Именем Российской Федерации
23 января 2024 года г.Тамбов
Ленинский районный суд города Тамбова в составе:
судьи Словесновой А.А.,
с участием адвоката Ельзова А.В.,
при секретаре судебного заседания Фроловой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косарева Леонида Валентиновича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Косарев Л.В. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее ОСФР по Тамбовской области) о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости, в обоснование требований указав, что он является лицом, имеющим право на назначение пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в связи с достижением возраста 65-ти лет.
В связи с чем 17.03.2023г. он обратился в ОСФР по Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Однако решением ОСФР по Тамбовской области от 18.04.2023г. №51276/23 ему – Косареву Л.В. было отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа – 9 лет и требуемой величины ИПК – 13,8, так как в его страховой стаж не были включены следующие периоды трудовой деятельности:
с 02.07.1975г. по 22.08.1977г. – в должности слесаря 2 разряда по ремонту технологического оборудования химического производства в Днепродзержинском ремонтно-строительно-монтажном управлении №1 треста «Донхимремстроймонтаж»;
с 21.09.1977г. по 30.03.1978г. – в должности слесаря механосборочных работ 2 разряда ремонтно-механического цеха на Запорожском Огнеупорном заводе;
с 21.12.1981г. по 31.03.1982г. – в должности электромонтера 3 разряда в Опытно-производственном предприятии, поскольку на титульном листе представленной трудовой книжки, открытой 11.08.1975г., имеется исправление в фамилии, не соответствующее требованиям, что является нарушением Инструкции по заполнению трудовых книжек.
При этом истец обращает внимание, что пенсионным органом никаким образом не дана оценка представленной им справке, подтверждающей его проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Считает отказ во включении в его страховой стаж указанных выше периодов работы незаконным, так как в данные периоды он был трудоустроен, получал заработную плату.
Недостатки и неточности заполнения его трудовой книжки не могут служить основанием для ущемления его права на полноценное социальное обеспечение, гарантируемое государством в соответствии со ст.39 Конституции РФ.
Не согласившись с решением пенсионного органа от 18.04.2023г. №51276/23, истец обжаловал его в установленном законом порядке (25.04.2023г.) в Фонд социального страхований России, который письменным сообщением от 18.05.2023г. оставил его (Косарева Л.В.) жалобу без удовлетворения, сославшись на отсутствие у истца требуемого стажа в виду неправильного исправления его фамилии в трудовой книжке.
Также истец полагает, что пенсионный орган неправильно трактует положения Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ в части необходимого ему, как лицу, пострадавшему вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку на момент достижения им необходимого возраста, необходимый страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости составляет 5 лет, а не как полагает ответчик 9 лет. Из оспариваемого решения следует, что без учета спорных периодов работы, у истца страховой стаж составляет 5 лет 10 месяцев 13 дней, а по его (Косарева) подсчетам его страховой стаж с учетом учтенных ответчиком периодов работы и не учтенных составляет 9 лет 9 месяцев 3 дня.
На основании выше изложенного просит включить указанные выше периоды работы его страховой стаж и назначить ему страховую пенсию по старости с даты обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с 17.03.2023г.
В ходе рассмотрения дела на основании ст.43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат Тамбовской области (далее ВКТО).
Истец Косарев Л.В. в судебное заседание не явился, извещена надлежащим образом, что подтверждается пояснениями его представителя в судебном заседании, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В предварительном судебном заседании 28.11.2023г. истец Косарев Л.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что он является получателем военной пенсии за выслугу лет. Однако он, как лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается представленной им льготной справкой, имеет право на получение страховой пенсии при наличии страхового стажа 5 лет, что отражено в ответе от 18.05.2023г. Указал, что первоначально он обращался в Пенсионный фонд по вопросу назначения страховой пенсии по старости в 2015г. и на тот момент предоставлял все необходимые документы.
Представитель истца Косарева Л.В. по ордеру адвокат Ельзов А.В. требования своего доверителя поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что слов своего доверителя ему известно, что первое заявление Косарев Л.В. направил в отделение Пенсионного фонда по Тамбовской области в г.Мичуринске до 2015 года. В 2015 году для получения пенсии по старости требовался трудовой стаж 6 лет. В связи с чем на момент первого обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, трудовой стаж Косарева Л.В. составлял 7 лет 9 месяцев и 27 дней, что более, чем достаточно для назначения страховой пенсии по старости. Обратил внимание, что гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, назначается государственная пенсия в соответствии с законом Федеральным законом № 166-ФЗ. Полагал, что исправление фамилии истца в трудовой книжке удостоверено непосредственно работодателем, в связи с чем ответчик не вправе был ссылаться на недействительность данного документа. На основании изложенного полагал, что его доверитель Косарев Л.В. имеет право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона №166-ФЗ одновременно с уже назначенной пенсией за выслугу лет.
Представитель ответчика ОСФР по Тамбовской области по доверенности Топорков И.Н. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа от 18.04.2023г. №51276/23 и сообщении от 18.05.2023г. №68-06/3444л, просил в удовлетворении исковых требований Косареву Л.В. отказать. Дополнительно пояснил, что с учетом включения в страховой стаж истца спорных периодов работы, его страховой стаж составит 8 лет 9 месяцев 25 дней и величины ИПК – 8,836 (л.д.58), что менее необходимых Косареву Л.В., достигшему в 2018г. возраста 60-ти лет, страхового стажа – 9 лет и величины ИПК по состоянию на 2018г. – 13,8. Также разъяснил, что в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», с учетом положений п.6 ст. Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ, и их семей», и страховая пенсия по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ. То есть истец Косарев Л.В. может претендовать только на страховую часть пенсии по общим основаниям, то есть как лицо, достигшее в 2018г. возраста 60-ти лет, только при наличии страхового стажа 9 лет и величины ИПК – 13,8. Либо истец отказывается от получения пенсии по выслуге лет и имеет право претендовать на получение страховой пенсии, с учетом включения в страховой стаж периодов службы в армии и самой военной службы. На вопрос представителя истца пояснил, что каких-либо обращений Косарева Л.В. в пенсионный орган ранее 2023г. в пенсионном деле последнего отсутствуют.
Представитель третьего лица ВКТО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве отражено ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствие их представителя.
В письменном отзыве представитель третьего лица ВКТО указывает, что рассмотрение исковых требований Косарева Л.В. ВКТО оставляет на усмотрение суда. Дополнительно поясняют, что майор в отставке Косарев Леонид Валентинович *** года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу 1: органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с 01.12.1997г. по настоящее время. Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, в соответствии с выше указанным законом составляют с 11.05.1982г. по 11.10.1996г., с 01.04.1978г. по 01.10.1979г., что подтверждается послужным списком, хранящимся в личном деле Косарева Л.В. в центре социального обеспечения военного комиссариата Тамбовской области (л.д.67).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и пенсионное дела истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Гражданам, которые в период с 1 января 2019г. по 31 декабря 2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к настоящему Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему.
На основании статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч.1, ч.2 ст.14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотреныстатьями 11и12настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии сФедеральным закономот 1 апреля 1996года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотреныстатьями 11и12настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии сФедеральным закономот 1 апреля 1996года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 36 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ.
В силу ст.10 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" наряду с понятием "страховой стаж" для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, применяется и понятие "общий трудовой стаж", под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию.
В силу п.2 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в редакции, действующей с 01.01.2010г., расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Исходя из п. п. 6, 7 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2021г. N538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения): а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж,правилаподсчета и подтверждения которого утвержденыпостановлениемПравительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N41, ст.5545; 2021, N11, ст.1836); б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренныхФедеральным законом"О страховых пенсиях", необходимы документы (сведения): а) об отказе от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости (пункт2 части15 статьи15Федерального закона "О страховых пенсиях"); б) об обстоятельствах, предусмотренныхФедеральным закономот 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N52, ст.4920; 2020, N50, ст.8074) (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), с учетом которых исчисляется размер страховой частитрудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной частитрудовой пенсии по старости и накопительной частитрудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014г. (часть10 статьи15Федерального закона "О страховых пенсиях"); в) о том, что гражданин после возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости не является (не являлся) получателем иной пенсии, за исключением накопительной пенсии, либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть16 статьи15Федерального закона "О страховых пенсиях"); г) о том, что гражданин является получателем пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии сЗакономРоссийской Федерации от 12 февраля 1993г. N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N9, ст.328; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N52, ст.8577) (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей") (часть1 статьи16Федерального закона "О страховых пенсиях"); д) о том, что гражданин из числа космонавтов является получателем пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению в соответствии сФедеральным законом"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (часть1 статьи16Федерального закона "О страховых пенсиях"); е) о том, что гражданин является инвалидом I группы (часть1 статьи17Федерального закона "О страховых пенсиях"); ж) о нетрудоспособных членах семьи (с учетом требований, предъявляемых к документам определенных категорий нетрудоспособных членов семьи, указанным впунктах 10и11настоящего перечня) (часть3 статьи17Федерального закона "О страховых пенсиях"); з) о том, что нетрудоспособные члены семьи находятся на иждивении гражданина (с учетом требований, предъявляемых к документам о нахождении на иждивении определенных категорий нетрудоспособных членов семьи, указанным вподпункте "к.1" пункта 11настоящего перечня) (часть 3 статьи 17,части 4,41и42статьи 10Федерального закона "О страховых пенсиях"); и) о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (части4и5 статьи17Федерального закона "О страховых пенсиях"); к) о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (часть9 статьи17Федерального закона "О страховых пенсиях"); л) о периодах работы в сельском хозяйстве, дающей право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, о неосуществлении работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии сФедеральным закономот 15 декабря 2001г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N51, ст.4832; 2021, N24, ст.4199) (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), и проживании в сельской местности (часть14 статьи17Федерального закона "О страховых пенсиях"); м) о замещении после 1 января 2017г. должностей, предусмотренных частью 11статьи8 Федерального закона "О страховых пенсиях", и (или) об освобождении от данных должностей (прекращении полномочий) (часть11статьи8,пункт1 части15 статьи15Федерального закона "О страховых пенсиях"); н) о периодах прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или осуществления деятельности (работы), в период которой на гражданина не распространялось обязательное пенсионное страхование, а также об увольнении со службы (с работы) начиная с 1 января 2002г. и неприобретении права на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета (часть12 статьи15Федерального закона "О страховых пенсиях"); о) о том, что гражданин, которому назначается пенсия, является родителем лица, в отношении которого устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (часть 31статьи17Федерального закона "О страховых пенсиях"); п) о том, что гражданин, которому назначается пенсия, является опекуном лица, в отношении которого устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (часть 31статьи17Федерального закона "О страховых пенсиях"); р) о том, что лицо, в отношении которого устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, является недееспособным гражданином (часть31статьи17Федерального закона "О страховых пенсиях"); с) о том, что лицо, в отношении которого устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, является инвалидом с детства (часть31статьи17Федерального закона "О страховых пенсиях"); т) о том, что лицо, в отношении которого устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, не находится на полном государственном обеспечении (часть31статьи17Федерального закона "О страховых пенсиях").
В пп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ и ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Косарев Леонид Валентинович, *** года рождения, обратился в ОСФР по Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив необходимый пакет документов, в том числе трудовую книжку (л.д.50-52).
По смыслу ст.15 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется с учетом индивидуального пенсионного коэффициента, на который влияет продолжительность страхового стажа.
Решением ОСФР по Тамбовской области от 18.04.2023г. №51276/23 (л.д.16-18) Косареву Л.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа – 9 лет и требуемой величины ИПК – 13,8, так как в его страховой стаж не были включены следующие периоды трудовой деятельности:
с 02.07.1975г. по 22.08.1977г. – в должности слесаря 2 разряда по ремонту технологического оборудования химического производства в Днепродзержинском ремонтно-строительно-монтажном управлении №1 треста «Донхимремстроймонтаж»;
с 21.09.1977г. по 30.03.1978г. – в должности слесаря механосборочных работ 2 разряда ремонтно-механического цеха на Запорожском Огнеупорном заводе;
с 21.12.1981г. по 31.03.1982г. – в должности электромонтера 3 разряда в Опытно-производственном предприятии, поскольку на титульном листе представленной трудовой книжки, открытой 11.08.1975г., имеется исправление в фамилии, не соответствующее требованиям, что является нарушением Инструкции по заполнению трудовых книжек.
При этом ответчиком принят к зачету для назначения страховой пенсии по старости страховой стаж Косарева Л.В. – 5 лет 10 месяцев 13 дней.
В трудовой книжке истца Косарева Л.В. (л.д.26-32) имеются следующие записи:
запись №1 – 02.07.1975г. принят слесарем 2 разряда по ремонту технологического оборудования химического производства на участок №1 треста «Донхимремстроймонтаж» (приказ №56к от 02.07.1975г.);
запись №2 – 22.08.1977г. уволен по ст.38 КЗоТ РСФСР по собственному желанию (приказ №80к от 30.08.1977г.);
запись №3 – 21.09.1977г. принят слесарем механосборочных работ 2 разряда ремонтно-механического цеха на Запарожский Огнеупорный завод (приказ №726 от 21.09.1977г.);
запись №4 – 30.03.1978г. уволен в ряды Советской Армии (приказ №244 от 30.03.1978г.);
запись №9 – 21.12.1981г. зачислен электромонтером 3 разряда в Опытно-производственном предприятии (приказ №242 от 18.12.1981г.);
запись №6 – 31.03.1982г. уволен в ряды Советской Армии (приказ №71 от 06.04.1982г.).
Удовлетворяя исковые требования Косарева Л.В. в части включения в его страховой стаж указанных выше спорных периодов его работы, суд исходит из того, что в судебном заседании бесспорно установлено, что в указанные периоды (с 02.07.1975г. по 22.08.1977г., с 21.09.1977г. по 30.03.1978г., с 21.12.1981г. по 31.03.1982г.) истец был трудоустроен в указанных в трудовой книжке должностях, что подтверждается, помимо объяснений истца, трудовой книжкой истца, которая в силу ст.66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Не надлежащим образом заполнение трудовой книжки истца Косарева Л.В. не может повлечь нарушение его социальных прав на пенсионное обеспечение.
При этом суд учитывает, что нарушение в исправлении фамилии истца на первом листе трудовой книжки с датой выдачи «11 августа 1975 года» заверено его работодателем с соответствующей подписью и печатью организации (л.д.26).
В соответствии со ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. По смыслу ч.4 ст.66 ТК РФ в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя вносятся записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении.
В соответствии с п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В силу п.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и решения дела.
В силу п.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Вместе с тем ст. 60 ГПК РФ предусматривает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, который не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания наличия общего трудового (страхового) стажа.
Поэтому суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе и показания свидетелей при разрешении вопроса о факте работы гражданина в определенных организациях.
В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003г. № 69 (ранее действовала Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162 с последующими изменениями), в трудовых книжках ставится порядковый номер вносимой записи, записи о работе вносятся в трудовую книжку на основании документов (приказ, распоряжение или иное решение работодателя, указывается дата и номер документа) и заверяется подписью должностного лица и печатью организации. Если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в трудовой книжке делается соответствующая запись с указанием основания переименования.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Кроме того, из письма Пенсионного фонда РФ от 19 марта 2004 г. следует, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. N 10, а также «малыми Списками», то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992г., рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Таким образом, периоды работы истца Косарева Л.В. с 02.07.1975г. по 22.08.1977г. в качестве слесаря 2 разряда по ремонту технологического оборудования химического производства в Днепродзержинском ремонтно-строительно-монтажном управлении №1 треста «Донхимремстроймонтаж»; с 21.09.1977г. по 30.03.1978г. в качестве слесаря механосборочных работ 2 разряда ремонтно-механического цеха на Запорожском Огнеупорном заводе; с 21.12.1981г. по 31.03.1982г. в качестве электромонтера 3 разряда в Опытно-производственном предприятии, подлежат безусловному включению в его страховой стаж по вышеизложенным основаниям.
Удовлетворяя исковые требования Косарева Л.В., суд исходит из совокупности представленных доказательств и приходит к выводу о том, что спорные периоды работы подлежат включению в страховой стаж истца для назначения страховой пенсии по старости.
Ответчиком указанные обстоятельства не опровергнуты, тогда как в соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При этом суд полагает, что требования истца Косарева Л.В. о назначении ему страховой пенсии по старости с 17.03.2023г. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец Косарев Л.В. родился 01.03.1958г. (л.д.39).
В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред.закона от 01.01.2018г.) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно переходным положениям, установленным ст.35 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляла 6 лет и начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на 1 год.
При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента30.
Таким образом, мужчинам, достигшим возраста 60 лет в 2018 году (то есть 1958 года рождения), страховая пенсия по старости может быть назначена при наличии на 2018 год не менее 9 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 13,8.
В судебном заседании установлено и следует из письменных объяснений ответчика, что с учетом включения в страховой стаж истца Косарева Л.В. спорных периодов работы, страховой стаж последнего составит 8 лет 9 месяцев 25 дней, а величина ИПК – 8,836 (л.д.58), что меньше необходимых в соответствии с пенсионным законодательством (9 лет страхового стажа и величина ИПК – 13,8).
Доводы стороны истца о том, что имеет право на назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» при наличии у него страхового стажа в 5 лет, суд полагает несостоятельными по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и следует из справки №203 от 13.07.1995г., выданной администрацией г.Ряжска Рязанской области (л.д.25), с 26.04.1986г. по 29.03.1988г. проживал в г.Ряжск Рязанской области, расположенном на территории с плотностью загрязнения по цезию 137 Кюри кв/км, отнесенному в соответствии со ст.11 Закона РСФСР от 18.06.1992г. «О социальной заушите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС» к зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом. Также в данной справке указано, что выдана она для предъявления в органы, назначающие пенсии, по новому месту жительства для решения вопроса пенсионного обеспечения (при наступлении права на пенсию), а также, что данная справка не дает права на получение льгот и компенсаций (кроме п.6 ст.19) по Закону РФ от 18.06.1992г. «О социальной заушите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удостоверение проживающего на территории с льготным социально-экономическим статусом от 13.07.1995г. серия АС № 01099 изъято 13.04.1995г. (копия данного удостоверения на л.д.117).
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренныхФедеральным законом"О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренныхЗакономРоссийской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотреныФедеральным законом"О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии сЗакономРоссийской Федерации от 12 февраля 1993года N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; другими федеральными законами, в том числе, Федеральным законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Положениями статьи 2 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 установлено, что отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются указанным Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих данному Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в
соответствии с ними.
В связи с этим гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, законодательством предоставлены дополнительно льготные условия назначения пенсии по старости.
При выполнении необходимых условий пенсия по старости гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» или Федеральным законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Таким образом, истец Косарев Л.В. действительно имеет право на получение страховой пенсии по старости, как гражданин, пострадавший вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при наличии именно страхового стажа не менее 5 лет.
Однако в судебном заседании установлено, что истец Косарев Л.В. является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет с 12.10.1996г. по настоящее время, что подтверждается справкой Военного комиссариата Тамбовской области №1175 от 14.12.2023г. (л.д.69).
В связи с чем, в данном случае истец Косарев Л.В. может претендовать на назначение страховой пенсии по старости (кроме фиксированной выплаты к ней) в соответствии с пенсионным законодательством на общих основаниях, то есть при достижении Косаревым Л.В. 60-ти лет в 2018г., ему необходимо наличие страхового стажа не менее 9 лет и величины ИПК – 13,8. Поскольку действующим пенсионным законодательством право на одновременно получение двух пенсий (пенсии за выслугу лет и пенсии по старости, установленной по нормам Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ) для данной категории граждан не предоставлено.
Как указано выше в настоящем решении суда, что у истца Косарева Л.В., с учетом включения в его страховой стаж спорных периодов работы, страховой стаж составляет 8 лет 9 месяцев 25 дней, а величина ИПК – 8,836 (л.д.58), что меньше необходимых в соответствии с пенсионным законодательством (9 лет страхового стажа и величина ИПК – 13,8). В связи с чем требования истца Косарева Л.В. о назначении ему страховой пенсии по старости с 17.03.2023г. удовлетворению не подлежат.
Доводы стороны истца о том, что он ранее в 2015г. обращался в пенсионный орган с соответствующим заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в связи с чем ему необходимо только 6 лет страхового стажа, суд полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по выше изложенным основаниям и в связи с неправильным толкованием пенсионного законодательства. Кроме того, из материалов пенсионного дела истца следует, что никакого обращения Косарева Л.В. в Пенсионный фонд ранее 17.03.2023г. не было.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Косарева Леонида Валентиновича удовлетворить частично.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (ОГРН ***, ИНН/КПП ***/***) включить Косареву Леониду Валентиновичу (*** года рождения, СНИЛС ***) в страховой стаж периоды работы:
с 02.07.1975г. по 22.08.1977г. – в должности слесаря 2 разряда по ремонту технологического оборудования химического производства в Днепродзержинском ремонтно-строительно-монтажном управлении №1 треста «Донхимремстроймонтаж»;
с 21.09.1977г. по 30.03.1978г. – в должности слесаря механосборочных работ 2 разряда ремонтно-механического цеха на Запорожском Огнеупорном заводе;
с 21.12.1981г. по 31.03.1982г. – в должности электромонтера 3 разряда в Опытно-производственном предприятии.
В удовлетворении исковых требований Косарева Леонида Валентиновна к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о назначении ему страховой пенсии по старости с 17.03.2023г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: А.А. Словеснова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.02.2024г.
Судья: А.А. Словеснова