Дело № 5-184/2020 (протокол 29 ОВ № 454211)
УИД 29RS0010-01-2020-000483-78
УИН 18810429200340000739
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 мая 2020 года город Коряжма
Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
муниципального унитарного предприятия «Благоустройство», ОГРН 1052905008705, ИНН 2905007944, КПП 290501001, юридический адрес: пр. Ленина, д. 75, г. Коряжма, Архангельская область,
установил:
муниципальное унитарное предприятие города Коряжмы Архангельской области «Благоустройство» (далее – МУП «Благоустройство») 25 февраля 2020 года в 10:00 допустило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог на территории муниципального образования «Город Коряжма», в нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», пунктов 9.3.5 ГОС Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно:
- на автомобильной дороге общего пользования местного значения, расположенной по ул. Архангельская в г. Коряжме Архангельской области возле дома 9 на асфальтобетонном покрытии проезжей части имеется дефект в виде отклонения крышки люка смотрового колодца и дождеприемника относительно уровня покрытия, отклонения более 1 см;
- на автомобильной дороге общего пользования местного значения, расположенной по ул. Архангельская в г. Коряжме Архангельской области возле дома 9 на асфальтобетонном покрытии проезжей части имеется дефект в виде отклонения крышки люка смотрового колодца и дождеприемника относительно уровня покрытия, отклонения более 1 см;
- на автомобильной дороге общего пользования местного значения, расположенной по ул. Архангельская в г. Коряжме Архангельской области возле дома 2 корп. 2 на асфальтобетонном покрытии проезжей части имеется дефект в виде отклонения крышки люка смотрового колодца и дождеприемника относительно уровня покрытия, отклонения более 1 см.
В судебном заседании защитник МУП «Благоустройство» Рябова Н.В. не согласилась с протоколом об административном правонарушении по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 56). Просила прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Дополнительно пояснила, что по договору о предоставлении из бюджета субсидии в связи с содержанием объектов дренажно-ливневой канализации на территории МО «Город Коряжма» никаким образом водоприемники не индивидуализировались. Договор хозяйственного ведения от 29.12.2012 № 713 не прошел государственную регистрацию в соответствии с гражданским законодательством, имущество не передавалось, каких-либо договоров передачи спорных колодцев не подписывалось, поэтому, полагает, что Предприятие не является субъектом административного правонарушения. Кроме того, просила приобщить к материалам дела бухгалтерскую справку о кредитной задолженности.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав защитника Рябову Н.В., судья приходит к следующему.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия которого распространяются на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
Статьей 5 Устава муниципального образования «Город Коряжма», принятого решением Городской Думы муниципального образования «Город Коряжма» 22.12.2005 № 146, установлено, что к вопросам местного значения МО «Город Коряжма» отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования; организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с распоряжением Мэра города Коряжмы от 20.04.2005 № 444 «О реорганизации МУП «Производственное управление Жилищно-коммунального хозяйства» и в соответствии с разделительным балансом на 01.05.2005 основано муниципальное унитарное предприятие города Коряжмы Архангельской области «Благоустройство (сокращенное наименование МУП «Благоустройство») на праве хозяйственного ведения, которое является юридическим лицом, зарегистрировано в налоговом органе и поставлено на налоговый учет.
Предметом и основной деятельностью Предприятия, согласно Уставу, является осуществление деятельности по решению социальных задач по обеспечению внешнего благоустройства города Коряжмы (п. 2.1 Устава).
Для достижения целей, установленных в п. 2.1 Устава Предприятие вправе осуществлять, в том числе устройство, ремонт и содержание дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Коряжма», тротуаров, мостов, спусков, набережных, гидротехнических сооружений, ливневой канализации и водостоков; разметка проезжей части автомобильных дорог и стоянок (п. 2.2).
Согласно Распоряжению Правительства Архангельской области от 31.10.2018 № 449-рп «О безвозмездной передаче имущества из собственности муниципального образования «Город Коряжма» в государственную собственность Архангельской области, автомобильная дорога «Котлас-Коряжма-Виледь-Ильинско-Подомское» (участок км 33+791 - км 36+978) безвозмездно передана из собственности муниципального образования «Город Коряжма» в собственность Архангельской области. Из Приложения к Акту приема-передачи от 05.11.2018 следует, что переданы автомобильная дорога, земляное полотно, асфальтобетонное покрытие, цементобетонное покрытие, труба ж/б диаметром 1,0 м, автопавильоны, автобусные остановки, дорожные знаки, барьерные и леерные ограждения, съезды.
Вместе с тем, на основании договора о предоставлении из бюджета субсидий МУП «Благоустройство» на возмещение затрат, в связи с содержанием объектов дренажно-ливневой канализации на территории муниципального образования «Город Коряжма» от 31.12.2019 № 113/10, заключенной между Управлением муниципального хозяйства и градостроительства администрации муниципального образования «Город Коряжма» и МУП «Благоустройство», последнему предоставлена субсидия в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Управлением получателю средств бюджета муниципального образования «Город Коряжма», по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего Договора, а именно: на возмещение Получателем затрат, связанных с содержанием объектов дренажно-ливневой канализации на территории муниципального образования «Город Коряжма». Каким-либо образом дождеприемники и смотровые колодцы не индивидуализированы в договоре, что следует и из пояснений защитника МУП «Благоустройство» Рябовой Н.В., субсидия выделена в целях возмещения затрат, связанных с содержанием дренажно-ливневой канализации на территории муниципального образования «Город Коряжма» в целом, без какой-либо конкретизации. Также объекты дренажно-ливневой канализации МО «Город Коряжма» не конкретизированы и в Техническом задании, являющимся Приложением № 2 к Договору на предоставлении субсидии (л.д.43-44).
Дренажно-ливневая канализация муниципального образования «Город Коряжма» на основании акта приема-передачи канализационных сетей на баланс ПУ ЖКХ г. Коряжма от 07.12.1993 передана на баланс ПУ ЖКХ города Коряжмы от АО «Котласский ЦБК» (л.д. 85-98).
На основании договора хозяйственного ведения от 29.12.2012 № 713, заключенного между МО «Город Коряжма» и МУП «Благоустройство», администрация МО «Город Коряжма» закрепила за Предприятием на праве хозяйственного ведения имущество, согласно постановлению администрации от 25.12.2012 № 2290, акту приема-передачи № 1, в частности дренажную систему МО «Город Коряжма» (л.д. 100-102, 103-104).
Согласно акту приема-передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Город Коряжма» в собственность Архангельской области от 05.11.2018, в собственность Архангельской области передана автомобильная дорога «Котлас-Коряжма-Видель-Ильинско-Подомское» (участок км 33+791 – км 36+978), в частности земляное полотно, асфальтобетонное покрытие, цементобетонное покрытие, труба ж/б диаметром 1,0м, автопавильоны (металлические), автобусные остановки, знаки дорожные, барьерное ограждение, леерное ограждение, тротуар (асфальтное покрытие), съезды, и земельный участок. Какие-либо элементы дренажно-ливневой канализации в собственность Архангельской области не передавались. Из сообщения администрации муниципального образования «Город Коряжма» от 28.02.2020 следует, что сотрудниками МУП «Благоустройство» 21 февраля 2020 года выполнены работы по исправлению отклонений крышки люка смотрового колодца дождеприемника в районе улицы Архангельская, данных о заделке выбоин на дорожном покрытии не имеется (л.д.12)
Таким образом, при указанных обстоятельствах, лицом, ответственным за содержание дренажно-ливневой канализации в границах муниципального образования «Город Коряжма» является МУП «Благоустройство».
Частью 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям устанавливает ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу пунктом 5.2.4, 9.3.5.1 указанного ГОСТР определение размеров отклонений крышки люка, решетки дождеприемника (5.2.4), верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, возвышения междурельсового настила на железнодорожных переездах (5.2.4) осуществляют в соответствии с 9.3.2, а отдельных углублений и впадин в покрытии междурельсового пространства (настиле) (5.2.4) - по ГОСТ 32825.
Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 настоящего ГОСТ Р.
В ходе исполнения государственной функции надзора за дорожным движением 25 февраля 2020 года в 10:00 проведено обследование места дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 20 февраля 2020 года (наезд на препятствие) на предмет обследования состояния улично-дорожной сети в г. Коряжме, в ходе которого установлены следующие недостатки:
- на автомобильной дороге общего пользования местного значения, расположенной по ул. Архангельская в г. Коряжме Архангельской области возле дома 9 на асфальтобетонном покрытии проезжей части имеется дефект в виде отклонения крышки люка смотрового колодца и дождеприемника относительно уровня покрытия. Размеры отклонений по вертикали 10 см, размер выбоины по длине составляет 110 см, по ширине – 100 см, по глубине – 10 см, площадь 1,1 кв.м, что превышает предельно допустимые 1 см;
- на автомобильной дороге общего пользования местного значения, расположенной по ул. Архангельская в г. Коряжме Архангельской области возле дома 9 на асфальтобетонном покрытии проезжей части имеется дефект в виде отклонения крышки люка смотрового колодца и дождеприемника относительно уровня покрытия. Размеры отклонений по вертикали составяют 7 см, размер выбоины по длине – 90 см., по ширине – 82 см, глубине – 7 см, площадь 0,74 кв.м, что превышает предельно допустимые 1 см;
- на автомобильной дороге общего пользования местного значения, расположенной по ул. Архангельская в г. Коряжме Архангельской области возле дома 2 корп. 2 на асфальтобетонном покрытии проезжей части имеется дефект в виде отклонения крышки люка смотрового колодца и дождеприемника относительно уровня покрытия. Размеры отклонений по вертикали составляют 8 см, размер выбоин по длине составляет 90 см, по ширине – 72 см, по глубине – 8 см, площадь – 0,65 кв.м, что превышает предельно допустимые 1 см.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МУП «Благоустройство» имело возможность для соблюдения требований по обеспечению безопасности при содержании дорог, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку МУП «Благоустройство» являясь действующим юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц 31.05.2005 и поставленным на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговый службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, не обеспечило безопасность дорожного движения при содержании дорог, его действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
При назначении административного наказания юридическому лицу судья на основании положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающими (ст. 4.2 КоАП РФ) административную ответственность, судьей не установлено.
Отягчающим ответственность обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения в течение срока, установленного ст. 4.6 КоАП РФ.
Согласно части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрено назначение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, а также имущественное и финансовое положение Предприятия, которое является бюджетным учреждением, считаю возможным снизить размер административного наказания с 200 000 рублей до 100 000 рублей, поскольку, данный размер наказания будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 29.11 и 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
признать муниципальное унитарное предприятие города Коряжмы Архангельской области «Благоустройство» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.
Наименование получателя штрафа:
Получатель платежа – УФК по Архангельской области (УМВД России по Архангельской области)
ИНН 2901071427
КПП 290101001
р/с 40101810500000010003
банк получателя – отделение Архангельск
КБК 188 116 01123010001 140
БИК 041117001
ОКТМО 11708000
УИН 18810429200340000739.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.Е. Цыбульникова