл из <адрес>
Как следует из пояснения истца, в период с дата он являлся курсантом Ленинградского высшего ордена Ленина Краснознаменного училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе, который с дата был переименован в Военно-транспортный институт железнодорожных войск и военных сообщений. Прибыл для обучения в Высшее военное учебное заведение из Белорусской ССР, где проживал с родителями по адресу: <адрес> После окончания указанного военного учебного заведения проходил действительную военную службу в воинской части находящейся под юрисдикцией республики Беларусь.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17.06.1993 г. N 5206/1 положения части 1 ст. 13 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" о признании российского гражданства распространены на военнослужащих, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Так, пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206/1-1 установлено, что действие части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" распространено на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу.
Таким образом, указанные категории военнослужащих признавались гражданами Российской Федерации, если они в течение одного года не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Из пояснений Толстокорова С.Ф. и представленных им: справки № *, из которой следует, что в период с дата он проходил службу в качестве офицера в войсковой части * на территории республики Беларусь, которая находилась под юрисдикцией указанной республики бывшего СССР; копии военного билета офицера запаса ГФ *, выданного Червенским РВК Минской области дата, Толстокоров С.Ф. по окончании военного учебного заведения выполнил действия, явно свидетельствующие о нивелировании правовой связи с Российской Федерацией и выборе иного государственного образования в качестве субъекта гражданской связи, и правовая связь с республикой Беларусь была прекращена истцом, как следует из его пояснений и материалов дела, весной дата
Согласно ч. 1 ст. 60 ранее действовавшего Закона РФ от 11.02.93 "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, обучающийся в военном училище, военном институте, военной академии, адъюнктуре, военной докторантуре, на военном факультете гражданского образовательного учреждения высшего профессионального образования, заключает контракт о прохождении военной службы в соответствии с настоящим Законом в течение 3 месяцев с момента введения в действие настоящего Закона.
В силу пункта 4 вышеупомянутого Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206/1-1 военнослужащие бывшего СССР, не подпадающие под действие части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" и не указанные в пункте 3 настоящего постановления, приобретают гражданство Российской Федерации на общих основаниях.
Таким образом, поскольку на день вступления в силу Закона РФ от 28.11.1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", Толстокоров С.Ф. не проживал на территории Российской Федерации, после окончания военного учебного заведения являлся военнослужащим государства бывшего СНГ – республики Беларусь и контракт о службе в РА не заключал, что им самим не оспаривалось и подтверждено в ходе судебного разбирательства, на основании чего суд признает вывод ответчика о том, что Толстокоров С.Ф. относится к лицам, которые должны приобретать гражданство в порядке разрешительной процедуры обоснованным и соответствующим действующему в момент возникновения спорных правоотношений законодательству.
Паспортом гражданина <данные изъяты>, как следует из пояснений истца, он был документирован при предъявлении удостоверения личности офицера, поскольку он прибыл на постоянное место жительства в Тульскую область по месту жительства жены и несовершеннолетнего ребенка.
Факт выдачи паспорта гражданина СССР образца дата Толстокорову С.Ф. в Советском отделении милиции Щекинского района Тульской области административным ответчиком не оспаривался и подтвержден: копией книги № * учета поступления паспортов и выдачи их гражданам, начатой дата и законченной дата сведениями о выдаче паспорта гражданина СССР образца дата в заявлении о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации от дата
Требования же, предъявляемые Законом к третьей категории лиц, являются существенно иными: такие лица должны пройти процедуру регистрации (пункт «а», «г» статьи 18). В то же время признание и регистрация как процедуры приобретения гражданства существенно различаются по условиям и правовым последствиям.
Приобретение гражданства по другой процедуре - в порядке регистрации требует подачи соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которому должно быть принято решение полномочным государственным органом. Только с момента принятия такого решения согласно статье 42 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" лицо считается приобретшим российское гражданство и, следовательно, обладает также и такими конституционными правами, условием реализации которых является принадлежность к гражданству, включая право на защиту и покровительство со стороны Российской Федерации за ее пределами (статья 61 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.12.1992 г. N 950 "О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации" порядок оформления и выдачи паспортов и вкладышей к паспорту гражданина СССР, свидетельству о рождении и удостоверению личности (военному билету) военнослужащего, свидетельствующих о принадлежности к гражданству РФ производился на основании Инструкции о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации (зарегистрированной в Минюсте РФ 12.05.1993 г. N 248) (далее Инструкция).
Согласно п. 3.3 Инструкции для получения вкладышей гражданами РФ предоставляются паспорт СССР или свидетельство о рождении либо удостоверение личности (военный билет) военнослужащего, а также иные документы, определяющие принадлежность данного лица к гражданству РФ, предусмотренные Перечнем (Приложение 1 к Инструкции).
Поступившие документы рассматриваются начальником паспортно-визовой службы или его заместителем, лицом, уполномоченным на то командиром воинской части, которые принимают решение о выдаче гражданам вкладышей (п. 3.4).
При вручении вкладышей проверяется правильность внесения в них сведений, возвращаются документы, послужившие основанием для их выдачи (п. 3.6).
Как указывал Толстокоров С.Ф. в своем административном исковом заявлении, он получил вкладыш к паспорту гражданина СССР одновременно с паспортом <данные изъяты>
При рассмотрении дела истец указал, что он не может пояснить, по какой из процедур приобретения гражданства (признание или регистрация) он приобрел гражданство Российской Федерации и когда именно ему был выдан вкладыш в паспорт гражданина СССР на его имя.
