Решение по делу № 2-7454/2023 от 13.10.2023

Дело № 2-7454/2023

УИД 66RS0007-01-2023-007280-18

Мотивированное решение составлено 14 декабря 2023 года КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург07 декабря 2023 года

Чкаловский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Решетниченко И.Г. при секретаре Порядиной А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лицеванова Виталия Сергеевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25, Министерству социальной политики Свердловской области о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Лицеванов В.С. предъявил к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25, Министерству социальной политики Свердловской области иск о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности внести в указанный список.

В заявлении указано, что он (Лицеванов В.С.) в соответствии с действующим законодательством РФ относится к гражданам, которые официально считаются сиротами.

ДД.ММ.ГГГГ, когда ему было ДД.ММ.ГГГГ, умер его отец Лицеванов С.К., ДД.ММ.ГГГГ, когда ему было ДД.ММ.ГГГГ, умерла его мать Лицеванова С.В., которая была лишена в отношении него родительских прав.

Жилищный кодекс РФ и Федеральный Закон РФ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляющий социальные гарантии от государства сиротам дает преимущественное право указанным гражданам на решение проблем с жильем из отдельного специализированного жилищного фонда.

После достижения совершеннолетия у него (истца) есть законное право на основании ст. 8 указанного Федерального закона РФ получить жилье без очереди.

В настоящее время он постоянно проживает и зарегистрирован у своих знакомых в комнате, площадью <данные изъяты> поэтому условия считаются неблагоприятными.

При подачи ДД.ММ.ГГГГ заявления ответчику о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он (Лицеванов B.C.) был проинформирован, что пропустил срок для обращения с заявлением, поскольку такие заявления принимаются до достижения детьми возраста ДД.ММ.ГГГГ

До ДД.ММ.ГГГГ он проживал с младшим братом и старшей сестрой по адресу: <адрес> Родители проживали отдельно от детей, вели разгульный образ жизни.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на полном государственном обеспечении и являлся воспитанником государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Сысертская школа-интернат, реализующая адаптационные основные общеобразовательные программы».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался по профессии «мастер столярно-плотничных и паркетных работ» в <адрес> <адрес> (ныне <адрес>»).

Впоследствии он находился в исправительных учреждениях ГУФСИН Российской Федерации, что подтверждается справкой ИЦ ГУ МВД по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, когда он достиг возраста ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), он находился в местах лишения свободы.

После освобождения он не имел постоянного жилья, переезжал с одного места на другое в поисках работы.

Истец Лицеванов В.С. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, иск поддержал.

В судебном заседании представитель истца Соколов О.Б. исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 Логинова А.А. исковые требования не признала.

Ответчик Министерство социальной политики Свердловской области о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просил в удовлетворении требований отказать. В объяснениях, представленных суду в письменном виде, министерство указало, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на нахождение в местах лишения свободы, как на уважительность причины несвоевременного обращения в компетентные органы с заявлением для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении. Министерство считает, что неоднократное отбытие истцом наказания за совершение неправомерных действий (преступлений) не может быть отнесено к уважительным причинам пропуска срока для обращения с соответствующим заявлением, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о наличии затруднений в социальной адаптации, отсутствии реальной возможности реализации своих жилищных прав, в том числе, и в период между отбытием наказаний, наличие существенных препятствий, не позволивших ему до 23 лет воспользоваться государственными гарантиями поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не привел.

Истец обратился в компетентные органы лишь по достижении 37-летнего возраста. Доказательств, подтверждающих наличие причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, попытки встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но отказано из-за отсутствия необходимых документов, истцом не представлено.

В судебном заседании представитель третьего лица без самостоятельных требований Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга Балуков М.Ю. считал иск не подлежащим удовлетворению.

Третье лицо без самостоятельных требований ГКУ «Фонд жилищного строительства» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежаще, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просило исковые требования оставить без удовлетворения. В объяснениях, представленных суду в письменном виде, фонд указал, что доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствующих своевременному обращению Лицеванова В.С. в компетентные органы по вопросу постановки его на учет, не представлено. Его доводы, что он не имел возможности реализовать свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с нахождением в учреждениях системы исполнения наказания, не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку не относятся к уважительным причинам пропуска срока в связи с отсутствием доказательств об ограничении в направлении заявления в уполномоченный орган.

