Дело № 3а-231/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 ноября 2017 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре О.
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «Хх» и Общества с ограниченной ответственностью «Х» Х, представителя Думы городского округа Х Х, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Х
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Общества с ограниченной ответственностью «Х» и Общества с ограниченной ответственностью «Х» об оспаривании в части Правил благоустройства городского округа Х, утверждённых решением Думы городского округа закрытое административно-территориальное образование Х от хх года № хх (в редакции решения Думы городского округа Х от хх года № хх)
у с т а н о в и л:
хххх года Думой городского округа закрытое административно-территориальное образование Х принято решение № хх «О Правилах благоустройства территории городского округа Х», которое было официально опубликовано в печатном издании – газете «Х» от ххх года (№ х).
хххх года Думой городского округа Хх принято решение № хх «О внесении изменений в Правила благоустройства территории городского округа Х» (ранее утверждённые решением Думы городского округа закрытое административно-территориальное образование Х от хх года № хх), которое также было официально опубликовано ххх года в газете «хх», № хх (хх).
С учётом внесённых решением представительного органа муниципального от хх года № хх изменений пункт хх части х статьи хх Правил благоустройства территории городского округа Хх (далее – Правила благоустройства) изложен в следующей редакции: «ответственность за содержание и уборку мест сбора твёрдых коммунальных отходов, сбор мусора контейнерной площадке и вокруг неё по периметру хх метров от контейнерных площадок, очистку контейнерной площадки от грязи и снега, своевременную замену непригодных для использования контейнеров возлагается на собственников твёрдых коммунальных отходов (лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом). При наличии договора на оказание вышеуказанных услуг на организацию, осуществляющую соответствующий вид деятельности».
Общество с ограниченной ответственностью «Х» (далее – ООО «Х») и Общество с ограниченной ответственностью «Х» (далее – ООО «Х») обратились в Приморский краевой суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта х части х статьи х Правил благоустройства, утверждённых решением Думы городского округа закрытое административно-территориальное образование Хх от хх года № хх (в редакции решения Думы городского округа Ххх от ххх года № хх).
В обоснование своих требований административные истцы указали, что содержание оспариваемых ими положений Правил благоустройства допускает возможность привлечения их к административной ответственности по статье хх Закона Приморского края от ххх года № хх-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» (то есть за нарушение норм и правил в сфере благоустройства, установленных муниципальными нормативными правовыми актами) в случаях, когда контейнерные площадки и контейнеры для сбора и накопления твёрдых коммунальных отходов не включены в состав общего имущества многоквартирных домов, а также расположены за пределами земельных участков сформированных для обслуживания многоквартирных жилых домов, управление которых осуществляют ООО «Х» и ООО «Х».
По мнению административных истцов, действующая редакция пункта хх части х статьи х Правил благоустройства в нарушение требований гражданского и жилищного законодательства незаконно понуждает их осуществлять экономическую деятельность по содержанию имущества третьих лиц, являющихся собственниками (владельцами) земельных участков, на которых расположены контейнерные площадки и контейнеры для сбора и накопления твёрдых коммунальных отходов.
Определением судьи Приморского краевого суда от ххх года административные дела по административным исковым заявлениям ООО «Х» и ООО «Х» об оспаривании в части нормативного правового акта представительного муниципального образования объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании представитель ООО «Х» и ООО «Х» Х требования административного искового заявления поддержала в полном объёме, дополнительно пояснив, что ответственность за содержание и уборку мест сбора твёрдых коммунальных отходов и контейнерных площадок должна возлагаться на собственника (владельца) земельного участка, в пределах которого расположены указанные места сбора соответствующих отходов и контейнерных площадок. В то же время, оспариваемый пункт хх части х статьи х Правил благоустройства даёт возможность контролирующим органам и Административной комиссии городского округа Хх привлекать управляющие компании к ответственности (в том числе к административной ответственности по статье хх Закона Приморского края от ххх года № хх-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае») в случаях, когда собственники помещений многоквартирных домов, выбравших в качестве управляющих компаний ООО «Х» и ООО «Х», используют места сбора твёрдых коммунальных отходов и контейнерных площадок, которые расположены за пределами земельных участков, сформированных для эксплуатации многоквартирных жилых домов. Также представитель административных истцов просила суд взыскать с Думы городского округа Хх понесённые ООО «Хх» и ООО «Хх» судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Представитель Думы городского округа Х хх в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснив, что собственники помещений в многоквартирном доме должны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, включая содержание мест накопления твердых коммунальных отходов. Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе по откачке жидких бытовых отходов, организация содержания мест накопления бытовых отходов, сбор отходов и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов, являются одной из обязанностей управляющей организации по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. По мнению представителя административного ответчика, в случае, если объект накопления твердых коммунальных отходов, используемый собственниками квартир в многоквартирном доме, находится за пределами земельного участка, предназначенного для эксплуатации такого дома, собственники твёрдых коммунальных отходов, которыми являются жильцы многоквартирного дома, должны нести обязанность по содержанию и уборке мест сбора соответствующих отходов, в том числе контейнерных площадок, одновременно такая обязанность должна возлагаться и на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. Кроме того, представитель Думы городского округа Хх пояснил, что до внесения в хх году изменений в пункт хх части хх статьи хх Правил благоустройства обязанность по содержанию и уборке территории, прилегающей к контейнерным площадкам, возлагалась на собственников, владельцев и арендаторов соответствующих площадок, однако, поскольку земельные участки для эксплуатации многоквартирных домов сформированы и поставлены на кадастровый учёт в городском округе Большой Камень, как правило, в пределах отмостки вокруг этих домов, а жильцы домов использовали контейнерные площадки за пределами придомовых территорий, в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, согласно которым ответственность за содержание и уборку мест сбора твёрдых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, была возложена на собственников твёрдых коммунальных отходов и управляющие организации.
Выслушав объясненияпредставителя ООО «Хх» и ООО «Х» Х., объяснения представителя Думы городского округа Х хх, а также заключение прокурора отдела прокуратуры Приморского края Хх., полагавшей, что имеются основания для признания нормативного правового акта представительного органа муниципального образования недействующим в оспариваемой части, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Правила благоустройства, действующие на территории городского округа Ххх, утверждены решением Думы городского округа закрытое административно-территориальное образование Ххх от хх года № хх. Данный нормативный правовой акт был официально опубликовано в печатном издании – газете «Хх» от ххх года (№ хх).
Решением Думы городского округа ххх от ххх года № хх, которое было официально опубликовано в газете «Ххх» от хх года (№ хх (хх)), в Правила благоустройства были внесены изменения.
Так, пункт хх части х статьи х Правил благоустройства (с учётом содержания вводного абзаца части х статьи х Привил благоустройства) изложен в следующей редакции: «ответственность за содержание территории, организацию и проведение уборки возлагается: за содержание и уборку мест сбора ТКО, сбор мусора контейнерной площадке и вокруг неё по периметру х метров от контейнерных площадок, очистку контейнерной площадки от грязи и снега, своевременную замену непригодных для использования контейнеров – на собственников ТКО (лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом). При наличии договора на оказание вышеуказанных услуг на организацию, осуществляющую соответствующий вид деятельности».
В свою очередь, под аббревиатурой «ТКО» согласно статье хх Правил благоустройства понимаются «твёрдые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами».
Таким образом, оспариваемые административными истцами положения Правил благоустройства, используя понятие собственника твёрдых коммунальных отходов, к которому приравнивается и лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, возлагает на них обязанность осуществлять содержание и уборку мест сбора твердых коммунальных отходов, а также территорий контейнерных площадок, своевременную замену контейнеров либо обязанность заключить договор на оказание соответствующих услуг с организацией, осуществляющей подобные виды деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО «Хх» и ООО «Хх» имеющие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от хх № хх и от хх года № хх соответственно, выданные Государственной жилищной инспекцией Приморского края, осуществляют такую деятельность на территории городского округа Ххх.
В ххх году данные управляющие организации неоднократно привлекались к административной ответственности по статье ххх Закона Приморского края от ххх года № хх-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» за нарушения требований пункта хх части хх статьи хх Правил благоустройства, выразившиеся в непринятии мер по своевременной очистке контейнерных площадок, при этом в представленных суду протоколах об административных правонарушениях и в постановлениях по делам об административных правонарушениях, вынесенных Административной комиссией городского округа Большой Камень, не имеется указаний на то, что соответствующие контейнерные площадки находятся на придомовых территориях, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «Ххх» и ООО «Хх».
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся: санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Пункт хх Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от хх года № ххх, предусматривает, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по управлению многоквартирным домом, на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключенному с собственниками помещений в многоквартирном доме.
В силу требований частей 2 и 3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом такая организация несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленным Правительством Российской Федерации.
Пункты х, х, х Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ххх года № хх, предписывают собственнику помещений многоквартирного дома оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначенные для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, использовать в общих интересах, то есть собирать и вывозить накапливаемые в них твердые бытовые отходы, ремонтировать и содержать.
Таким образом, обязанность собственников по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включающая в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, входит в обязанность содержать принадлежащее им имущество. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом соответствующая обязанность возлагается и на управляющую организацию.
Между тем термин «собственник твёрдых коммунальных отходов», используемый в пункте хх части хх статьи хх Правил благоустройства, не может рассматриваться как тождественный термину «собственник помещения в многоквартирном доме».
Такое словосочетание (собственник твёрдых коммунальных отходов) используется в Правилах обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ххх года № ххх, при раскрытии понятия «потребителя», заключившего (обязанного заключить) с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В то же время, в силу пункта хх указанных выше Правил бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твёрдых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме (а не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов – собственники земельных участков, на которых расположены такие площадки и территория).
Действующее жилищное законодательство не использует понятие «собственник твёрдых коммунальных отходов» применительно к вопросам управления многоквартирными домами, а также к вопросам содержания оборудования контейнерных площадок и иных объектов, используемых для сбора твердых коммунальных отходов (как составную часть работ по содержанию общего имущества в жилых многоквартирных домах).
По мнению суда, оспариваемая административными истцами правовая норма не отвечает принципу формальной определённости, поскольку даёт возможность правоприменителям произвольно возлагать на организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, помимо их воли обязанность по содержанию земельных участков, не входящих в состав придомовых территории, а также понуждать данные организации к заключению договоров с организациями, осуществляющими деятельность по сбору мусора с контейнерных площадок, по очистке контейнерных площадок от грязи и снега, по замене непригодных для использования контейнеров, которые не входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48), проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 21 января 2010 года № 1-П и от 31 марта 2015 года № 6-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности её произвольного применения, а значит – к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Пункт хх части хх статьи хх Правил благоустройства не соответствует требованиям формальной определенности, поскольку его конструкция допускает наличие неоднозначного толкования и различной правоприменительной практики (включая возложение на управляющие компании обязанности осуществлять содержание и уборку мест сбора твердых коммунальных отходов, а также территорий контейнерных площадок, не расположенных на земельных участках, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, либо обязанность заключить договор на оказание соответствующих услуг со сторонними организациями), следовательно, он подлежит признанию недействующим.
Довод представителя Думы городского округа Х Х о том, что управляющие компании должны нести ответственность в случае, если собственник жилого помещения выбрасывает твёрдые коммунальные отходы в контейнеры, которые не расположены на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не основан на положениях действующего законодательства.
Как уже указывалось выше, согласно пункту хх Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ххх года № хх, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая разъяснения, приведённые в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, а также то, что Правила благоустройства применялись, и на основании данного нормативного правового акта реализовывались права граждан и организаций, суд считает необходимым признать не действующим пункт хх части х статьи х Правил благоустройства со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает также необходимым обязать Думу городского округа Хх опубликовать решение суда в официальном печатном издании указанного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части хх статьи хх Устава городского округа Хх, утверждённого решением Думы городского округа закрытое административно-территориальное образование город Хх от хх года № х-х (действующего в редакции решения Думы городского округа Ххх от ххх года № хх), опубликование решения суда возможно в газете «Хх».
Кроме того, на основании части 1 статьи 111 КАС РФ суд считает необходимым взыскать с Думы городского округа Х в пользу ООО «Ххх» и ООО «Хххх» судебные расходы по ххх рублей каждому юридическому лицу, то есть в размере государственной пошлины, уплаченной организациями в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в бюджет при подаче административных исковых заявлений об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административные исковые заявления Общества с ограниченной ответственностью «Ххх» и Общества с ограниченной ответственностью «Хх» об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт хх части хх статьи хх Правил благоустройства городского округа Хххх, утверждённых решением Думы городского округа закрытое административно-территориальное образование Ххх от ххх года № ххх (в редакции решения Думы городского округа Хххх от хх года № ххх).
Обязать Думу городского округа Хххх опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании данного представительного органа местного самоуправления в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Думы городского округа Ххх в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Хх» расходы на оплату государственной пошлины в сумме ххх рублей.
Взыскать с Думы городского округа Хххх в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Хх» расходы на оплату государственной пошлины в сумме ххх рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья