№ 2- 2817/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2015 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Бирюковой О.В.,
при секретаре Камалиевой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халапяк А.В. к Федеральному казенному учреждению «Военному комиссариату Ульяновской области», Департаменту бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную компенсацию по случаю гибели военнослужащего
У С Т А Н О В И Л :
Истица Халапяк А.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что ее отец майор Халапяк В.Д. погиб при исполнении обязанностей военной службы ДД.ММ.ГГГГ в г. Тернополь (Украина). Захоронен на городском кладбище г. Городенка Ивано-Франковской области (Украина). Ее отец был гражданином СССР. С 1979 года он проходил службу в Вооруженных Силах СССР. В 1984 году окончил Ульяновское Гвардейское высшее танковое командное училище, после чего он был направлен для дальнейшего прохождения службы в Прикарпатский военный округ (УССР). С 1985 по 1987 годы проходил службу в республике Куба. По окончании срока службы на Кубе, вернулся для дальнейшего прохождения службы в Прикарпатский военный округ. В 1991 году ее отец поступал в академию бронетанковых войск имени Малиновского г. Москва. Распад СССР в феврале 1992 года застал ее отца в Прикарпатском военном округе. С 992 -1994 год ее отец майор Халапяк В.Д. продолжил службу в Вооруженных Силах Украины на должности командира батальона танкового полка и погиб в апреле 994 года при исполнении обязанностей военной службы. После гибели отца, ее мать Халапяк Ирина Ивановна с детьми (Халапяк А.В., 1994 г.р., Халапяк О.В., 1985 г.р.) переехали на место прежнего жительства до своего замужества в г. Ульяновск на постоянное проживание. Министерство Обороны РФ в лице Областного военного комиссариата с 1994 года назначило вдове Халапяк И.И. пенсию по потере кормильца. Данную пенсию ее мать получала до достижения ею, Халапяк А.В., 14 лет, ее сестра Халапяк О.В., получала данную пенсию до достижения 23 лет. В настоящее время единственным получателем пенсии от МО РФ является истица, так как ей 20 лет, она студентка УлГУ очной формы обучения внебюджетного отделения, остальные члены ее семьи трудоспособны. С января 2012 года со дня вступления в силу ФЗ РФ от 7 ноября 2011г. №306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», на основании ст.З частей 9,10,13, а также согласно п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 142 Министерство Обороны РФ в лице пенсионного отдела ОВК в дополнение к пенсии назначило ей ежемесячную денежную компенсацию. Ею были предоставлены в Ульяновский областной военкомат все необходимые документы, юридически подтверждающие ее право на получение данной выплаты. ЕДК она получала по март 2014 года включительно. Однако, в апреле 2014 года, ссылаясь на те же статьи и части ФЗ РФ от 7 ноября 2011г. №306- ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», тот же пункт Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года№ 142, по которым ей было назначено ЕДК, ей было отказано в этой выплате Военным Комиссариатом Ульяновской области. Свое решение об отказе в выплате мне ЕДК Военный Комиссариат Ульяновской области мотивировал тем, что ее отец не был военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, а к моменту его гибели он был военнослужащим Вооруженных Сил Украины. Ту же самую аргументацию в отказе выплаты ей ЕДК высказал и Департамент Бюджетного планирования и социальных гарантий г. Москвы. Считает вышеназванную позицию Военного Комиссариата Ульяновской области и Департамента Бюджетного планирования и социальных гарантий г. Москвы неправомерной и необоснованной. ОВК УО правомерно назначило ее матери, вдове погибшего военнослужащего Халапяк В.Д., Халапяк И.И., пенсию по потере кормильца, а так же ее детям (Халапяк О.В., Халапяк А.В.), правовой статус которой никем и никогда не оспаривался, и не оспаривается в настоящее время. Ежемесячная денежная компенсация является производной от пенсии, получаемой членами семьи погибшего военнослужащего, назначаемой Министерством Обороны РФ, и выплачивается в дополнение к пенсии. Поскольку правовой статус ее отца майора Халапяк Виктора Дмитриевича к моменту гибели был приравнен к правовому статусу офицера Вооруженных Сил Российской Федерации, это подтверждается назначением Министерством Обороны Российской Федерации ей и ее родным пенсии и Ежемесячной денежной компенсации, то решение Военного Комиссариата Ульяновской области и Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий о прекращении ей выплаты ЕДК только на том основании, что ее отец являлся перед гибелью офицером Вооруженных Сил Украины, неправомерен и не основан на законодательстве. Просит признать действия Военного Комиссариата Ульяновской области и директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий выразившиеся в прекращении выплаты ей ЕДК полностью неправомерными и не обоснованными. Признать за Халапяк А.