Дело № 2-360/2020
12RS0014-01-2020-000508-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации06 июля 2020 года п.Советский Республики Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шемуранова И.Н. при секретаре судебного заседания Казанцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Марий Эл, к Верх-Ушнурской сельской администрации о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований об увольнении ведущего специалиста Санниковой <данные изъяты> с муниципальной службы, признании незаконным распоряжения главы Верх-Ушнурской сельской администрации № <данные изъяты> года, обязании ответчика применить к ведущему специалисту Верх-Ушнурской сельской администрации дисциплинарное взыскание в виде увольнения с муниципальной службы
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района Республики Марий Эл, действующий в интересах Российской Федерации, обратился с иском к Верх-Ушнурской сельской администрации с иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований федерального законодательства об увольнении ведущего специалиста Санниковой <данные изъяты>. с муниципальной службы, признании незаконным распоряжения главы Верх-Ушнурской сельской администрации <данные изъяты> «О привлечении главного специалиста к дисциплинарной ответственности», обязании ответчика применить к ведущему специалисту Верх-Ушнурской сельской администрации Санниковой <данные изъяты>. дисциплинарное взыскание в виде увольнения с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным п. 7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, установив срок исполнения обязанности 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что распоряжением главы администрации от 03 мая 2018 года № 11 на должность муниципальной службы - специалиста 1 категории принята Санникова <данные изъяты>.. В соответствии с решением Собрания депутатов муниципального образования «Верх-Ушнурское сельское поселение» от 27 декабря 2018 года № 184 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования «Верх-Ушнурское сельское поселение», при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие администрации муниципального образования «Верх-Ушнурское сельское поселение» обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». В указанный перечень включена, в том числе специалист и специалист 1 категории. В ходе прокурорской проверки установлено, что несмотря на установленную обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, специалистом 1 категории Верх-Ушнурской сельской администрации Санниковой <данные изъяты>. указанные сведения за 2018 год не предоставлены. По данному факту прокурором района внесено представление, по результатам которого к Санниковой <данные изъяты>., применено дисциплинарное взыскание - объявлено замечание, хотя в соответствии с требованиями федерального законодательства она должна быть уволена с муниципальной службы.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района Республики Марий Эл Глазырина <данные изъяты> иск поддержала по изложенным в нём основаниям, пояснила, что допущенное муниципальным служащим Санниковой <данные изъяты>. нарушение в виде непредоставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2018 год является безусловным основанием для её увольнения с муниципальной службы. За допущенное нарушение Санникова <данные изъяты>. не могла быть привлечена к ответственности в виде замечания, так как за допущенное нарушение предусмотрена ответственность только в виде увольнения.
Представители ответчика - Верх-Ушнурской сельской администрации Ельмекеев <данные изъяты>. и Иванова <данные изъяты>. пояснили, что с решением собрания депутатов Верх-Ушнурского сельского поселения от 27 декабря 2018 года № 184 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования «Верх-Ушнурское сельское поселение», при назначении на которые граждане обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» Санникова <данные изъяты>. не была ознакомлена и её никто не уведомлял, она обязана предоставлять указанные сведения, напротив её неоднократно даывались устные разъяснения о том, что указанные сведения о доходах она предоставлять не должна, после принятия мер прокурорского реагирования нарушения законодательства устранены в полном объеме, Санникова <данные изъяты>. привлечена к дисциплинарной ответственности - ей объявлено замечание Учитывая тяжесть совершенного нарушения, а также положительные характеристики Санниковой <данные изъяты>., которая более 20 лет проработала в системе образования, была победителем и призером районных и республиканских конкурсов профессионального мастерства, считают, что оснований для увольнения Санниковой <данные изъяты>. не имеется. В удовлетворении иска просят отказать.
Третье лицо Санникова <данные изъяты>. в суде пояснила, что она <данные изъяты> с 03 мая 2018 года она принята на 0,5 ставки должности специалиста 1 категории администрации МО «Верх-Ушнурское сельское поселение». При приеме на работу ей были устно разъяснены её должностные обязанности. С решением собрания депутатов Верх-Ушнурского сельского поселения от 27 декабря 2018 года. № 184 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования «Верх-Ушнурское сельское поселение», при назначении на которые граждане обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» она не ознакомлена. Работниками администрации поселения ей было неоднократно сказано, что предоставлять указанные сведения ей не надо, в связи с чем она не предоставила сведения за 2018 год. После прокурорской проверки она представила сведения о доходах, умысла нарушать закон она не имела. Иных доходов, кроме пенсии по инвалидности, своей заработной платы и заработной платы мужа у неё не имеется. Ранее не привлекалась к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из содержания Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ следует, что к муниципальному служащему, исходя из его особого статуса, предъявляются повышенные требования к исполнению обязанностей муниципальной службы, в связи с этим введены соответствующие запреты и ограничения, связанные с муниципальной службой.
В соответствии со ст. 12 указанного закона муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение. Частью 1 ст. 15 закона установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. Пунктом 3 ч. 1 ст. 19 указанного закона установлено, что помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены требования к порядку проведения процедуры привлечения муниципальных служащих к ответственности и установлена необходимость наличия следующих документов: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов.
Согласно ст.ст. 6.2., 6.3 Закона Республики Марий Эл от 31.05.2007 N 25-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы", проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечень, установленный муниципальным правовым актом, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом Главой Республики Марий Эл.За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные Федеральным законом.
Пункт 4 ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ в качестве меры по профилактике коррупции также предусматривает как основание для освобождения от занимаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудника, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» от 03 мая 2018 года № 11 Санникова <данные изъяты>. принята на должность специалиста 1-ой категории администрации МО «Верх-Ушнурское сельское поселение», на 0,5 ставки с 03 мая 2018 года.
Распоряжением Верх-Ушнурской сельской администрации от 17 февраля 2020 года № 1 Санникова <данные изъяты>. с 03 февраля 2020 года переведена на должность ведущего специалиста Верх-Ушнурской сельской администрации.
12 февраля 2020 года прокуратурой района главе администрации Верх-Ушнурского сельского поселения внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» с требованием рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности специалиста 1 категории Санниковой <данные изъяты>., не обеспечившей соблюдение требований законодательства, в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федераций».
Согласно ответу главы администрации поселения от 28 февраля 2020 года № 15, в отношении Санниковой <данные изъяты>. применено дисциплинарное взыскание - объявлено замечание.
Распоряжением главы Верх-Ушнурской сельской администрации <данные изъяты> Медведева от 17 февраля 2020 года № 4 Санникова <данные изъяты>. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
19 марта 2020 года прокуратурой района направлено письмо с требованием о повторном рассмотрении вышеуказанного представления.
Согласно представленному ответу главы администрации от 30 марта 2020 года № 26 в действиях ведущего специалиста Санниковой <данные изъяты> не предусматривается умышленное не предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2018 год, в связи с этим, оснований для увольнения нет.
Судом установлено, что Санникова <данные изъяты>. является муниципальным служащим, в её должностные обязанности входит обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Срок предоставления указанных сведений за 2018 год - до 30 апреля 2019 года. Санниковой <данные изъяты> указанные сведения своевременно не предоставлены. По результатам внесенного прокуратурой Советского района Республики Марий Эл представления в отношении Санниковой <данные изъяты>. работодателем применено дисциплинарное взыскание - объявлено замечание.
Как следует из материалов дела, справку о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера муниципального служащего за 2018 год, Санникова <данные изъяты> представила работодателю 20 февраля 2020 года. Данный факт сторонами в судебном заседании не оспаривался.
Решением Собрания депутатов муниципального образования «Верх-Ушнурское сельское поселение» от 27 декабря 2018 года № 184 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования «Верх-Ушнурское сельское поселение», утвержден перечень должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых муниципальные служащие администрации муниципального образования «Верх-Ушнурское сельское поселение» обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». В указанный перечень включены глава администрации, главный специалист и специалист 1 категории. С указанным перечнем Санникова <данные изъяты>., назначенная на должность специалиста 1 категории 03 мая 2018 года, ознакомлена не была. В материалах дела имеются сведения об ознакомлении Санниковой <данные изъяты>. с основными обязанностями муниципального служащего - специалиста 2-ой категории, одной из обязанностью которого является представление в установленном порядке предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о полученных ими доходах и принадлежащих им на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
Согласно сведениям трудовой книжки Санниковой <данные изъяты>., сведений о ее работе в должности специалиста 2-ой категории в Верх-Ушнурской сельской администрации не имеется.
В силу ч. 4 ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Аналогичные разъяснения указаны в Письме Минтруда России от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П-1526 и приложении к нему - Обзоре практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее-Обзор), согласно которым за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции применяются следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной службы); предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии; увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.
Согласно п.5 письма, при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии: характер и тяжесть совершенного нарушения; обстоятельства, при которых совершено нарушение; соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
При этом обоснованным является учет отягчающих и смягчающих обстоятельств совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции (п.9).
Таким образом, доводы истца, о том, что за совершенное Санниковой <данные изъяты>. нарушение может быть применено только дисциплинарное наказание в виде увольнения с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ, основаны на неверном толковании норм права.
Из руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в п. 53 Постановления от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что в соответствии со ст. 192 ТК РФ наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя.
В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Из письменных объяснения Казаковой <данные изъяты>. следует, что Санникова <данные изъяты>. неоднократно спрашивала о необходимости предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, однако она ввела Санникову <данные изъяты>. в заблуждение сказав, что указанные сведения ей представлять не надо.
Как следует из представленных работодателем - Верх-Ушнурской сельской администрацией характеристики, Санникова <данные изъяты>. за период работы в администрации зарекомендовала себя как грамотный, работоспособный специалист, в обращении с гражданами, коллегами по работе вежлива, тактична, доброжелательна, корректна, инициативна. В коллективе пользуется уважением.
С учетом указанных обстоятельств суд считает, что дисциплинарное взыскание наложено работодателем на Санникову <данные изъяты>. в рамках полномочий и с учетом обстоятельств совершенного Санниковой <данные изъяты>. нарушения, доказательств иного суду не представлено.
Кроме того, в рамках рассматриваемого иска суд не вправе заменить наложенное работодателем дисциплинарное взыскание в виде замечания другой мерой взыскания, поскольку в соответствии со статьей 192 Кодекса наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя, а не суда.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами является правом работодателя, а не обязанностью.
Таким образом, указанные выше требования закона работодателем при привлечении Санниковой <данные изъяты>. к дисциплинарной ответственности в виде замечания были учтены.
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение и исполнение органами местного самоуправления законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуроры в пределах своих полномочий на основании ст. 5 ч. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» реализуют полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Требование прокурора о признании незаконным бездействия ответчика и о признании распоряжения главы Верх-Ушнурской сельской администрации от 17.02.2020 г. № 4 о привлечении главного специалиста к дисциплинарной ответственности заявлено, как производное от требования об обязании администрации уволить Санникову Л.Ш. с муниципальной службы.
Вместе с тем, законность принятого Главой администрации решения о приеме Санниковой <данные изъяты>. на работу, заключения с ней трудового договора, прокурором по делу не оспариваются.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района Республики Марий Эл - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2020 года.
Судья И.Н. Шемуранов