ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-1436/2021 № 33-8991/2021 УИД 91RS0008-01-2021-002152-45 |
председательствующий в суде первой инстанции судья – докладчик в суде апелляционной инстанции |
Синицына О.П. Галимов А.И. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Галимова А.И.,
судей Беляевской О.Я., Курской А.Г.,
при секретаре Рыжкине Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах Чередниченко Вячеслава Игоревича к администрации города Джанкоя Республики Крым о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, третье лицо - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым,
по апелляционной жалобе администрации города Джанкоя Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 19 июля 2021 года,
установила:
в июне 2021 года Джанкойский межрайонный прокурор, действующий в интересах Чередниченко В.И., обратился в суд с указанным иском к администрации города Джанкоя Республики Крым.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру поступило обращение Чередниченко В.И., являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, о нарушении его права на получение жилья. В ходе проверки выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности администрации города Джанкоя Республики Крым и установлено, что Чередниченко В.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в связи с тем, что его мать решением Джанкойского горррайонного суда от 9 апреля 2010 года лишена родительских прав, сведения об отце в актовую запись о его рождении внесены на основании заявления матери. Постановлением администрации города Джанкоя Республики Крым от 14 апреля 2017 года №170 Чередниченко В.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Из обращения Чередниченко В.И. следует, что собственное благоустроенное жилье у него отсутствует, а ответчиком не предоставлено. Прокурор полагает, что бездействие администрации города Джанкоя Республики Крым в части непринятия мер по предоставлению Чередниченко В.И. жилья нарушает гарантированные ему Конституцией РФ и иным законодательством Российской Федерации жилищные права.
В связи с чем, просил суд возложить на администрацию города Джанкоя Республики Крым обязанность предоставить Чередниченко В.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 19 июля 2021 года исковые требования Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым, удовлетворены.
На администрацию города Джанкоя Республики Крым возложена обязанность предоставить Чередниченко Вячеславу Игоревичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Не согласившись с указанным решением суда, администрация города Джанкоя Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции не соответствует положениям Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/201 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым». Кроме того, по мнению апеллянта, судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что финансирование расходов на проведение мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. Администрация указывает на недостаточное финансирование, а также на то, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 8 от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В связи с чем, по мнению апеллянта, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым указывает, что предоставление субвенций на предоставление специализированного жилого помещения осуществляется в соответствии с данным Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления. Финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в исключительно пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на текущий год из федерального бюджета. Просило решение суда оставить без изменения.
В возражениях на апелляционную жалобу Джанкойский межрайонный прокурор выразил несогласие с приведенными в ее обоснование доводами, считая их необоснованными, доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом рассмотрения судом первой инстанции и не опровергают выводов судебного решения, в связи с чем, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители администрации города Джанкоя Республики Крым, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили.
В судебное заседание при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции Чередниченко В.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, конверт возвратились с отметкой «истек срок хранения».
Пленум Верховного Суда РФ в п.п. 63 - 68 постановления от 23 июня 2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Учитывая изложенное, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на её необоснованность, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Заслушав судью-докладчика, пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктами 14.2, 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ родился Чередниченко Вячеслав Игоревич, в актовой записи о рождении в графе «Мать» указана ФИО2, в графе «Отец» - ФИО3 (по заявлению матери) (л.д. 12-13).
Решением Джанкойского горрайонного суда Автономной Республики Крым от 9 апреля 2010 года ФИО2 лишена родительских прав в отношении Чередниченко В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14-17).
Как следует из распоряжения Первомайской районной государственной администрацией от 17 мая 2010 года №211-р «О создании приемной семьи Кулешовых и об определении малолетнего, лишённого родительского попечения, Чередниченко В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание и проживание» создана приёмная семья на базе семьи ФИО9 и ФИО10 проживающих по адресу: <адрес>, местом проживания малолетнего ребенка определён вышеуказанный адрес (л.д. 24).
29 января 2015 года между администрацией Первомайского района Республики ФИО4 и ФИО9, ФИО10 заключен договор о передаче Чередниченко В.И. на воспитание, срок действия указанного договора - до достижения ребенком совершеннолетия (л.д. 22-23).
Постановлением администрации города Джанкоя Республики Крым от 14 апреля 2017 года №170 Чередниченко В.И. включен в список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, присвоен номер в списке «41» (л.д. 26).
Постановлением администрации города Джанкоя Республики Крым от 23 июня 2020 года №388 внесены изменения в список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, Чередниченко В.И. присвоен порядковый номер в списке «26» (л.д. 31).
Как следует из справки от 30 марта 2021 года №08-03/304, Чередниченко В.И. проживает в <данные изъяты> в отделении социального общежития и может находиться в нём до достижения 23-летнего возраста (л.д. 19).
Чередниченко В.И. зарегистрирован по месту пребывания по адресу<адрес>, с 8 сентября 2020 года по 17 мая 2025 года (л.д. 20).
Из информации, предоставленной Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что сведения о зарегистрированных правах в отношении Чередниченко В.И. в ЕГРН отсутствуют (л.д. 27-30).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственного жилья Чередниченко В.И. не имеет. Денежные средства на приобретение жилого помещения ему не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, он состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и не опровергнуты надлежащими доказательствами.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Чередниченко В.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ему не предоставлено, в связи с чем имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма жилых помещений общей площадью не менее 25 кв.м, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения Чередниченко В.И. должна быть возложена на администрацию города Джанкоя Республики Крым.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Исходя из приведенных обстоятельств, а также руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым», суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, предъявляемых к администрации города Джанкоя Республики Крым и наличии оснований для возложения на нее обязанности предоставления Чередниченко В.И. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 1320-О - федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.
Поскольку Чередниченко В.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, исковые требования истца удовлетворены обоснованно.
При этом гарантированное законом право Чередниченко В.И. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Указанная правовая позиция нашла свое отражение в определениях Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 20-КГПР15-11, от 16.06.2009 № 85-В09-11.
В частности, в названных судебных актах констатируется, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). С момента обращения лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилья, с заявлением о включении в списки на получение жилья, у ответчика возникает обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым».
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46- ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апеллянта об отсутствии финансирования, а также о том, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 8 от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, несостоятельны, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апеллянта о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, а не администрация города Джанкоя Республики Крым, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные и основанные на неверном понимании норм материального права, поскольку действующим законодательством именно на органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Ссылка апеллянта в жалобе на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судебная практика не является источником права в Российской Федерации, конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении иных дел, каждое дело разрешается с учетом обстоятельств в индивидуальном порядке.
Доводы апелляционной жалобы в целом выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств, направлены на переоценку правильных выводов суда по существу рассматриваемого спора и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Несогласие апеллянта с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и постановил законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 19 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Джанкоя Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (город Краснодар) через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: