Дело № 2-571/2018 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 апреля 2018 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Муравьевой Т.А.
при секретаре Чеповской Ю.А.,
с участием прокурора Цыганова Е.О., истца Крайновой О.В., представителя ответчика администрации Муромского района Николаевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Крайновой О. В. к администрации Муромского района Владимирской области о предоставлении жилого помещения,
установил:
Муромский городской прокурор в интересах обратился в суд с настоящим иском и просит обязать администрацию Муромского района обеспечить Крайнову О.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Муромского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Крайнова О.В., .... года рождения, в несовершеннолетнем возрасте лишилась родительского попечения в связи с тем, что ее мать Крайнова А.В., .... года рождения, скончалась 15.07.2007 года, отец Крайнов В.В. лишен родительских прав.
До совершеннолетия Крайнова О.В. воспитывалась опекуном Ерофеевой В.В. Опека установлена в соответствии с постановлением Главы администрации округа Муром от 17.08.2007 года № 1950, которым также определено место проживания по адресу: ...., по которому Крайнова О.В. зарегистрирована в настоящее время. Ранее истец была зарегистрирована по адресу: ....
Решением жилищной комиссии при администрации Муромского района Крайнова О.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Муромского района.
Указанное решение жилищной комиссии оформлено п. 1.1.1 протокола № 19 заседания жилищной комиссии от 18.12.2013 года, утвержденного постановлением администрации Муромского района от 18.12.2013 года № 1653.
По состоянию на 22.02.2018 года Крайнова О.В. значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Муромского района под № 30.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
В судебном заседании прокурор Цыганов Е.О. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Истец Крайнова О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Муромского района Николаева Е.Е. исковые требования не признала, указав, что постановлением Главы администрации Муромского района от 06.03.2018 года № 262 «Об утверждении протокола заседания комиссии по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений от 06.03.2018 года № 3» был утвержден список по муниципальному образованию, в который в хронологическом порядке по дате рождения ребенка-сироты (лица) включены 48 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в муниципальном образовании Муромский район.
Согласно списку по муниципальному образованию перед истцом в хронологическом порядке по дате рождения включены 29 человек. Таким образом, преимущественным правом обеспечения жилыми помещениями обладают 29 детей-сирот (лиц), зарегистрированных в муниципальном образовании Муромский район.
В судебном заседании представитель ответчика Николаева Е.Е. пояснила, что истец Крайнова О.В. с 30 места в указанном списке передвинулась на 29, поскольку из списка был исключен один человек, в связи с предоставлением ему жилого помещения.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился. В направленном в адрес суда отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражая против удовлетворения заявленных требований, указав, что в данном случае Департамент выполняет обязанность по обеспечению передачи средств субвенций муниципальным образованиям. Истец Крайнова О.В. включена в областной сводный список под № 918, в списке по муниципальному образованию - № 30. В 2018 году муниципальному образованию Муромский район на реализацию государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделены субвенции и планируется приобрести 5 квартир для лиц указанной категории.
Кроме того, с 01.01.2014 года согласно п. 22 ст. 7 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года № 226-ОЗ при невозможности обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обладающих правом на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета, им выплачивается ежемесячная денежная компенсация платы за поднаем одного жилого помещения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 40 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на жилище.
Как закреплено в ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
На основании ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичные нормы содержатся в Законе Владимирской области от 03.12.2004 года № 226 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.05.2013 года № 612 утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 указанного порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона Владимирской области «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 19).
Законом Владимирской области от 28.12.2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления муниципального образования Муромский район переданы следующие государственные полномочия Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в части формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- управление специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- принятие решений о включении (исключении) жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 5 Закона Владимирской области № 201-ОЗ органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Следовательно, органы местного самоуправления муниципального образования Муромский район наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями за счет финансовых средств, выделенных органами государственной власти Владимирской области.
Судом установлено, что Крайнова О.В., .... года рождения, в несовершеннолетнем возрасте лишилась родительского попечения.
Ее мать Крайнова А.В., .... года рождения, умерла 16.07.2007 года (л.д. 75).
Решением Муромского городского суда Владимирской области от 25.04.2013 года, вступившим в законную силу, отец истца Крайнов В.В. был лишен родительских прав (л.д. 76-78).
На основании постановления Главы администрации округа Муром Владимирской области от 17.08.2007 г. № 1950 над несовершеннолетней Крайновой О.В. была установлена опека (л.д. 79-80). Крайнова О.В. зарегистрирована по адресу: ..... Ранее истец была зарегистрирована по адресу: .... (л.д. 72, 96).
Решением жилищной комиссии при администрации Муромского района Крайнова О.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Муромского района.
Указанное решение жилищной комиссии оформлено п. 1.1.1 протокола № 19 заседания жилищной комиссии от 18.12.2013 года, утвержденного постановлением администрации Муромского района от 18.12.2013 года № 1653 (л.д. 89-95).
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением, соответствующим установленным нормам, возникло у Крайновой О.В., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 18.12.2013 г., то есть в момент утверждения вышеуказанного протокола заседания жилищной комиссии.
Однако жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, истец до настоящего времени не обеспечена. При этом в настоящее время Крайнова О.В. состоит в сводном списке под № 29. Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
При таких обстоятельствах у администрации Муромского района с 18.12.2013 г. возникла обязанность перед истцом о немедленном предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета, не исполненная до настоящего времени.
Поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Часть 3 ст. 123 Конституции РФ предусматривает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил :
Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах Крайновой О. В. удовлетворить.
Обязать администрацию Муромского района Владимирской области обеспечить Крайнову О. В., .... года рождения, жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Муромского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Муравьева