Третье лицо без самостоятельных требований Министерство строительства и развития инфраструктуры о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежаще, своего представителя в суд не направило, мнения по иску не выразило, ходатайств от него в суд не поступило.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Лицеванов В.С. родился ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>. Его отец Лицеванов С.К. скончался ДД.ММ.ГГГГ, мать Лицеванова С.В. – ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лицеванов В.С. являлся воспитанником и учащимся ГБОУ Свердловской области «Сысертская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» и находился на полном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в <данные изъяты>

Как следует из справки ИЦ ГУВД Свердловской области, Лицеванов В.С. осужден:

ДД.ММ.ГГГГ Тугулымским районным судом Свердловской области по ч. 3 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок ДД.ММ.ГГГГ, освобожден по отбытию наказания ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ Тугулымским районным судом Свердловской области по ч. 1 ст. 116 УК РФ к штрафу в сумме 15.000 рублей;

ДД.ММ.ГГГГ Тугулымский районным судом Свердловской области по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ Тугулымским районным судом Свердловской области по ч. 4 ст.111 УК РФ к лишению свободы на срок ДД.ММ.ГГГГ с учетом присоединения на общий срок ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытию наказания.

Лицеванов В.С. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства по адресу: <адрес>. Собственником этого жилого помещения является Скоробогатова Ю.Ю.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление социальной политики № 25 обратился представитель Лицеванова В.С. – Соколов О.Б. с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, …, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области№ 25 приостановлен срок рассмотрения заявления о включении Лицеванова В.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,…., которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абз.4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

После ДД.ММ.ГГГГ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст.ст. 92, 98.1, 109.1 ЖК РФ).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Суд находит, что обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, по которым Лицеванов В.С. был лишен возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, не установлено.

Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, не представлено.

Доказательств того, что он обращался с заявлением о постановке на учет до 23 лет, но ему было отказано, не имеется.

По смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение в список детей-сирот со стороны государственных органов не установлено. Ответчик прав истца не нарушал, таких доказательств суду не представлено.

Кроме того, истец не лишен был права самостоятельно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением по достижении ДД.ММ.ГГГГ

Отсутствие действий со стороны учреждений, в которых истец находился на полном государственном обеспечении, органов опеки и попечительства по постановке истца на учет, не препятствовало Лицеванову В.С. реализовать данное право самостоятельно, по достижению возраста 18 лет.

Доказательств обратного в силу ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального Кодекса РФ не представлено, об истребовании таких доказательств не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лицеванова Виталия Сергеевича (СНИЛС ) к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25, Министерству социальной политики Свердловской области о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности совершить действия - отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чкаловский районный суд города Екатеринбурга.

Председательствующий (подпись)

Копия верна. Судья

Дело № 2-7454/2023

УИД 66RS0007-01-2023-007280-18

Мотивированное решение составлено 14 декабря 2023 года КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург07 декабря 2023 года

Чкаловский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Решетниченко И.Г. при секретаре Порядиной А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лицеванова Виталия Сергеевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25, Министерству социальной политики Свердловской области о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Лицеванов В.С. предъявил к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25, Министерству социальной политики Свердловской области иск о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности внести в указанный список.

В заявлении указано, что он (Лицеванов В.С.) в соответствии с действующим законодательством РФ относится к гражданам, которые официально считаются сиротами.

ДД.ММ.ГГГГ, когда ему было ДД.ММ.ГГГГ, умер его отец Лицеванов С.К., ДД.ММ.ГГГГ, когда ему было ДД.ММ.ГГГГ, умерла его мать Лицеванова С.В., которая была лишена в отношении него родительских прав.

Жилищный кодекс РФ и Федеральный Закон РФ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляющий социальные гарантии от государства сиротам дает преимущественное право указанным гражданам на решение проблем с жильем из отдельного специализированного жилищного фонда.

После достижения совершеннолетия у него (истца) есть законное право на основании ст. 8 указанного Федерального закона РФ получить жилье без очереди.

В настоящее время он постоянно проживает и зарегистрирован у своих знакомых в комнате, площадью <данные изъяты> поэтому условия считаются неблагоприятными.

При подачи ДД.ММ.ГГГГ заявления ответчику о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он (Лицеванов B.C.) был проинформирован, что пропустил срок для обращения с заявлением, поскольку такие заявления принимаются до достижения детьми возраста ДД.ММ.ГГГГ

До ДД.ММ.ГГГГ он проживал с младшим братом и старшей сестрой по адресу: <адрес> Родители проживали отдельно от детей, вели разгульный образ жизни.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на полном государственном обеспечении и являлся воспитанником государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Сысертская школа-интернат, реализующая адаптационные основные общеобразовательные программы».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался по профессии «мастер столярно-плотничных и паркетных работ» в <адрес> <адрес> (ныне <адрес>»).

Впоследствии он находился в исправительных учреждениях ГУФСИН Российской Федерации, что подтверждается справкой ИЦ ГУ МВД по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, когда он достиг возраста ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), он находился в местах лишения свободы.

После освобождения он не имел постоянного жилья, переезжал с одного места на другое в поисках работы.

Истец Лицеванов В.С. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, иск поддержал.

В судебном заседании представитель истца Соколов О.Б. исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 Логинова А.А. исковые требования не признала.

