Дело № 2-883/2024
УИД 34RS0012-01-2024-000838-10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Городище Волгоградская область 30 октября 2024 года
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Редько Е.Н.,
при секретаре Кургаевой С.В.,
с участием представителя истцов ФИО5, ФИО2, ФИО3 – ФИО22,
представителя третьего лица ФИО23 – ФИО18,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5, ФИО2, ФИО3 к ФИО4, ФИО6 о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
ФИО5, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к ФИО4, ФИО6 с исковым требованием о признании права собственности за каждым в размере по 1/10 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 217,2 га, расположенный по адресу: <адрес>, территория администрации Вертячинского сельского поселения. В обоснование иска указано, что они – истцы ФИО11, ФИО2, ФИО3 на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № являлись членами крестьянского хозяйства «ФИО4» (далее по тексту - КХ «ФИО4»), которое свою деятельность осуществляло на указанном земельном участке. В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ, участниками (членами) КХ «ФИО4» являлись: ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО12, ФИО13, ФИО25, ФИО4, ФИО14, ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ КХ «ФИО4» исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. При этом, имеются сведения о смерти ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО14, ФИО25 Вместе с тем, наследники умерших членов КХ «ФИО4» ФИО26, ФИО23, ФИО16, вступившие в наследство до прекращения деятельности КХ «ФИО4», членами не являлись, имели право на компенсационную выплату, в связи с чем, доли собственности остались принадлежать иным членам КХ «ФИО4». Ссылаясь на изложенное, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, истцы просят суд признать за ФИО5, ФИО2, ФИО17 право собственности по 1/7 доли за каждым в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 217,2 га, расположенный по адресу: <адрес>
Истцы ФИО5, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, уполномочили на представление своих интересов на основании доверенности, ФИО22, которая поддержала заявленные требования с учетом их уточнений.
Третье лицо ФИО23, привлеченная протокольным определением суда, в судебное заседание не явилась, уполномочила на представление своих интересов представителя ФИО18, действующую на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Ответчики ФИО4, ФИО6, третьи лица, привлеченные протокольным определением суда, ФИО24, ФИО25, ФИО13, ФИО26, представители третьих лиц администрации Городищенского муниципального района <адрес>, Управления Россреестра по <адрес>, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не известили, об отложении ходатайств не заявлено.
С учетом положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав участников судопроизводства, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 86.1 ГК РФ закреплено положение о том, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 257 Гражданского кодекса РФ, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.
При прекращении крестьянского (фермерского) в связи с выходом из него всех членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 257 ГК РФ.
Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным Гражданским кодексов РФ и земельным законодательством (пункт 258 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1,3 статьи 252 ГК РФ, имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между его участниками по соглашению между ними.
При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела имущества или выдела доли одного из них, участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела доли в натуре своей доли из общего имущества.
Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества (часть 2 статьи 252 Гражданского кодекса РФ).
При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества (часть 3 статьи 252 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности (часть 2 статьи 11.5 Земельного кодекса РФ).
По настоящему делу судом установлено, что постановлениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № главе КХ «ФИО4» ФИО4 в собственность предоставлен земельный участок общей площадью 217,2 га, расположенный по адресу: <адрес>, территория администрации Вертячинского сельского поселения, для ведения крестьянского хозяйства, что подтверждается, в том числе, государственным актом на право собственности на землю, зарегистрированным в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей №.
Впоследствии, согласно выписке из ЕГРН, данный земельный участок общей площадью 2172012 кв.м. поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера 34:03:03004:381, право собственности зарегистрировано за КХ «ФИО4», запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, КХ «ФИО4» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ ( создано до ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ), главой КХ «ФИО4» зарегистрирован ФИО4, участниками указаны: ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО12, ФИО13, ФИО25, ФИО4, ФИО14, ФИО15
Как следует из материалов дела, члены КХ «ФИО4» ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ. ФИО15 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
На основании запроса суда, нотариусом Городищенского нотариального округа <адрес> ФИО19, архивным отделом нотариальной платы <адрес> предоставлены копии наследственных дел к имуществу умерших членов КХ. «ФИО4», из которых судом установлено следующее.
Из наследственного дела № к имуществу ФИО12, умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что его наследниками являются его дочь ФИО26, его дочь ФИО23, супруга ФИО13
ФИО13 от наследства отказалась в пользу наследников ФИО26, ФИО23
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО13, согласно наследственному делу № с заявлением о вступлении в наследство обратились дочери ФИО23 и ФИО26, сын ФИО4 с заявлением о вступлении в наследство не обращался, наследство не принимал.
Согласно наследственному делу № член КХ «ФИО4» ФИО15 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ее наследниками являются дочь ФИО25, дочь ФИО24
Вместе с тем, ФИО25 от наследства после смерти матери ФИО15 отказалась в пользу сестры ФИО24
Таким образом, до прекращения деятельности КХ «ФИО4» наследниками, принявшими наследство после смерти членов являются ФИО26, ФИО23, ФИО24, которые, не являясь членами крестьянского хозяйства, в силу действующего законодательства, имели право на выплату денежной компенсации.
ДД.ММ.ГГГГ КХ «ФИО4» исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Так, в момент прекращения деятельности КХ «ФИО4» действующими членами являлись: ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО25, ФИО4, ФИО14
Член КХ «ФИО4» ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ, и согласно наследственному делу №, ее наследниками являются внук ФИО20, внучка ФИО21, которая от наследства отказалась в пользу ФИО20
Из сведений, предоставленных отделом ЗАГС администрации Городищенского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО25 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со сведениями, предоставленными нотариальной палатой Волгоградской области, наследственное дело к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО25 не заведено, с заявлением о вступлении в наследство никто не обращался.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, жилой дом, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Глава фермерского хозяйства действует от имени фермерского хозяйства без доверенности, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (абзац третий статьи 17 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» по сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 указанного федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.
Право собственности КХ «ФИО4» на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2172012 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> подтверждается копией государственного акта, выданного <адрес> на право собственности на землю № следует, постановлениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании которых впоследствии в ЕГРН внесена запись права собственности ДД.ММ.ГГГГ, при этом никем их сторон не оспаривается.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Согласно пункту 2 статьи 257 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.
В случаях, предусмотренных настоящей статьей, доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное (пункт 3 статьи 258 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Таким образом, по смыслу закона (статьи 258, 1179 Гражданского кодекса Российской Федерации), при наследовании имущества наследодателя, являвшегося членом КФХ, в случае, если наследник не является членом этого КФХ или выходит из его членов, а КФХ продолжает действовать, разделу не подлежит ни земельный участок, принадлежащий членам КФХ на праве совместной собственности, ни право аренды КФХ на другое имущество. Иное привело бы к возможному прекращению или ограничению деятельности КФХ.
В силу пункта 2 статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в контексте пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в том случае, если крестьянское фермерское хозяйство создано как юридическое лицо, его имущество принадлежит КФХ на праве собственности.
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок в соответствии с вышеприведенными требованиями закона не разделялся (реестровое дел), сведения о получении кем-либо из членов КХ «ФИО4», наследников члена КХ «ФИО4» денежной компенсации в связи выходом из членства, вступлением в наследство после смерти члена КХ «ФИО4» в материалы дела не представлено, судом не добыто, доказательств обратного суду не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, члены КХ «ФИО4» имеют прав на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок №, общей площадью 2172012 кв.м. (217,2 га), расположенный по адресу: <адрес> для ведения крестьянского хозяйства
В силу абзаца 2 статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
Таким образом, суд находит исковые требования ФИО5, ФИО2, ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования с учетом их уточнений ФИО5, ФИО2, ФИО3 к ФИО4, ФИО6 о признании права собственности на земельный участок – удовлетворить.
Признать за ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на 1/7 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2172012 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на 1/7 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2172012 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на 1/7 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2172012 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2024 года.
Судья Е.Н. Редько