16RS0041-01-2024-001974-74 Дело № 2-1159/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2024 года
мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2024 года
город Лениногорск Республика Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Чебарёвой А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Равиловой Р.А.,
с участием прокурора Сулеймановой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к ФИО1, ФИО5 о лишении права на социальные и страховые выплаты, причитающиеся членам семьи погибшего военнослужащего,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО5 о лишении права на социальные и страховые выплаты, причитающиеся членам семьи погибшего военнослужащего, в котором просит суд признать отсутствующим права на следующие доли мер социальной поддержки, причитающиеся ответчику ФИО1:
- выплаты, установленной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»;
- единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Приказом Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат";
- страховой суммы от АО «<данные изъяты>», согласно Приказу Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ “Об утверждении Порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, а также форм документов, необходимых для реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы...”;
- региональной единовременной денежной выплаты на основании, установленной Указом Раиса Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №УП-233 «О единовременной денежной выплате членам семей военнослужащих и лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, погибших (умерших) в результате специальной военной операции»;
- пенсии по потере кормильца;
- ежемесячную компенсацию родителям погибшего военнослужащего с лишением указанных выплат и обязании не производить их выплату.
Признать отсутствующим права на следующие доли мер социальной поддержки, причитающиеся ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.:
- выплаты, установленной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»;
- единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Приказом Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат";
- страховой суммы от АО «<данные изъяты> согласно Приказу Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ “Об утверждении Порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, а также форм документов, необходимых для реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы...”;
- региональной единовременной денежной выплаты на основании, установленной Указом Раиса Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> «О единовременной денежной выплате членам семей военнослужащих и лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, погибших (умерших) в результате специальной военной операции»;
- пенсии по потере кормильца;
- ежемесячную компенсацию родителям погибшего военнослужащего с лишением указанных выплат и обязании не производить их выплату ФИО5
В обоснование иска указано, что в <данные изъяты> году истец ФИО4 с ответчиком ФИО1 проживали гражданским браком. ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын ФИО3 Истцом в отношении ФИО3 было установлено отцовство, что подтверждается свидетельством об установлении отцовства.
Совместное проживание у истца с ФИО1 не сложилось, ребенок с <данные изъяты> года стал проживать с истцом, остался на его иждивении. Ответчик ФИО1 не участвовала в жизни ФИО3, не интересовалась его судьбой, не принимала мер к его физическому, духовному и нравственному развитию, уклонялась от материального содержания сына. За взысканием алиментов с ФИО1 он не обращался. С исковым заявлением о лишении ФИО1 родительских прав не обращался.
В 2024 году ФИО3 проходил военную службу по контракту, ДД.ММ.ГГГГ он погиб.
В настоящее время ФИО1 имеет право на социальные и страховые выплаты, причитающиеся членам семьи погибшего военнослужащего.
На вышеуказанные выплаты (кроме ежемесячной компенсации родителям погибшего военнослужащего) имеет право супруга погибшего - ФИО2, сын - ФИО13 и истец ФИО4
Истец считает, что лишение права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО3 и ФИО5 был расторгнут, в связи с чем истец считает, что ФИО2 также не имеет право на вышеуказанные меры поддержки членов семей погибших военнослужащих.
Истец ФИО4 и его представитель ФИО14 в судебном заседании требования иска поддержали, просили удовлетворить заявленные исковые требования, дополнительно пояснив, что ФИО1 за все время проживания ФИО3 с отцом воспитанием ребенка не занималась, о нем не заботилась и не интересовалась, материально не помогала. Ответчик ФИО2 с <данные изъяты> <данные изъяты> года совместно с ФИО3 не проживала, брак был расторгнут, что усматривается из заочного решения мирового судьи. О судьбе ФИО3 ответчики ФИО2, ФИО1 стали интересоваться уже после смерти ФИО3, зная, что после смерти ФИО3 полагается крупная денежная компенсация.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее интересы представляла по доверенности ФИО15, которая заявленные исковые требования ФИО4 не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Ранее в судебных заседаниях ответчик ФИО1 указывала, что с сыном не общалась, так как боялась ФИО4, который работал в органах полиции, однако сыну помогала примерно с <данные изъяты>, когда он приезжал к ней в <адрес>, она всегда давала ему деньги, она помогала сыну забрать документы из школы, так как он не хотел учиться в <данные изъяты> классе, но боялся об этом сказать отцу.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях ФИО2 требования иска не признавала, указав, что ДД.ММ.ГГГГ было вынесено заочное решение, которым был расторгнут брак, заключенный между ней и ФИО3 При этом на момент смерти ФИО3 данное заочное решение суда в законную силу не вступило, что свидетельствует о том, что в данном случае основанием для прекращения брака является не решение суда о расторжении брака, а смерть одного из супругов.
Представители третьих лиц ФКУ «<данные изъяты> <адрес> <данные изъяты>», АО «<данные изъяты>», <данные изъяты>, ФКУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.
Суд, полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Суд, заслушав участников процесса, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим оставлению без удовлетворения, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО4 и ФИО1 являются родителями ФИО3, что подтверждается свидетельством о его рождении, свидетельством об установлении отцовства ФИО4 в отношении ФИО3
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ погиб в ходе специальной военной операции, <данные изъяты>
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заочного решения мирового судьи судебного участка № по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан был расторгнут брак между ФИО3 и ФИО5 Указанное заочное решение мирового судьи вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти ФИО3 его близкие родственники имеют право на получение выплат, причитающихся членам семьи погибшего военнослужащего. При этом на день рассмотрения настоящего дела за указанной выплатой не обращались.
По сведениям АО «<данные изъяты>» заявлений по факту гибели военнослужащего ФИО3 о выплате страховой суммы и единовременных пособий не поступало.
Установлено, что оба родителя, а также бывшая супруга и малолетний ребенок ФИО3 претендуют на получение выплат и пособий в связи с гибелью ФИО3 во время СВО. При этом право на указанные выплаты, причитающиеся малолетнему ФИО13 истец не оспаривает.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определённых категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счёт средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счёт средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях, на день гибели (смерти) застрахованного лица, его дети в возрасте до 23 лет, прекратившие образовательные отношения с образовательной организацией и поступившие в год прекращения таких отношений в другую образовательную организацию, если гибель (смерть) застрахованного лица наступила в период между прекращением образовательных отношений с одной образовательной организацией и поступлением в другую образовательную организацию (абзацы первый, второй и пятый пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учётом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ).
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих: единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учётом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных выплат принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб. (часть 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ, здесь и далее нормы Федерального закона от 7 ноября 2011 г.10 №306-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на день гибели ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в зарегистрированном браке с ним; родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно п. 1, 2 Указа Президента (Раиса) Республики Татарстан от 04.04.2022 № УП-233 "О единовременной денежной выплате членам семей военнослужащих и лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, погибших (умерших) в результате участия в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины", установлена единовременная денежная выплата членам семей военнослужащих и лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, погибших (умерших) в результате участия в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года, в размере 2 000 000 руб. в равных долях каждому лицу: супругу (супруге), состоявшей (состоявшему) на день гибели (смерти) военнослужащего в зарегистрированном браке с ним; родителям (усыновителям) военнослужащего; лицам осуществлявшим в отношении военнослужащего обязанности опекуна (попечителя) до достижениям им совершеннолетия на протяжении не менее пяти лет; детям военнослужащего.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жёсткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряжённых со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности её статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причинённого гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»), и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8-10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и единовременная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей».
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители и супруг(а) такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей и супруги(а) погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
При этом законодатель исходит из права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребенка.
Следовательно, избранный истцом способ защиты нарушенного права - лишение одного из родителей права на получение единовременной выплаты и страховой суммы в связи с гибелью (смертью) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, признается законным.
При этом судом с достоверностью установлено, что ФИО4 и ФИО1 в зарегистрированном браке не состояли.
<данные изъяты>
Установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 с <данные изъяты> годы посещал МБДОУ «<данные изъяты> № <адрес>», проживал в неполной семье, состоящей из двух человек: отец - ФИО4 и ФИО3 Приводил и забирал ребенка из детского сада отец, маму никогда не видели, воспитанием сына занимался отец (л.д. 101).
Как усматривается из характеристики, ФИО3 обучался в МБОУ «<данные изъяты> № <адрес>» <данные изъяты>, проживал в семье из <данные изъяты> человек: отец - ФИО4 и сам ФИО3 Воспитанием ребенка занимался отец, который осуществлял за ребенком в полной мере, интересовался успеваемостью и делами сына, посещал все родительские собрания (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрировал брак с ФИО5, в браке родился сын ФИО13
Свидетели Свидетель №6, ФИО9, Свидетель №4 в судебном заседании показывали, что являлись соседями ФИО4 С достоверностью могут показать, что ребенок ФИО3 постоянно проживал только с отцом ФИО4, маму ребенка они никогда не видели, но со слов Кутилова В.В. знают, что мама их бросила. <данные изъяты>
Свидетель Свидетель №3 суду показала, что являлась классным руководителем ФИО3 с <данные изъяты> классы, с достоверностью может сказать, что со <данные изъяты> класса на родительские собрания приходил только папа, маму она не видела, мама приходила на родительские собрания только в 1 классе. <данные изъяты>
Свидетель ФИО6 Т.В. суду показал, что являлся директором школы на период обучения ФИО3 с <данные изъяты> годы. С достоверностью может сказать, что на родительские собрания всегда приходил только папа ребенка, маму ни раз не видел. Так как <данные изъяты> класс в школе не набирался, то ФИО3 пришел самостоятельно и забрал свои документы. В школьных книгах стоит его подпись о получении аттестата и личного дела.
Свидетель ФИО10 суду показала, что ФИО1 приходится ей дальней родственницей, с достоверностью может сказать, что ФИО1, забрав свою старшую дочь, ФИО3 оставила папе и уехала. Встречала в городе ФИО4 и он говорил, что ФИО11 забрала дочь и уехала, оставив сына ему. Про ФИО1 ничего хорошего сказать не может, но со слов ФИО4 знает, что она алименты ребенку не платила, материально его не содержала и не помогала. Как ФИО1, уехала в <данные изъяты> в <адрес>, она ее больше не видела.
Свидетель Свидетель №7 в судебном заседании показал, что являлась классным руководителем ФИО3 в <данные изъяты> школе в <данные изъяты> классах. С достоверностью может сказать, что жил <данные изъяты> только с папой, маму она никогда не видела. ФИО4 говорил, что мама их бросила.
Оценивая данные показания свидетелей, суд находит их логичными, последовательными, подробными, с указанием подробностей жизни истца и ФИО3 Не доверять показаниям данных свидетелей у суда оснований не имеется, свидетели были предупреждены об уголовной ответственности, подписка отобрана.
<данные изъяты>
Также судом учитывается и тот факт, что ФИО1 длительное время проживала в <адрес>. Суду пояснить, в какие памятные дни (дни рождения, праздники, начало или окончание школы) приезжала к сыну не смогла. Периодическое общение и совершение отдельных действий по выполнению своих родительских обязанностей не свидетельствует об их исполнении надлежащим образом со стороны ФИО1
К показаниям свидетеля Свидетель №8 суд относится критически, так как она является заинтересованной стороной - дочерью ФИО1, и заинтересована в исходе дела. Однако судом учитывается, что свидетель Свидетель №8 подтвердила периодическое общение матери с сыном.
Доводы прокурора, что ФИО1 не была лишена или ограничена в родительских правах, что свидетельствует о ее праве на получение спорных выплат, суд находит не состоятельными, так как сам по себе факт не лишения матери ребенка родительских прав не препятствует заинтересованному лицу в реализации права на судебную защиту его прав и свобод согласно статье 46 Конституции Российской Федерации.
Лишение права на получение вышеуказанных мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей.
Семейная жизнь в понимании ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 27).
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - СК РФ) родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).
Согласно абзацу второму ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
В п. 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 данного кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основными обязанностями родителей в семье являются воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данные обязанности должны выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых - лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Ввиду изложенного лишение права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абз. 1 п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 44).
С учетом характера спорных правоотношений, заявленных исковых требований и возражений ответчика, показаний свидетелей, разрешая вопрос об участии матери в жизни сына, суд приходит к выводу, что ФИО1 не принимала какое-либо участие в воспитании сына, не оказывала ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержала сына материально, включая уплату алиментов на его содержание, не предпринимала какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, а также, что между матерью и сыном отсутствовали фактические семейные и родственные связи.
При этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ исходя из существа спора, именно на ответчике лежит обязанность доказать исполнение обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
В соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Доказательств участия в воспитании сына, несения материальных обязанностей по содержанию сына, суду не представлено.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребёнком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учётом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями для лишения родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей.
При изложенных обстоятельствах, с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время и надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, суд приходит к выводу о наличии правовых основания для удовлетворения исковых требований ФИО4 и лишении ответчика ФИО1 права на получение мер социальной поддержки, причитающейся членам семьи погибшего военнослужащего.
Разрешая требования ФИО4 к ответчику ФИО5, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как установлено судом, заочным решением мирового судьи судебного участка № по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут брак между ФИО3 и ФИО5 Указанное заочное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 244 ГПК РФ, заочное решение суда вступает в законную силу по истечении предусмотренного частью второй статьи 237 настоящего Кодекса срока на его обжалование, если оно не было обжаловано (ч. 1).
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления (ч. 2 ст. 237 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Семейного кодекса Российской Федерации, брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.
На день рассмотрения настоящего искового заявления указанное заочное решение не отменено, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам не пересмотрено и соответственно имеет для рассматриваемого дела преюдициальное значение.
По изложенным выше основаниям, доводы ФИО5, что ФИО3 умер до вступления заочного решения суда в законную силу и брак считается прекращенным в связи со смертью ФИО3, а не на основании решения суда, являются не состоятельными.
При изложенных обстоятельствах, ФИО2 не может являться получателем спорных денежных средств.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО4 к ФИО1, ФИО5 о лишении права на социальные и страховые выплаты, причитающиеся членам семьи погибшего военнослужащего - удовлетворить.
Лишить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения права на получение выплат пособий, предусмотренных Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Приказом Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; выплаты, установленной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; страховой суммы от АО «<данные изъяты>», согласно Приказу Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, а также форм документов, необходимых для реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»; региональной единовременной денежной выплаты на основании, установленной Указом Раиса Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> «О единовременной денежной выплате членам семей военнослужащих и лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, погибших (умерших) в результате специальной военной операции»; пенсии по потере кормильца; ежемесячной компенсации родителям погибшего военнослужащего, предназначавшихся ему в связи с гибелью при исполнении обязанностей военнослужащего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда РТ А.Н. Чебарёва
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>