Однако, как усматривается из материалов дела и оспариваемого заключения, как следует из пояснений представителя административного ответчика, правовых оснований для выдачи Толстокорову С.Ф. вкладыша о принадлежности к гражданству Российской Федерации путем признания (ст. 13 Закона) полномочным органом по вопросу приобретения гражданства - Федеральной миграционной службой установлено не было. Доказательства того, что Толстокоровым С.Ф. приобреталось гражданство путем регистрации в нарушение требований ст. 62 КАС РФ, не представлено. Сведений о подаче такого заявления Толстокоровым С.Ф. и сведений о наличии положительного решения в архивах и по сведениям Министерства иностранных дел Российской Федерации (сообщения ДКС МИД России и сведения АИС УФМС России по Тульской области) не имеется. В связи с чем, даже в случае выдачи вкладыша без предусмотренных законом правовых оснований, правовых последствия для настоящего дела не имеет.
При этом, из представленных административным ответчиком документов, в том числе, журнала учета вкладышей о принадлежности к гражданству Российской Федерации Советского отдела милиции Щекинского района Тульской области за период с августа дата, факт выдачи Толстокорову С.Ф. вкладыша о принадлежности к гражданству Российской Федерации своего подтверждения не нашел.
Как усматривается из материалов дела, доказательства того, что Толстокоров С.Ф. своевременно прошел необходимую процедуру по признанию или регистрации гражданства РФ, предусматривавшуюся ранее действовавшим Законом РФ от 28.11.1991 г. N 1948-1, не установлены.
Основания и условия приобретения гражданства Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 62-ФЗ от 31.05.2002 "О гражданстве Российской Федерации", который содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации (статья 1).
Согласно ст. 5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления данного Закона в силу; б) лица, которые приобрели гражданство в соответствии с данным Законом, а именно в порядке, установленной ст. 11 данного Закона по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Закона N 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.
Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), устанавливающее порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам.
В соответствии с п. п. 51, 52 Положения при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Федерального закона.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Согласно п. 37 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 30.11.2012 г. N 391, одним из оснований для отказа в выдаче (замене) паспорта является отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.
Из анализа приведенных правовых норм о гражданстве РФ и о паспорте гражданина РФ, выдаче лицу паспорта гражданина РФ (как удостоверительного документа) должно предшествовать принятие соответствующего решения полномочного органа по вопросу приобретения гражданства.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области от дата, поскольку оно принято в пределах предоставленных полномочий, на основании заключения компетентного органа о наличии оснований, предусмотренных статьи 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" № 62-ФЗ от 31.05.2002, с соблюдением порядка принятия решения предусмотренного действующим законодательством.
Кроме того, при вынесении решения суд учитывает, что в целях определения правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации Федеральным законом от 12.11.2012 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" была введена глава VIII.1, в которой ст. 41.2 определяет основания признания лиц гражданами РФ и по смыслу выступает одной из форм подтверждения гражданства РФ, подлежащей применению к спорным правоотношениям. Положения главы VIII.1 применяются с 13.11.2012 до 01.01.2017.
Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" установлены особые условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации отдельных категорий лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 41.1 закона, таких как:
а) дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
б) дееспособные дети лиц, указанных в пункте "а" настоящей части, достигшие возраста восемнадцати лет, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
в) дети лиц, указанных в пункте "а" настоящей части, не достигшие возраста восемнадцати лет (далее - несовершеннолетние дети), если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
г) совершеннолетние недееспособные лица, находящиеся под опекой лиц, указанных в пункте "а" настоящей части, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
д) лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
В силу ч. 2 названной статьи эти лица могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приеме в гражданство Российской Федерации или о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Данные лица признаются гражданами Российской Федерации на основании решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Помимо признания гражданином РФ, названный закон определяет порядок приема в гражданство РФ.
Согласно ч. 1 ст. 41.3 лица, указанные в части первой статьи 41.1 настоящего Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.
Таким образом, из анализа указанных правовых норм следует, что административный истец не лишен возможности восстановления своих прав в упрощенном порядке, что подтверждается в частности и сообщением Управления ФМС России по Тульской области № * и приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Доводы административного истца о возможном нарушении его прав, поскольку в период с дата он осуществлял гражданские права и обязанности как гражданин Российской Федерации, и выдача полномочным органом паспорта гражданина Российской Федерации без подтверждения принадлежности к гражданству Российской Федерации влечет для него неблагоприятные правовые последствия, в соответствии с правилами п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ, административным истцом не подтверждены.
Кроме того, указанные доводы следует признать несостоятельными исходя из положений ч. 5 ст. 41.1 указанного Федерального закона, предусматривающей определенные гарантии при обстоятельствах, послуживших основанием для признания паспорта гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты> на имя Толстокорова С.Ф. выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828.
Требование административного истца в части способа восстановления права путем возложения на Управление Федеральной миграционной службы по Тульской области обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Толстокорова С.Ф., а именно, как следует из пояснений административного истца, в том числе, признать в судебном порядке приобретение им гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным ст. 13 и ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991, обязать выдать паспорт гражданина Российской Федерации, во-первых, не отвечает позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", поскольку носит предрешающий характер и, по сути, является возложением на суд компетенции полномочных органов по установлению наличия или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации, а во-вторых, являются производными от первоначальных требований, и при отсутствии правовых оснований для удовлетворения первоначальных требований, удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
отказать Толстокорову С.Ф. в удовлетворении требования о признании незаконным заключения Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области об отсутствии гражданства Российской Федерации и устранении нарушения его прав.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий