Дело № 12-14/2020
УИД 58RS0001-01-2020-000305-73
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
об административном правонарушении
р.п. Башмаково 7 августа 2020 г.
Пензенской области
Судья Башмаковского районного суда Пензенской области Бушуев В.Н.,
при секретаре Грязиной Л.А., с участием:
представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ПАО «Россетти Волга» (правопреемника ПАО «МРСК Волги») по доверенности Корнеевой И.Н., Андреевой Н.А., Лаврова А.В.,
должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление Ивлева Ю.В.,
в помещении Башмаковского районного суда Пензенской области, расположенном по адресу: Пензенская область, р.п. Башмаково, улица Плеханова, д. 8,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Публичного акционерного общества «Россетти Волга», правопреемника Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» на постановление заместителя начальника управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области Ивлиева Юрия Викторовича от 30 июня 2020 г. № 00143-Л, которым юридическое лицо
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (сокращенное наименование – ПАО «МРСК Волги»), место нахождения: город Саратов, улица Первомайская, 42/44, ОГРН 1076450006280,
признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области от 30 июня 2020 г. № 00143-Л юридическое лицо ПАО «МРСК Волги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей. Согласно вышеназванному постановлению правонарушение было совершено при следующих обстоятельствах.
21 апреля 2020 г., в период времени с 11 часов 30 минут до 12 часов 00 минут, при патрулировании участков лесного фонда с целью выявления и пресечения нарушений лесного законодательства, осуществленного на основании приказа ГКУ ПО «Белинское лесничество» на проведение патрулирования от 10 января 2020 г. № 4, и в соответствии с патрульным заданием от 20 апреля 2020 г., было установлено, что на лесном участке, имеющем положение: Пензенская область, Башмаковский район, Белинское лесничество, Башмаковское участковое лесничество, квартал 64, выдел 29, на площади 0,5 га, квартал 75, выдел 7 на площади 1,0 га, в условиях особого противопожарного режима, введенного постановлением администрации Башмаковского района Пензенской области от 10 апреля 2020 г. № 162-п, по вине ПАО «МРСК Волги» в охранной зоне ЛЭП «Башмаково - Знаменка», непосредственного примыкающей к лесам в пролетах опор №№ 54-55, не были выполнены работы по очистке от горючих материалов (не убраны порубочные остатки-сучья, вершинки, ветки, бытовые отходы, древесно-кустарниковая растительность). Охранная зона ЛЭП не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой, шириной не менее 0,5 м, либо иным противопожарным барьером.
Тем самым ПАО «МРСК Волги» нарушены п.п. 9, 9.1, 34, 35 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417.
Не согласившись с вышеназванным постановлением по делу об административном правонарушении, юридическое лицо ПАО «МРСК Волги» обратилось в суд с жалобой, в которой указало, что вышеназванное постановление является незаконным и необоснованным в связи с тем, что п.п. 9, 9.1, 34, 35 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 ПАО «МРСК Волги» не нарушало, так как засорение леса им не производилось, земельные участки, на которых были обнаружены горючие материалы, ему не принадлежат, поскольку на правах аренды оно пользуется только земельными участками под опорами и контурами проекции опор; действующее законодательство не предусматривает прав и обязанностей сетевой организации по очитке от горючих материалов в охранной зоне ЛЭП, а также по отделению охранной зоны ЛЭП от леса противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером в случае, если сетевая организация не является владельцем, пользователем либо собственником земельного участка в охранной зоне ЛЭП.
Кроме того, работниками ПАО «МРСК Волги» были проведены проверки наличия горючих материалов в пролетах опор №№ 54-55 ЛЭП «Башмаково-Знаменка», и в ходе этих проверок горючие материалы в виде неубранных порубочных остатков и бытовых отходов обнаружены не были, о чем составлен акты обследования от 18 мая 2020 г. и от 16 июня 2020 г.
Автор жалобы обращает внимание суда на то, что «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160, земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (п. 4); собственникам, владельцам и пользователям земельных участков в охранных зонах запрещается размещать свалки (подп. «г» п. 8), складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов (подп. «а» п. 9). Учитывая изложенное, соблюдение противопожарного режима, особых условий использования земельных участков в пределах охранных зон является обязанностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, кем ПАО «МРСК Волги» не является.
Ссылаясь на ст. ст. 1.5, 2.1, 24.1, 24.5, 26.1, 30.1 КоАП РФ, ПАО «МРСК Волги» просило отменить вынесенное в отношении него постановление заместителя начальника управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области от 30 июня 2020 г. № 00143-Л по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители ПАО «Россетти Волга» (правопреемника ПАО «МРСК Волги») Корнеева И.Н., Андреева Н.А. и Лавров А.В. жалобу поддержали, пояснив изложенные в жалобе доводы. Представитель Корнеева И.Н. дополнительно пояснила, что ПАО «Россетти Волга» не может нести ответственности за то, что обнаруженная на месте правонарушения древесина не была вывезена, так как подрядчиком ООО «Девон», производившему вырубку просеки, в адрес Минлесхоза Пензенской области были направлены уведомления о проведенных работах по расчистке древесно-кустарниковой растительности охранной зоны ВЛ-110 кВ «Башмаково-Знаменка», однако надлежащие меры по вывозу древесины, принадлежащей Российской Федерации, предприняты не были.
Заслушав объяснения представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу, и объяснения должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Согласно «Правилам пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором (п. 9).
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (п. 9 (1)).
Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (п. 34).
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п. 35).
В соответствии с подп. «а» п. 23 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для привлечения ПАО «МРСК Волги» к административной ответственности послужило то, что 21 апреля 2020 г., в период времени с 11 часов 30 минут до 12 часов 00 минут, на лесном участке, имеющем положение: Пензенская область, Башмаковский район, Белинское лесничество, Башмаковское участковое лесничество, квартал 64, выдел 29, на площади 0,5 га, квартал 75, выдел 7 на площади 1,0 га, в условиях особого противопожарного режима, введенного постановлением администрации Башмаковского района Пензенской области от 10 апреля 2020 г. № 162-п, по вине ПАО «МРСК Волги» в охранной зоне ЛЭП «Башмаково - Знаменка», непосредственного примыкающей к лесам в пролетах опор №№ 54-55, не были выполнены работы по очистке от горючих материалов (не убраны порубочные остатки-сучья, вершинки, ветки, бытовые отходы, древесно-кустарниковая растительность). Охранная зона ЛЭП не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой, шириной не менее 0,5 м, либо иным противопожарным барьером.
Указанные обстоятельства и вина ПАО «МРСК Волги» подтверждаются материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении, в котором указаны вышеизложенные обстоятельства инкриминируемого ПАО «МРСК Волги» правонарушения (<данные изъяты>);
- приказом директора ГКУ ПО «Белинское лесничество» от 10 января 2020 г. № 4-1 о патрулировании в лесах и землях лесного фонда, в том числе на территории Башмаковского участкового лесничества на кварталах 63-79 <данные изъяты>
- заданием на патрулирование от 20 апреля 2020 г. (период выполнения с 20 по 23 апреля 2020 г.), с отчетом о выполнении указанного задания, согласно которому 21 апреля 2020 г. в квартале 75 выдела 7, квартале 64 выдела 29 в охранной зоне ЛЭП «Башмаково-Знаменка» было выявлено невыполнение работ по очистке от горючих материалов, с прилагаемыми к нему планами территории Белинского лесничества, актом осмотра местности и фототаблицей, где изображены опоры ЛЭП и расположенные рядом с ними порубочные остатки (стволы и ветви деревьев), имеется древесно-кустарниковая растительность (т<данные изъяты>);
- копией постановления главы администрации Башмаковского района Пензенской области от 10 апреля 2020 г. № 162-п об установлении особого противопожарного режима на территории Башмаковского района Пензенской области с 10 апреля 2020 г. до особого распоряжения (<данные изъяты>);
- копией свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО «МРСК «Волги» на электросетевой комплекс № 10, в том числе на ВЛ-110 кВ «Башмаково- Знаменка» (<данные изъяты>);
- картой охранной зоны ВЛ-110 кВ «Башмаково- Знаменка» (<данные изъяты>);
- выпиской из ЕГРЮЛ, подтверждающей, что основным видом деятельности ПАО «МРСК Волги» является распределение электроэнергии (<данные изъяты>);
- выпиской из Устава ПАО «МРСК Волги», согласно которой 4 августа 2020 г. в Устав были внесены изменения об изменения наименования юридического лица ПАО «МРСК Волги» на ПАО «Россетти Волга».
Собранным по данному делу в установленном законом порядке доказательствам должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно. Оснований для признания недопустимыми доказательств, положенных в основу оспариваемых постановления, не имеется.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно установлены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), его виновность, с учетом положений, установленных 2.10 КоАП РФ, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что ПАО «МРСК Волги» не является субъектом инкриминируемого ему правонарушения на том основании, что земельный участок, на котором были обнаружены горючие материалы, ему не принадлежит, и оно пользуется на правах аренды только земельными участками под опорами и контурами проекции опор, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, поскольку правонарушение было совершено на прилегающей к лесному массиву просеке, расположенной в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства.
Так, согласно «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон, в том числе вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении для проектного номинального класса 110 кВ на расстоянии 20 м (п. 5).
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе посадка и вырубка деревьев и кустарников (п. 10).
Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:
а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;
б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением (п. 21).
При этом сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах (подп. «а» п. 23).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ответственность за обеспечение правил пожарной безопасности при содержании просек, расположенных в охранных зонах, возложена на сетевые организации, независимо от наличия у них вещного права на земельные участки.
Доводы жалобы о том, что согласно актам от 18 мая 2020 г. и от 16 июня 2020 г осмотра участка ВЛ-110 кВ «Зашмаково-Знаменка» нарушений правил пожарной безопасности в пролетах опор №№ 54-55 обнаружено не было (т. 1, л.д. 7, 8) не опровергают доказательства о наличии таких нарушений на момент выявления правонарушения 21 апреля 2020 г., так как повторная проверка была проведена спустя продолжительный период времени, в течение которого имевшие место нарушения могли быть устранены.
Доводы жалобы о том, что Минлесхоз Пензенской области должным образом не отреагировал на сообщения подрядной организации ООО «Девон» о проведении вырубки, с указанием ее объемов и места складирования, для данного дела юридического значения не имеют, так как ПАО «МРС Волги» не вменялось нарушение правил пожарной безопасности в лесах, связанных со складированием древесины.
Административное наказание назначено ПАО «МРСК Волги» в пределах санкции ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, с соблюдением требований главы 4 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья, -
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя начальника управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области от 30 июня 2020 г. № 00143-Л оставить без изменения, жалобу Публичного акционерного общества «Россетти Волга», правопреемника Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти суток со дня вручения.
Судья Бушуев В.Н.