Дело № 2-2387/2024
УИД: 55RS0026-01-2024-002705-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Каспер Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 09 сентября 2024 года гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601) о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района <адрес> обратилась в Омский районный суд <адрес> с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, указав, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ осуществлена постановка на учёт бесхозяйного объекта недвижимости – газопровода, кадастровый №, протяженностью 700 м, расположенного по адресу: <адрес>, д. Ракитинка, <адрес>, Светлая. С момента постановки на учет указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества прошло три месяца. Данными о строительстве спорного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, принятии его в эксплуатацию, субъекте финансирования администрация не располагает. Для организации надлежащего обслуживания и эксплуатации газопроводов, в соответствии с существующими правилами эксплуатации газопроводов необходимо признание муниципальной собственности на газопроводы. Правообладатель на указанный объект недвижимого имущества отсутствует. Спор о праве также отсутствует. На основании изложенного, руководствуясь статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом <адрес> на бесхозяйный объект недвижимости – трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, протяженностью 700 м, расположенного по адресу: <адрес>, д. Ракитинка, <адрес>, Светлая.
Представитель заявителя администрации Омского муниципального района <адрес> ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, акционерного общества «Омскоблгаз», ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.
Заинтересованное лицо ФИО7 в судебном заседании пояснил, что являлся заказчиком данного газопровода, занимался подготовкой проекта строительства газопровода, вводили в эксплуатацию. Пояснить, где находится достоверно техническая документация, не смог. Дополнительно пояснил, что права на заявленных объект не заявляет, спор о правах отсутстует.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система – имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Статьей 7 названного выше названного Федерального закона предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает понятие охранной зоны газопровода – зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Кроме того, в преамбуле названного нормативно-правового акта указано, что настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Таким образом, названный закон распространяет свое действие на безопасность государства, исключая аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, обеспечивая безопасность к предметам ведения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В свою очередь требования администрации Омского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - сооружение, назначение: - 7.7 сооружения трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, протяженностью 700 м., год завершения строительства 2013, имеет местоположение: <адрес>, Ракитинка деревня, <адрес>, Светлая, направлены на обеспечение мониторинга и готовности эксплуатации опасного производственного объекта в рамках наделенных полномочий органов местного самоуправления.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, представленной в материалы дела ППК «Роскадастр» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, объект недвижимости – 7.7. сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, протяженностью 700 м., год завершения строительства 2013, имеет местоположение: <адрес>, Ракитинка деревня, <адрес>, Светлая. В Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии на учёт как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, правообладатель – администрация Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>. Названная выписка содержит сведения о кадастровых номерах иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости: №.
Из информации, представленной Министерством имущественных отношений <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № №, в Едином банке данных объектов собственности <адрес> отсутствует информация об объекте недвижимости: 7.7. сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, протяженностью 700 м., год завершения строительства 2013, местоположение: <адрес>, Светлая.
По информации, представленной департаментом имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, объект недвижимого имущества - 7.7. сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, протяженностью 700 м., год завершения строительства 2013, местоположение: <адрес>, Светлая, в реестре муниципального имущества <адрес> не значится.
По информации, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № объект недвижимости: 7.7. сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, протяженностью 700 м., год завершения строительства 2013, местоположение: <адрес>, Светлая, в реестре федерального имущества не значится.
По информации, представленной бюджетным учреждением <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от ДД.ММ.ГГГГ, в учетно-технической документации учреждения не значится объект недвижимости сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) протяженностью 700 м, местоположение: <адрес>, Светлая.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2013 года № 701 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Заявление подается по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. Заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав (пункт 8 названного Порядка).
Согласно пункту 22 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано, если: собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.
Указанные обстоятельства установлены регистрирующим органом не были.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что в рамках рассматриваемого дела отсутствуют правопритязания третьих лиц на спорный объект недвижимого имущества.
Со дня постановки данного объекта на учёт, как бесхозяйного никто не заявил о своих правах в отношении вышеуказанного имущества.
Способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами пункта 3 статьи 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц, что судом установлено не было, иного суду не представлено.
Судом установлено, что спорный объект недвижимости не имеет собственника и принят на учёт в установленном порядке.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности – Омского муниципального района <адрес> на бесхозяйный объект недвижимости: 7.7. сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, протяженностью 700 м., имеет местоположение: <адрес>, Светлая.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Бессчетнова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2024 года.