В. право на получение ЕДК. Обязать Военный Комиссариат Ульяновской области и директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий выплатить Халапяк А.В. ЕДК, начиная с апреля 2014 года до настоящего времени, и продолжать выплачивать, до достижения Халапяк А.В. 23 - летнего возраста. Взыскать с Ответчика ОВК УО госпошлину в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истица Халапяк А.В. на удовлетворении иска настаивала. Поддержала доводы, изложенные в иске. Кроме того, пояснила, что выплата ЕДК и страховые выплаты военнослужащим РФ имеют разные источники финансирования, в связи с чем, она не усматривает взаимосвязи между нормативно-правовыми актами на которые ссылается МО РФ и обстоятельствами настоящего дела. Также постановление Конституционного суда было принято в 2011 году, а закон, регулирующий спорные правоотношения в 2012 году, таким образом, Конституционным судом РФ рассматривались другие выплаты. Считала, что РФ является социальным государством и устанавливает систему компенсаций не как страховой орган а как публичный орган. Она, проживая всю жизнь на территории РФ, и являясь гражданкой РФ, имеет право на получение гарантированных государством социальных выплат.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области Федорова – Кухарь Н.Г. иск не признала, в целом дала пояснения, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление. В том числе пояснила, что нормами Соглашения между государствами-участниками СНГ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ установлены права лиц, уволенных с военной службы и проживающих на территории государств-участников Содружества, а также членов их семей в отношении пенсионного обеспечения, в отношении же страховых выплат каждое государство само решает за себя. Выплата страховых сумм, определенных законами Российской Федерации, членам семьи погибшего военнослужащего Вооруженных Сил стран СНГ не предусмотрена. Халапяк В. Д. не являлся военнослужащим Российской Федерации, а являлся на день гибели военнослужащим Вооруженных Сил Украины, требовать же возмещение вреда в виде ежемесячных выплат по правилам Российской Федерации члены семьи Халапяк В. Д. могут лишь при условии, что именно Российская Федерация является причинителем вреда. Поскольку майор Халапяк В. Д. на момент смерти проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины, гибель его наступила на территории Украины, исполнял он обязанности военной службы армии Украины, заключение о связи смерти с исполнением обязанностей военной службы принято военно-врачебной комиссией Республика Украина, захоронен он на территории Республика Украина, оснований для назначения членам семьи Халапяк В. Д. ежемесячной денежной компенсации установленной пунктом статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 07.11.2011 года №306-Ф3 не имеется.
Представитель ответчика Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещался судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещался, представил в суд возражения на исковое заявление, в которых указал, в том числе, что условия, нормы и порядок осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом №306-ФЗ, распространяются только на военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, и членов их семей. Как следует из представленных документов смерть майора Халапяк В.Д. связана с исполнением обязанностей военной службы. Семья майора Халапяк В.Д. переехала на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации в 1996 году. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 г. № 8-П установлено, что требовать возмещение вреда в виде ежемесячных выплат по правила главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации можно лишь при условии, что именно ответчики являются причинителями вреда. Поскольку майор Халапяк В.Д. на момент смерти проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины, и Российская Федерация причинителем вреда не является, оснований для назначения его членам семьи ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда не имеется.
Третье лицо Халапяк И.И. в судебном заседании поддержала доводы истца.
Выслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Халапяк А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения получает пенсию по случаю потери кормильца за погибшего ДД.ММ.ГГГГ отца майора Халапяк В.Д..
Гибель майора Хапапяк В.Д. подтверждается выпиской Центральной военно-врачебной комиссии г. Киева-133.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссии г. Киева-133 следует, что травма и причина смерти Халапяк В. Д.. связана с исполнением обязанностей военной службы, (копия прилагается).
Военно-врачебная комиссия Министерства обороны Российской Федерации госпиталь ( на 400 коек г. Самара) ФБУ «354 ОВКГ» МО РФ ДД.ММ.ГГГГ приняла решения оставить без рассмотрения представленные документы о связи увечий, приведших к смерти майора Халапяк В.Д. мотивируя тем, что военно-врачебным комиссиям МО РФ не дано право определять причинную связь увечий, заболеваний, полученных гражданами в период их службы в армиях других стран (копия прилагается).
Материалами личного дела Халапяк В.Д. подтверждается, что гибель Халапяк В. Д. произошла когда он проходил службу в Вооруженных Силах Украины, о чем свидетельствует запись в послужном списке в пункте 12 стр. 6 - военную присягу на верность народу Украины принял ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам пенсионного дела и сообщения командира войсковой части Вооруженных Сил Республики Украина гибель майора Халапяк В.Д. наступила при следовании из командировки к месту службы, защищая свою честь и достоинство он получил закрытую черепно-мозговую травму, от которой впоследствии умер.
Так как семья погибшего майора Халапяк В.Д. после его гибели переехала жить в Российскую Федерацию, то и пенсия членам его семьи в 1994 году назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении...».
Сторонами не оспаривалось, что с апреля 2014г. истице прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации, назначенной в связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в частности, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Халапяк В.Д. на момент гибели проходил службу в Вооруженных силах Украины.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Соглашением между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, совершенным в г. Минске и вступившим в силу 14.02.1992, подписанным Россией и Украиной, установлено, что за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Государства - участники Содружества вправе принимать меры по усилению социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (ст. 1).
Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе следующие права:
сохранять гражданство государства - участника Содружества, которое они имели до призыва (поступления) на военную службу;
иметь в собственности принадлежащее им имущество и распоряжаться по своему усмотрению этим имуществом;
проживать в занимаемых ими жилых помещениях;
получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями;
при пересечении Государственной границы государства Содружества провозить личное имущество без взимания пошлин, налогов и оплат, за исключением предметов, вывоз (ввоз) которых запрещен законодательством соответствующего государства;
получать образование в высших, средних и средне-специальных учебных заведениях государства Содружества, пользоваться дошкольными детскими учреждениями;
пользоваться медицинским и другими видами социального обеспечения;
на трудоустройство в государственные органы, предприятия, учреждения и организации после увольнения с военной службы.
Кроме того, военнослужащие после увольнения с военной службы, а также члены их семей имеют право принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства (ст. 2).
После переезда в Российскую Федерацию пенсионное обеспечение семьи Халапяк А.В. осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
01.01.2012 вступила в силу часть 9 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которой установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация в установленном названным законом размере.
Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлены постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142.
Согласно п. 8. Правил решение о назначении ежемесячной денежной компенсации принимается в течение 10 рабочих дней со дня подачи в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, а при пересылке указанных заявления и документов по почте - в течение 10 рабочих дней со дня их получения уполномоченным органом.
Решение об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации не может быть принято, если представленными документами подтверждается наличие оснований для ее получения.
Испрашиваемая ежемесячная денежная компенсация по своей правовой природе включена в "отдельные выплаты" и с учетом системного толкования норм ч. ч. 8, 23, 26 ст. 2, ч. 7 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ не распространяется на членов семьи погибших военнослужащих - граждан, проходивших военную службу в воинских частях государств - участников Содружества Независимых Государств ввиду отсутствия соответствующего международного договора.
Таким образом, исковые требования Халапяк А.В. к Федеральному казенному учреждению «Военному комиссариату Ульяновской области», Департаменту бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную компенсацию по случаю гибели военнослужащего не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Халапяк А.В. к Федеральному казенному учреждению «Военному комиссариату Ульяновской области», Департаменту бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную компенсацию по случаю гибели военнослужащего оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.В. Бирюкова