Ответчик Министерство социальной политики Свердловской области о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просил в удовлетворении требований отказать. В объяснениях, представленных суду в письменном виде, министерство указало, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на нахождение в местах лишения свободы, как на уважительность причины несвоевременного обращения в компетентные органы с заявлением для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении. Министерство считает, что неоднократное отбытие истцом наказания за совершение неправомерных действий (преступлений) не может быть отнесено к уважительным причинам пропуска срока для обращения с соответствующим заявлением, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о наличии затруднений в социальной адаптации, отсутствии реальной возможности реализации своих жилищных прав, в том числе, и в период между отбытием наказаний, наличие существенных препятствий, не позволивших ему до 23 лет воспользоваться государственными гарантиями поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не привел.

Истец обратился в компетентные органы лишь по достижении 37-летнего возраста. Доказательств, подтверждающих наличие причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, попытки встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но отказано из-за отсутствия необходимых документов, истцом не представлено.

В судебном заседании представитель третьего лица без самостоятельных требований Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга Балуков М.Ю. считал иск не подлежащим удовлетворению.

Третье лицо без самостоятельных требований ГКУ «Фонд жилищного строительства» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежаще, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просило исковые требования оставить без удовлетворения. В объяснениях, представленных суду в письменном виде, фонд указал, что доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствующих своевременному обращению Лицеванова В.С. в компетентные органы по вопросу постановки его на учет, не представлено. Его доводы, что он не имел возможности реализовать свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с нахождением в учреждениях системы исполнения наказания, не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку не относятся к уважительным причинам пропуска срока в связи с отсутствием доказательств об ограничении в направлении заявления в уполномоченный орган.

Третье лицо без самостоятельных требований Министерство строительства и развития инфраструктуры о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежаще, своего представителя в суд не направило, мнения по иску не выразило, ходатайств от него в суд не поступило.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Лицеванов В.С. родился ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>. Его отец Лицеванов С.К. скончался ДД.ММ.ГГГГ, мать Лицеванова С.В. – ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лицеванов В.С. являлся воспитанником и учащимся ГБОУ Свердловской области «Сысертская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» и находился на полном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в <данные изъяты>

Как следует из справки ИЦ ГУВД Свердловской области, Лицеванов В.С. осужден:

ДД.ММ.ГГГГ Тугулымским районным судом Свердловской области по ч. 3 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок ДД.ММ.ГГГГ, освобожден по отбытию наказания ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ Тугулымским районным судом Свердловской области по ч. 1 ст. 116 УК РФ к штрафу в сумме 15.000 рублей;

ДД.ММ.ГГГГ Тугулымский районным судом Свердловской области по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ Тугулымским районным судом Свердловской области по ч. 4 ст.111 УК РФ к лишению свободы на срок ДД.ММ.ГГГГ с учетом присоединения на общий срок ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытию наказания.

Лицеванов В.С. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства по адресу: <адрес>. Собственником этого жилого помещения является Скоробогатова Ю.Ю.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление социальной политики № 25 обратился представитель Лицеванова В.С. – Соколов О.Б. с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, …, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области№ 25 приостановлен срок рассмотрения заявления о включении Лицеванова В.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,…., которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абз.4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

После ДД.ММ.ГГГГ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст.ст. 92, 98.1, 109.1 ЖК РФ).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Суд находит, что обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, по которым Лицеванов В.С. был лишен возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, не установлено.

Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, не представлено.

Доказательств того, что он обращался с заявлением о постановке на учет до 23 лет, но ему было отказано, не имеется.

По смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение в список детей-сирот со стороны государственных органов не установлено. Ответчик прав истца не нарушал, таких доказательств суду не представлено.

Кроме того, истец не лишен был права самостоятельно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением по достижении ДД.ММ.ГГГГ

Отсутствие действий со стороны учреждений, в которых истец находился на полном государственном обеспечении, органов опеки и попечительства по постановке истца на учет, не препятствовало Лицеванову В.С. реализовать данное право самостоятельно, по достижению возраста 18 лет.

Доказательств обратного в силу ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального Кодекса РФ не представлено, об истребовании таких доказательств не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лицеванова Виталия Сергеевича (СНИЛС ) к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25, Министерству социальной политики Свердловской области о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности совершить действия - отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чкаловский районный суд города Екатеринбурга.

Председательствующий (подпись)

Копия верна. Судья

2-7454/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Лицеванов Виталий Сергеевич
Ответчики
УСП № 25 по СО
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Другие
Министерство строительства и развития инфраструктуры СО
Администрация Чкаловского района г. Екатеринбурга
ГКУ Фонд жилищного строительства
Суд
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
chkalovsky.svd.sudrf.ru
13.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2023Передача материалов судье
18.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее