Решение по делу № 2-238/2015 от 17.02.2015

№ 2-238/2015 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 18 марта 2015 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» к отделу судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми об уменьшении исполнительского сбора,

установил:

Администрация муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» обратилась в суд с исковым заявлением к отделу судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми об уменьшении исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми. В обоснование заявленных требований указано, что 18.11.2014 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления ФССП по РК возбуждено исполнительное производство о возложении на администрацию обязанности в срок до 01.12.2014 произвести работы по капитальному ремонту жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с.Выльгорт, <адрес> – а именно<данные изъяты>. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 03.02.2015 на администрацию сельского поселения «Выльгорт» наложен исполнительский сбор в размере ? за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. На день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора должником предпринимались активные меры по исполнению судебного решения. Неисполнение названного решения в установленный срок обусловлено объективными причинами, а именно, отсутствием в бюджете поселения денежных средств, необходимых для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. Поскольку администрация сельского поселения «Выльгорт» не совершала действий, направленных на уклонение от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а так же с учетом имущественного положения должника, просит уменьшить размер взыскиваемого исполнительского сбора.

Стороны, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, от представителя Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя Отдела.

Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ (далее – Закон) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч.11 ст.30 Закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона).

Исходя из положений ч. 13 ст. 30 Закона, если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с ч.1 ст.112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу части 3 статьи 112 Закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 6 статьи 112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно положениям части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.

При этом должник вправе надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний исполнительного документа.

Исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции, в числе которых фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, принудительное взыскание, оформление постановлением уполномоченного должностного лица, взимание в случае совершения правонарушения, а также зачисление в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

По смыслу ст. 112 Закона законодатель не установил перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставив суду право оценивать представленные сторонами доказательства и признавать то или иное обстоятельства смягчающим ответственность лица и позволяющим снизить размер исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 07.10.2014 исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворены, на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» возложена обязанность в срок до 01.12.2014 произвести работы по капитальному ремонту жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с.Выльгорт<адрес> а именно: <данные изъяты>. Решение вступило в законную силу.

Во исполнение решения суда судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми 18.11.2014 возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт».

В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 18.11.2014 должнику предлагалось в пятидневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, содержавшееся в исполнительном документе и разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, представленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 рублей.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 24.11.2014 администрации сельского поселения «Выльгорт» предоставлена отсрочка исполнения решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 07.10.2014 на срок до 01.02.2015.

Судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республики Коми 03.02.2015 вынесено постановление о взыскании с должника администрации сельского поселения «Выльгорт» исполнительского сбора в размере ?.

Основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора послужило не исполнение в добровольном порядке администрацией сельского поселения «Выльгорт» требований, содержащихся в исполнительном документе, и непредставление должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что администрацией сельского поселения «Выльгорт» принимались меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа в установленный срок, а на сегодняшний день требования судебного акта исполнены в полном объеме.

Так, во исполнение решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 07.10.2014, администрацией сельского поселения «Выльгорт» внесены изменения в план капитального ремонта муниципального жилищного фонда на 2014 год и квартира <адрес> с.Выльгорт включена в план капитального ремонта муниципального жилищного фонда на третий кварта 2014 года.

В целях организации капитального ремонта должником 07.10.2014 подготовлена сметная документация, и впоследствии, а именно 27.11.2014, между администрацией сельского поселения «Выльгорт» и индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> заключены соответствующие договоры на проведение капитального ремонта, а также иных ремонтных работ в отношении квартиры <адрес> с.Выльгорт.

Как следует из предоставленных материалов, и не оспаривалось в письменном отзыве судебным приставом-исполнителем на день рассмотрения настоящего спора, судебное решение от 07.10.2014 должником администрацией муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» исполнено в полном объеме, о чем свидетельствует акт совершения исполнительных действий от 05.03.2015, согласно которому поименованное выше судебное решение исполнено в полном объеме.

Таким образом, с учетом изложенного, суд находит, что в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что должником предпринимались меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания ответственности за нарушение обязательства, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В рассматриваемом случае имеется основания полагать, что администрация сельского поселения «Выльгорт» приняла необходимые меры для исполнения исполнительного документа.

При таких обстоятельствах, суд, с учетом положений ст.112 Закона, приходит к выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора на одну четверть, то есть до ?

Руководствуясь ст.194-198, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации сельского поселения «Выльгорт» удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного на основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми от 03.02.2015, с ? до ?.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Д.А. Колесникова

2-238/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация МО СП "Выльгорт"
Ответчики
Отдел судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (О
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
17.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2015Передача материалов судье
20.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2015Судебное заседание
18.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее