Решение по делу № 2а-1651/2019 ~ М-1688/2019 от 19.11.2019

Дело № 2а-1651/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2019 г.                                        г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Голосовой Е.Ю.,

при секретаре Рощупкиной Е. В.,

с участием административного истца,

представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Шиловой А. А., действующей на основании доверенности №46 от 18.02.2019.г., диплома №40451 от 31.07.2012.г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузнецова Ильи Игоревича к Призывной комиссии города Твери, Призывной комиссии Тверской области, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконными решения призывной комиссии г. Твери от 04.10.2019.г., решения призывной комиссии Тверской области от 31.10.2019.г.

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов И.И. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что состоит на воинском учете в военном комиссариате города Твери Тверской области. Решением призывной комиссии города Тверь 04 октября 2019 года он был признан годным к прохождению военной службы с присвоением категории годности «Б3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Не согласившись с данным решением, 22 октября 2019 года им было подано заявление о проведении контрольного медицинского освидетельствования в призывную комиссию Тверской области. 31.10.2019г. им было пройдено контрольное медицинское освидетельствование. Решением призывной комиссии Тверской области, была утверждена категория годности «Б3», присвоенная призывной комиссией г. Тверь. Для установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу. Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний с расписанием болезней. При прохождении медицинской комиссии, он сообщил о наличии у него жалоб по состоянию здоровья: голова тяжелая, при поворотах — головокружение, в висках стучит, давление в глазах, сердце давит. Данный факт подтверждается записью в амбулаторной карте кардиолога от 27.03.2019 г., терапевта от 29.03.2019г., справкой ГБУЗ «КБСМП» г. Тверь Поликлиника №2 о том, что он состоит на диспансерном учете. Данные симптомы проявляются у него из-за заболевания, а именно: «Гипертоническая болезнь 1 стад., Артериальная гипертония 2 степ.». Согласно п. «в» ст.43 Расписания болезней, при наличии указанного заболевания, предписано определять категорию годности «В» - ограниченно годен к военной службе. Он сообщал врачам-специалистам о наличии указанного заболевания. Врачи не учли его заболевание, проигнорировали медицинское документы (в том числе не стали прилагать к материалам личного дела документ, подтверждающий тот факт, что он состоит на диспансерном учете) и он оказался годен к военной службе. Необходимые исследования в отношении него не проведены. Решение призывной комиссии от 04.10.2019 г. нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, при принятии решения нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами. На основании ст. ст. 63, 218 КАС РФ, п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», просит признать незаконными решения призывной комиссии города Тверь от 04.10.2019г., призывной комиссии Тверской области от 31.10.2019г. о признании его годным к военной службе.

Определениями суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», в качестве заинтересованного лица Правительство Тверской области.

Административный истец в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Пояснил, что у него гипертоническая болезнь второй степени, артериальная гипертония второй степени. Данные заболевания ему установил кардиолог и поставил на диспансерный учет, посещения кардиолога были неоднократные, о чем свидетельствуют записи в медицинской карте ГБУЗ ГБСМ поликлиника № 2. Данную медицинскую карту с копией он представлял на заседаниях Призывной комиссии г. Твери и Призывной комиссии Тверской области 04.10.2019 и 31.10.2019, ее исследовали врачи. Подлинник справки, копия которой приложена к иску, он предоставлял врачу призывной комиссии при контрольном освидетельствовании, после чего медицинскую карту ему вернули, а справку он больше не видел. Справку врачи посмотрели, но в личное дело они ее приобщать не стали. Подлинник данной справки представить не может. Вышеуказанная справка была выдана в ГБУЗ ГБСМ поликлиника №2 на основе диагнозов кардиолога и терапевта. Медицинскую карту №261201 из ГБУЗ ГБСМ поликлиника №2 врачи призывной комиссии исследовали. На диспансерный учет он был поставлен в июле-августе 2019 года, отметок в его медицинской карте об этом не делали. С февраля 2019 года по поводу гипертонии обращался к врачу терапевту. Стационарное обследование по вышеуказанным диагнозам не проходил. Он проходил процедуру ЭХО на сердце, ее проводил терапевт, также его осматривал кардиолог, после чего ему предложили стационарное лечение, от которого он отказался, поэтому его поставили на диспансерный учет. В исковом заявлении имеется описка, ему поставлен диагноз гипертоническая болезнь второй стадии и артериальная гипертензия первой степени, риск 2. Правом проведения независимой экспертизы он не воспользовался. Не оспаривает, что был извещен повестками на заседание Призывной комиссии г. Твери и на заседание Призывной комиссии Тверской области, он присутствовал на данных заседаниях. После 06.08.2019 за врачебной помощью не обращался. Заявление о призыве его в Вооруженные силы РФ писал, когда отчислили из университета, при прохождении медицинского освидетельствование в Военном комиссариате, поскольку отсрочка у него уже не действовала.

Ранее в ходе судебного разбирательства пояснял, что справка о том, что он состоит на диспансерном учете, выдана той поликлиникой, из которой была представлена медицинская карта, именно в данной поликлинике он состоит на диспансерном учете. О приобщении справки заявлял устно, но это было просмотрено врачами вскользь, внимание на это обращено не было. Вышеуказанная справка ему была выдана в августе 2019 года.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Шилова А. А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в возражениях, согласно которым указано, что, состав призывной комиссии города Твери и призывной комиссии Тверской области утвержден распоряжением Губернатора Тверской области от 30.09.2019 № 456-рг «О создании призывных комиссий в Тверской области» в связи с осуществлением в октябре - декабре 2019 года призыва граждан призывного возраста, проживающих на территории Тверской области. Кузнецов И.И. поставлен на воинский учет в военный комиссариат города Тверь Тверской области 21.01.2016. Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» включает в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе. В своем исковом заявлении истец утверждает, что у него имеется заболевание «Гипертоническая болезнь 1 стадии Артериальная гипертония 2 степени», полагает, что ему должны были определить категорию годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе". Статья 43 Расписания болезней предполагает: к пункту "в" относится гипертоническая болезнь II стадии с артериальной гипертензией I - II степени (в покое - систолическое давление составляет от 140 до 179 мм рт. ст., диастолическое - от 90 до 109 мм рт.ст.) с незначительным нарушением функции "органов-мишеней" (хроническая сердечная недостаточность I ФК, преходящие нарушения ритма сердца и (или) проводимости, дисциркуляторная энцефалопатия I стадии) или без нарушения функции "органов-мишеней", а также I стадии с повышенными показателями артериального давления (в покое систолическое давление составляет от 140 до 159 мм рт. ст., диастолическое - от 90 до 99 мм рт. ст.). При I стадии гипертонической болезни возможно кратковременное повышение артериального давления до более высоких цифр. Признаки поражения "органов-мишеней" отсутствуют. Для II стадии гипертонической болезни характерны также гипертрофия левого желудочка (выявляемая при рентгенологическом исследовании (кардиоторакальный индекс > 50 процентов), электрокардиографии (признак Соколова-Лайона > 38 мм, Корнельское произведение > 2440 мм х мс), эхокардиографии (индекс массы миокарда левого желудочка > 125 г/м2 для мужчин и > 110 г/м2 для женщин) и 1 - 2 дополнительных изменения в других "органах-мишенях" - сосудах глазного дна (генерализованное или локальное сужение сосудов сетчатки), почках (микроальбуминурия 30 - 300 мг/сут., протеинурия и (или) уровень креатинина 115 - 133 мкмоль/л для мужчин и 107 - 124 мкмоль/л для женщин; клиренс креатинина 60 - 89 мл/мин (формула Кокрофта-Гаулта) и магистральных артериях (признаки утолщения стенки артерии (толщина комплекса "интима-медиа") при ультразвуковом исследовании больше 0,9 мм) и (или) атеросклеротические бляшки в них). При наличии синдрома повышенного артериального давления, тесно связанного с наличием вегетативных расстройств (гипергидроз кистей рук, "красный" стойкий дермографизм, лабильность пульса и артериального давления при перемене положения тела и др.), освидетельствование проводится на основании статьи 47 расписания болезней. Наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления. Заявителем, при прохождении 04.10.2019 медицинского освидетельствования в призывной комиссии муниципального образования г. Тверь и 31.10.2019 в призывной комиссии Тверской области, документов подтверждающих стационарное обследование и результатов документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления предоставлено не было. Утверждения истца, что его жалобы не были приняты врачами не соответствует действительности, т.к. в листе медицинского освидетельствования от 04.10.2019 указаны жалобы на повышение АД, головные боли. В материалах личного дела также имеется заявление Кузнецова И.И. от 12.04.2019 об отказе в ранее предоставленной отсрочке от призыва, в связи с тем, что хотел быть призван в Вооруженные силы РФ. В представленном к материалам личного дела призывника СМАД от 07.03.2019 не указано, что он проводился стационарно. В анамнезе истца нет медицинских заключений позволяющих освидетельствовать его по статье 43 п. «в», т.к. необходимо не только повышение артериального давления, но и сопутствующие нарушения здоровья, а также обязательно подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления, в случае отсутствия сопутствующих нарушений освидетельствование производится по статье 47. что и было произведено. Также пояснила, что решение призывной комиссии законно и обосновано. Освидетельствование по ст.43 Расписания болезней, которое предполагает административный истец, призывная комиссия провести не может, так как для освидетельствования по данной статье необходимо предоставить данные диспансерного учета минимум за полгода, должно быть обязательно стационарное обследование, административный истец отказался его проходить, должны быть предоставлены минимум три СМАДА, сделанные стационарно, должно быть предоставлено УЗИ сердца, должны были быть проведены кардиологические исследования, сданы анализы мочи, крови. Для гипертонии первой степени сопутствующими заболеваниями являются поражение органов мишени сердца, нарушение сетчатки глаза, данных об этих заболеваниях от административного истца не поступило. В копии справки, представленной административным истцом, отсутствует дата постановки на диспансерный учет и дата ее выдачи. Поскольку нет данных, подтверждающих наличие у административного истца гипертонии первой стадии, освидетельствование проводилось по ст.47, что предусмотрено расписанием болезней №565 Постановления Правительства РФ. Призывная комиссия не устанавливает диагноз, она определяет категорию годности к военной службе по документам, предоставленным призывниками, а направление на обследование врачи призывной комиссии дают тогда, когда есть сомнения какие-то в диагнозе, когда не достает данных для установления категории годности, то есть когда есть какие-то спорные моменты. Все остальное производится по документам, предоставленным призывником. В документах представленных административным истцом призывная комиссия не увидела заболевания, связанного с гипертонией первой степени. Для постановки на диспансерный учет в медицинской карте административного истца должны быть отметки о прохождении им исследований, УЗИ, обследований, связанных с заболеваниями органов мишени, потом делаются еще СМАДЫ, и обо все об этом делаются отметки в амбулаторной карте, у административного истца этих отметок в медицинской карте нет. Разница между СМАДОМ, сделанным амбулаторно, со СМАДОМ, сделанным стационарно, очень большая, потому что, когда СМАД делается амбулаторно, никто не знает, что в этот момент делает пациент. То есть предоставляется прибор для измерения давления пациенту на сутки, и никто не знает, где он находится все эти сутки. А когда пациент находится на стационарном обследовании, то это все происходит под наблюдением врача. Поэтому для постановки на диспансерный учет, обязательно надо пройти стационарное обследование, у административного истца таких данных в медицинской карте нет. Категория годности была поставлена административному истцу в соответствии с заболеванием нейроциркуляторная астения по гипертоническому типу. Наличие гипертонической болезни у административного истца не было подтверждено. В пояснениях к ст. 43 расписания болезней указано, что если нет данных о сопутствующих заболеваниях, нет исследований, нет стационарного наблюдения, освидетельствование проходит по ст. 47. Артериальная гипертензия второй стадии, риск 2 не была подтверждена, поскольку у административного истца нет отметок о данном заболевании в медицинской карте ни на дату призыва, ни на дату постановки на диспансерный учет. Категория Б3 означает, что призывник годен к службе с незначительным ограничением. Есть общая категория годности Б, а дальше врачи выставляют ее с разными знаками с учетом ограничений.

Административные ответчики Призывная комиссия г. Твери, Призывная комиссия Тверской области, заинтересованное лицо Правительство Тверской области, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены о дате, времени, месте рассмотрения административного дела.

Правительством Тверской области представлены возражения на административное исковое заявление, согласно которым в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 года№ 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 26 Закона призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Таким образом, проведение призыва граждан на военную службу отнесено к полномочиям призывных комиссий муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения и осуществляется ими в соответствии с Законом, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400. Учитывая, что истцом оспаривается решение призывной комиссии об определении категории годности и призыве на военную службу, предметом спора является решения призывной комиссии МО Тверской области город «Тверь». В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: «А» - годен к военной службе; «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями; «В» - ограниченно годен к военной службе; «Г» - временно не годен к военной службе; «Д» - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. В соответствии с пунктами 15, 16 Порядка призыва на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника. Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы. Медицинское освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводится в установленном порядке (пункт 36 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 №400). Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение № 3) утверждена совместным приказом Министра обороны Российской Федерации № 240, Минздрава Российской Федерации № 168 от 23.05.2001 (далее - Инструкция). В соответствии с пунктом 7 Инструкции не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование. Таким образом, нормативные акты предусматривают проведение призывникам диагностических (лабораторных и клинических) исследований в медицинских учреждениях по месту жительства призывников в рамках оказания бесплатной медицинской помощи в период призыва (результаты исследований призывной комиссии должен представить сам призывник). Обязанность по доказыванию наличия заболевания, влекущего освобождение от призыва, в данном случае лежит на заявителе. Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии. Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе). В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению. Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей - специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Закона). При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574 (пункт 8 указанного Положения). Административный истец не проходил независимую военно-врачебную экспертизу. Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе. Оспариваемое решение принято призывной комиссией в рамках предоставленных ей полномочий на основании результатов проведенного медицинского освидетельствования. Доказательства, свидетельствующие о наличии у административного истца заболеваний, влияющих на категорию годности к военной службе, являвшиеся предметом оценки при медицинском освидетельствовании, не представлены. Просили отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, личное дело призывника, медицинскую карту пациента №261201 суд приходит к следующему.

    В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 28 названного Федерального закона определены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии; в частности, пунктом 1 установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 7 названной статьи регламентированы вопросы обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.

Полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации регламентированы статьей 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; к ним законодатель относит организацию медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; рассмотрение жалоб граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.

Согласно положений статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (пункт 2).

В силу ч. ч. 1,2,4 ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

На основании пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 N 565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе. Освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и сотрудников, получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы) и военных сборов увечье, заболевание, проводится для определения категории годности к военной службе (приравненной службе) при определившемся врачебно-экспертном исходе. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).

Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).

В соответствии с пунктом 13 Положения организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.

Согласно п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565, до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи.

До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".

В соответствии с пунктом 69 Положения о военно-врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).

Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены статьей 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Исходя из п. 19 Инструкции учтенный гражданин при необходимости может быть направлен на обследование (лечение) в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации. Перечень последних по представлению военного комиссариата субъекта Российской Федерации и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения утверждается главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводится до военных комиссариатов.

Пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.

К статье 43 Расписания болезней относится гипертоническая болезнь.

К пункту "в" статьи 43 Расписания болезней относится гипертоническая болезнь II стадии с артериальной гипертензией I - II степени (в покое - систолическое давление составляет от 140 до 179 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 109 мм рт.ст.) с незначительным нарушением функции "органов-мишеней" (хроническая сердечная недостаточность I ФК, преходящие нарушения ритма сердца и (или) проводимости, дисциркуляторная энцефалопатия I стадии) или без нарушения функции "органов-мишеней", а также I стадии с повышенными показателями артериального давления (в покое систолическое давление составляет от 140 до 159 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 99 мм рт.ст.). При I стадии гипертонической болезни возможно кратковременное повышение артериального давления до более высоких цифр. Признаки поражения "органов-мишеней" отсутствуют.

Для II стадии гипертонической болезни характерны также гипертрофия левого желудочка (выявляемая при рентгенологическом исследовании (кардиоторакальный индекс > 50 процентов), электрокардиографии (признак Соколова-Лайона > 38 мм, Корнельское произведение > 2440 мм x мс), эхокардиографии (индекс массы миокарда левого желудочка > 125 г/м2 для мужчин и > 110 г/м2 для женщин) и 1 - 2 дополнительных изменения в других "органах-мишенях" - сосудах глазного дна (генерализованное или локальное сужение сосудов сетчатки), почках (микроальбуминурия 30 - 300 мг/сут., протеинурия и (или) уровень креатинина 115 - 133 мкмоль/л для мужчин и 107 - 124 мкмоль/л для женщин; клиренс креатинина 60 - 89 мл/мин (формула Кокрофта-Гаулта) и магистральных артериях (признаки утолщения стенки артерии (толщина комплекса "интима-медиа") при ультразвуковом исследовании больше 0,9 мм) и (или) атеросклеротические бляшки в них).

При наличии синдрома повышенного артериального давления, тесно связанного с наличием вегетативных расстройств (гипергидроз кистей рук, "красный" стойкий дермографизм, лабильность пульса и артериального давления при перемене положения тела и др.), освидетельствование проводится на основании статьи 47 расписания болезней.

Наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.

В каждом случае гипертонической болезни проводится дифференциальная диагностика с симптоматическими гипертензиями. Освидетельствование лиц с симптоматической артериальной гипертензией проводится по основному заболеванию.

При выявлении ассоциированных с гипертонической болезнью заболеваний медицинское освидетельствование проводится также на основании соответствующих статей расписания болезней.

К статье 47 Расписания болезней относится нейроциркуляторная астения.

Для нейроциркуляторной астении характерен синдром вегетативно-сосудистых расстройств с неадекватной реакцией артериального давления на какие-либо раздражители. Нейроциркуляторную астению с гипотензивными реакциями следует отличать от физиологической гипотонии здоровых людей, которые не предъявляют никаких жалоб, сохраняют трудоспособность и способность исполнять обязанности военной службы при показателях артериального давления 90/50 - 100/60 мм рт.ст. Во всех случаях следует исключить симптоматическую гипотонию, обусловленную болезнями эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, легких и др.

Наличие нейроциркуляторной астении у освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней должно быть установлено при обследовании с участием врача-невролога, врача-офтальмолога, а при необходимости и врачей других специальностей. Граждане при первоначальной постановке на воинский учет с диагнозом "нейроциркуляторная астения" по статье 48 расписания болезней признаются временно не годными к военной службе и подлежат лечению.

К пункту «б» 47 Расписания болезней относится нейроциркуляторная астения с умеренно выраженными проявлениями, в том числе с преходящими нарушениями сердечного ритма, не снижающими способность исполнять обязанности военной службы.

Редкие одиночные экстрасистолы покоя и синусовая аритмия функционального характера не являются основанием для применения этой статьи, не препятствуют прохождению военной службы, поступлению в военно-учебные заведения.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Кузнецов И.И. с 21.01.2016 состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Твери Тверской области. При первоначальной постановке на учет определена категория годности "А" - годен к военной службе.

В обоснование своих требований административным истцом представлена копия справки выданной Поликлиникой ГБ №2 ГБУЗ ГБСМП, о том, что Кузнецов И.И. состоит на «Д» учете и ему установлен диагноз ГБ II АГ 2 ст. р.3., дата выдачи и дата постановки на учет отсутствует.

Как установлено судом и следует из материалов настоящего гражданского дела, личного дела призывника Кузнецова И.И. 04.10.2019 при мероприятиях, связанных с призывом на военную службу был освидетельствован врачебной комиссией, в состав которой входили хирург, терапевт, невролог, психиатр, офтальмолог, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог и по заключению врача, руководящего работой врачей специалистов призывной комиссии г. Твери от 04.10.2019 установлен диагноз НЦА по гипертоническому типу по ст. 47 «б» Расписания болезней, решением призывной комиссии города Твери он был призван на военную службу с присвоением категории Б-3, при этом в распоряжении врачебной комиссии имелись в том числе данные медицинской карты №261201 из ГБУЗ ГБСМ поликлиника №2 (последние даты посещений 29.03.2019.г., 06.08.2019.г.). Каких-либо оснований для направления Кузнецова И.И. на дополнительное обследование, исходя из данных медицинских исследований и обследований, врачебная комиссия не установила.

31.10.2019 при мероприятиях, связанных с призывом на военную службу он был освидетельствован врачебной комиссией, в состав которой входили хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог и по решению Призывной комиссией Тверской области от 31.10.2019 решение Призывной комиссии г. Твери от 04.10.2019.г. утверждено при этом в распоряжении врачебной комиссии имелись в том числе данные медицинской карты №261201 из ГБУЗ ГБСМ поликлиника №2 (последние даты посещений 29.03.2019.г., 06.08.2019.г.). Каких-либо оснований для направления Кузнецова И.И. на дополнительное обследование, исходя из данных медицинских исследований и обследований, врачебная комиссия не установила.

Оснований для направления истца в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания на даты принятия оспариваемых решений врачебными комиссиями не усмотрено.

Оснований сомневаться в выводах врачебных комиссий у суда не имеется, поскольку отсутствуют данные, указывающие не недостаточность сведений о состоянии здоровья административного истца на момент его освидетельствования.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и проанализировав установленные на их основании обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения приняты призывными комиссиями в рамках предоставленных им полномочий на основании результатов проведенных медицинских освидетельствований; доказательства, свидетельствующие о наличии у административного истца иных заболеваний, влияющих на категорию годности к военной службе, не являвшиеся предметом оценки при медицинском освидетельствовании, не представлены, при этом категория годности определена и подтверждена с учетом результатов медицинских освидетельствований. Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав. Напротив, законность оспариваемых решений, их принятие в соответствии с установленным порядком и при наличии к тому оснований, с учетом всей совокупности медицинских данных о состоянии здоровья административного истца; категории годности к военной службе доказана.

Доводы административного истца в обоснование оспаривания решений призывных комиссий, о том, что на момент прохождения медицинского освидетельствования имел заболевание по статье 43 п. «в» Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565, которое дает основания для признания его ограниченно годным к военной службе (категория годности «В») отклоняются судом, поскольку не подтверждены доказательствами.

Кроме того, согласно представленным доказательствам из личного дела призывника, при проведении медицинского освидетельствования, комиссией учитывались жалобы призывника на головные боли, повышение АD до 140/90, а из представленного СМАД от 07.03.2019.г. не следует, что он проводился стационарно, что не оспорено административным истцом.

Доводы административного истца, о том, что врачи не учли его заболевание, на основании которого он поставлен на диспансерный учет и проигнорировали представленную им справку из Поликлиники ГБ №2 ГБУЗ ГБСМП, суд находит не состоятельными, поскольку в материалах личного дела призывника Кузнецова И.И. отсутствует справка ГБУЗ «КБСМП» г. Тверь Поликлиника №2 о том, что он состоит на диспансерном учете, а медицинская карта пациента № 261201, также не содержит данных сведений.

Достоверных данных, свидетельствующих о предоставлении вышеуказанной справки врачебным комиссиям административным истцом не представлено, как и не представлено подлинника справки в ходе судебного разбирательства, учитывая, что копия справки, приложенная к административному исковому заявлению, не содержит даты ее выдачи и даты постановки на диспансерный учет, в связи с указанным в ней диагнозом.

В нарушение статьи 62 КАС РФ административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств тому, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе по состоянию здоровья, в связи с чем, на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» мог быть освобожден от призыва на военную службу, а потому суд при установленных обстоятельствах приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решений призывной комиссии г. Тверь, призывной комиссии Тверской области незаконными.

При этом учитывает, что только врачи-специалисты призывной комиссии в силу закона для целей определения категории годности призывника к военной службе дают заключение о состоянии его здоровья, с учетом имеющихся данных, выставляя ему медицинские диагнозы.

Пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565 предусмотрено, что при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.

Однако, предоставленным ему правом проведения независимой военно-врачебной экспертизы Кузнецов И.И. не воспользовался.

Принимает во внимание, что согласно Расписанию болезней наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней подтверждается только совокупностью двух видов медицинских документов: результатов обследования в стационарных условиях, а также результатов документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения с неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления и только совокупность названных условий позволяет установить административному истцу категорию годности на основании пункта "в" статьи 43 граф 1 - 2 Расписания болезней.

Как указано ранее, обязательных медицинских документов у административного истца не имелось, тогда как их получение лежит вне обязанности призывной комиссии.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом решения призывной комиссии г. Твери от 04.10.2019, призывной комиссии Тверской области от 31.10.2019.г., вынесены уполномоченными на это органами, в соответствии с требованиями закона, с соблюдением процедуры принятия таких решений, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований по административному иску Кузнецова Ильи Игоревича к Призывной комиссии города Твери, Призывной комиссии Тверской области, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконными решения призывной комиссии г. Твери от 04.10.2019.г., решения призывной комиссии Тверской области от 31.10.2019.г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                    Е. Ю. Голосова

Решение в окончательной форме

принято 26.12.2019.г.

2а-1651/2019 ~ М-1688/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецов Илья Игоревич
Ответчики
Призывная комиссия Тверской области
Призывная комиссия города Тверь
Суд
Пролетарский районный суд г. Твери
Судья
Голосова Е.Ю.
20.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
21.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2019[Адм.] Судебное заседание
24.12.2019[Адм.] Судебное заседание
26.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее