Дело № 2а-239/2022
62RS0011-01-2022-000311-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федераци
г. Спас-Клепики Рязанской области 09 августа 2022 года
Клепиковский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Антропова С.С.,
с участием помощника прокурора Донской А.М., Абрамовой М.Д.,
при помощнике судьи Обуховой Л.И.,
секретаре Очередном С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Клепиковского района Рязанской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» о признании бездействия незаконным и об обязании принять меры по замене дорожного знака 1.12.1 (опасные повороты) с изменением светотехнических характеристик на автомобильной дороге «Москва-Егорьевск-Тума-Касимов», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-001,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Клепиковского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», в котором, с учетом уточнений исковых требований, просит:
- признать незаконным бездействие ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», выразившееся в непринятии мер по замене дорожного знака 1.12.1 (опасные повороты) с изменением светотехнических характеристик на автомобильной дороге «Москва-Егорьевск-Тума-Касимов», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-001;
- обязать Государственное Казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» принять меры на 168 км + 081м автомобильной дороге «Москва-Егорьевск-Тума-Касимов», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-001, протяженностью 13,52 км, по замене дорожного знака 1.12.1 (опасные повороты) с изменением светотехнических характеристик
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в соответствии с действующим законодательством Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области несет обязанность по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Рязанской области.
В сентябре 2018 года было создано Государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий министерства.
В ходе обследования автомобильной дороги «Москва-Егорьевск-Тума-Касимов» были выявлены нарушения ГОСТ Р 50597-2017, которые прокуратура просит устранить.
В ходе рассмотрения дела определением суда к участию в деле привлечено ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Поволжуправтодор») в качестве заинтересованного лица.
Административный ответчик о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель ответчика в суд не явился, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители заинтересованных лиц ФКУ «Поволжуправтодор», Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, в судебное заседание не явились, представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В связи с изложенным, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Помощник прокурора Абрамова М.Д. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что выявленные нарушения не устранены на момент рассмотрения дела.
От представителя ответчика ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» поступил отзыв, согласно которому ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» является государственным заказчиком по размещению заказов на выполнение работ для государственных нужд Рязанской области.01.09.2020 года был заключен государственный контракт №78/08/4 на выполнение подрядных работ по нормативному содержанию и приведению в нормативное состояние автомбильных дорогобщего пользования регионального и муниципального значения с ООО «Рязаньинжсельстрой».
26.04.2022 года был заключен государственный контракт №16/03/4 на выполнение подрядных работ по нормативному содержанию и приведению в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения с АО «Рязаньавтодор».
Заслушав прокурора, изучив письменные возражения административного ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан.
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась – ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога «Москва-Егорьевск-Тума-Касимов», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-001, протяженностью 13,52 км., входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области, утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 года № 184.
Согласно сообщению Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 27.07.2022 года №ТЖ/6-3759 участок автомобильной дороги 164 км+839 м – 169 км 924 м является частью автомобильной дороги Москва-Егорьевск-Тума-Касимов», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-001.
Согласно распоряжению Правительства Рязанской области от 11.09.2018 года №431-р ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» создано с целью реализаций полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области.
Согласно сообщению Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 04.07.2022 года №ТЖ/6-3340 до ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» на в 2021 году доведено 8 423 949 586 рублей 29 копеек на осуществление полномочий по дорожной деятельности. В 2022 году на осуществление указанных полномочий до ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» доведено 9 351 245 597 рублей 40 копеек.
Согласно Уставу ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», утвержденному 18.09.2018 года учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. Учреждение создается в целях реализации государственной политики и координации деятельности по вопросам проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: обеспечение сохранности автомобильных дорог; контроль за выполнением подрядными организациями норм и правил эксплуатации автомобильных дорог; обеспечение принятия в установленном порядке мер по устранению выявленных недостатков, иное. Предоставление финансового обеспечения деятельности учреждения осуществляется Минтрансом Рязанской области (л.д. 24-40).
Следовательно, ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», осуществляющее полномочия Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, несет обязанность по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Рязанской области.
Подпунктом 11 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
В силу п. 3 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичное положение о полномочиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации содержится в ст. 12 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильных дорог закон понимает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ).
Ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог – ст. 12 Ф3 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно п. 6.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», у тв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года № 270-ст, дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов в виде изменения светотехнических характеристик.
Согласно акту комплексной проверки от 01 августа 2022 года, на 168 км +081 м автомобильной дороги «Москва-Егорьевск-Тума-Касимов», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-001 установлен дорожный знак 1.12.1 (опасные повороты) с изменением светотехнических характеристик.
Оснований сомневаться в достоверности и допустимости данного акта не имеется.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанный акт, и подтверждающих соответствие спорного участка дороги требованиям ГОСТ Р 52766-2007, административным ответчиком в порядке ст. 62 КАС РФ суду не представлено.
Доказательств устранения выявленных недостатков в содержании участков автомобильной дороги суду также не представлено.
Оценивая в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что административный ответчик совершил бездействие, выразившееся в неисполнении возложенной на него законом обязанности по принятию мер по организации содержания автомобильной дороги.
Указанный в заявлении участок автодороги не отвечают требованиям ГОСТ Р 52766-2007, что влечет нарушение требований безопасности дорожного движения. Данное бездействие создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан - неопределенного круга лиц (участников дорожного движения), способствует возникновению аварийных ситуаций на вышеуказанной дороге, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению полностью.
Административный ответчик не представил доказательств законности совершенного им бездействия.
Довод административных ответчика о том, что ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» является государственным заказчиком по размещению заказов на выполнение работ для государственных нужд Рязанской области, суд находит не состоятельным, Поскольку обязанность по надлежащему содержанию автомобильных дорог возложена именно на ответчика.
Суд полагает, что срок для исполнения настоящего решения суда ответчику надлежит определить в 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в законную силу. При определении указанного срока суд учитывает объем подлежащих проведению работ, мнения сторон, а также требования разумности.
Также, административный ответчик вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 189 КАС РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Клепиковского района Рязанской области удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», выразившееся в непринятии мер по нанесению замене дорожного знака, на автомобильной дороге «Москва-Егорьевск-Тума-Касимов», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-001.
Обязать ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» принять меры на автомобильной дороге «Москва-Егорьевск-Тума-Касимов», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-001, протяженностью 13,52 км, на 168 км + 081 м вышеуказанной дороги по замене дорожного знака 1.12.1 (опасные повороты) с изменением светотехнических характеристик в соответствии с п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Клепиковский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2022 года
Судья: Антропов С.С.