Решение по делу № 2-10660/2016 от 10.06.2016

Дело № 2-10660/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2016 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Мусеевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурчикова Г.Н. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании отказа незаконным, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Бурчиков Г.Н. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью ... кв.м, образованного путем перераспределения земельного участка площадью ... кв.м по адресу: ... обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью ... образованного путем перераспределения земельного участка площадью ... по адресу: ...

Впоследствии Бурчиков Г.Н. дополнил исковые требования требованием о взыскании компенсации морального вреда в размере ...

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар».

В судебном заседании представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласился.

Представитель Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» возражала против удовлетворения иска.

Бурчиков Г.Н. в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил.

Представителем Бурчикова Г.Н. – Бурчиковой М.Ю. – представлено ходатайство об отложении судебного разбирательства по причине ее болезни и болезни истца. В удовлетворении указанного ходатайства судом было отказано по причине не предоставления доказательства уважительности причин неявки в суд. Кроме того, Бурчиков Г.Н. не был лишен возможности обратиться за юридической помощью к иному представителю. При этом имеющийся в материалах дела ордер адвоката ... В.М. подтверждает наличие у Бурчикова Г.Н. иного представителя. С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии Бурчикова Г.Н. и его представителя.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Бурчикову Г.Н. на праве собственности принадлежал земельный участок площадью ... кв.м по адресу: ... (запись в ЕГРП от ** ** ** категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использования – для обслуживания жилого дома.

Также Бурчикову Г.Н. принадлежит на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: ... (запись в ЕГРП от ** ** **).

Земельный участок площадью ... кв.м ранее предоставлялся Бурчикову Г.Н. в аренду для продолжения строительства индивидуального жилого дома (впоследствии д. ...) в соответствии с договором от ** ** **, заключенным с администрацией МО «Город Сыктывкар». План границ предоставляемого участка, являвшийся неотъемлемым приложением к договору аренды, предусматривал прохождение улицы Трудовой от пересечения с ул.Корабельной до пересечения с Чистопрудным проездом вдоль предоставляемого Бурчикову Г.Н. земельного участка.

Проект границ указанного участка был утвержден постановлением главы администрации МО «Город Сыктывкар» от ** ** **..., которым также было принято решение о предоставлении земельного участка в аренду Бурчикову Г.Н.

Решение о предоставлении земельного участка площадью ... в собственность Бурчикова Г.Н. на платной основе было принято постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **.... В проекте границ предоставляемого земельного участка, являвшегося приложением к указанному постановлению, также было предусмотрено прохождение улицы ... от пересечения с ул. ... до пересечения с ... вдоль предоставляемого Бурчикову Г.Н. в собственность земельного участка.

Впоследствии земельный участок площадью ... был разделен на ... земельных участка: земельный участок площадью ... (кадастровый номер ...), на котором расположен принадлежащий Бурчикову Г.Н. жилой дом, и земельный участок площадью ... с кадастровым номером ....

На основании заявления представителя Бурчикова Г.Н. от ** ** ** из ЕГРП ** ** ** была исключена запись о праве Бурчикова Г.Н. на земельный участок площадью ... и зарегистрировано право собственности Бурчикова Г.Н. на земельный участок по адресу: ... площадью ... (кадастровый номер ...) и земельный участок по адресу: ..., площадью ... (кадастровый номер ...

Схема расположения образованных в результате раздела земельных участков предусматривала прохождение улицы ... от пересечения с ул. ... до пересечения с ...

Таким образом, уменьшение площади принадлежащего Бурчикову Г.Н. земельного участка, предоставленного для обслуживания жилого дома по адресу: ... было произведено по воле Бурчикова Г.Н.

** ** ** был утвержден на основании заявления Бурчикова Г.Н. градостроительный план земельного участка площадью ... кадастровым номером .... Содержащийся в нем чертеж градостроительного плана также содержал указание на прохождение улицы ... от пересечения с ул.... до пересечения с ....

** ** ** представитель Бурчикова Г.Н. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка площадью ... образованного путем перераспределения принадлежащего Бурчикову Г.Н. земельного участка площадью ... и земель, находящихся в муниципальной собственности.

Письмом от ** ** ** администрация МО ГО «Сыктывкар» отказала Бурчикову Г.Н. в удовлетворении указанного обращения, поскольку представленная к утверждению схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требованиям к образуемым земельным участкам, так как испрашиваемый к перераспределению земельный участок частично расположен на землях общего пользования (в границах красных линий ул. Трудовая), не подлежащих приватизации, а также на территории, занятой инженерными коммуникациями.

Требования Бурчикова Г.Н. основаны на неправомерности вывода администрации МО ГО «Сыктывкар» о том, что часть испрашиваемого земельного участка расположена на землях общего пользования и на территории занятой инженерными коммуникациями.

Доводы Бурчикова Г.Н. о не прохождении по испрашиваемому земельному участку инженерных коммуникаций, используемых для обслуживания иных потребителей, отраженных на электронной карте города, составляемой администрацией МО ГО «Сыктывкар», подтверждаются представленными ПАО ... ПАО ...» схемами прохождения инженерных коммуникаций. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются, в том числе, при перераспределении земельных участков.

Согласно положениям ст. 11.7 указанного Кодекса при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (п. 1 ). Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса (п. 3).

Пунктом 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Пунктами 6 и 7 указанной статьи установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные указанным Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено указанным Кодексом (п. 13).

При этом в силу п. 16 указанной нормы основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3)разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 указанного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Пунктом 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 указанного Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

При этом п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 указанного Кодекса генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно п. 5 на указанных картах отображаются, в том числе: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **... утвержден Генеральный план МО ГО «Сыктывкар».

Согласно представленной администрацией МО ГО «Сыктывкар» карте из Генерального плана МО ГО «Сыктывкар» в районе дома № ... от пересечения с ул. ... по пересечения с ... проходит автомобильная дорога.

Аналогичные сведения отражены в плане границ, являющего приложением к договору аренды от ** ** **; в проекте границ предоставляемого земельного участка, являвшегося приложением к постановлению главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **...; схеме расположения образованных в результате раздела земельных участков; градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером ...

Доказательств использования Бурчиковым Г.Н. земельного участка в границах, предложенных для перераспределения, до введения в действие Земельного кодекса РФ (** ** **) суду не представлено.

Доводы стороны истца о том, что данный участок дороги не соответствует предъявляемым требованиям по ширине проезжей части, по устройству дорожного покрытия, не включен в единый реестр автомобильных дорог, а также доводы о ненадлежащем исполнении администрацией МО ГО «Сыктывкар» обязательств по содержанию участка дороги, в том числе по обеспечению отвода воды с дороги в период таяния снега, по обеспечению проезда к участку истца, наличии на противоположной стороне самовольно установленных гаражей, не могут служить основанием для возникновения у истца права требовать предоставления ему такого участка, относящегося к земельным участкам общего пользования, в порядке перераспределения ввиду прямого запрета, содержащегося в п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.

С учетом изложенного, суд находит правомерным отказ администрации МО ГО «Сыктывкар», выраженный в письме от ** ** **, в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью ... образованного путем перераспределения земельного участка площадью ... по адресу: ...

Каких-либо нарушений личных неимущественных прав Бурчикова Г.Н. либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага оспариваемым решением администрации МО ГО «Сыктывкар», которыми Бурчикову Г.Н. могли быть причинены физические или нравственный страдания, не установлено.

В связи с чем исковые требования Бурчикова Г.Н. не подлежат удовлетворению судом в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Бурчикова Г.Н. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью ... образованного путем перераспределения земельного участка площадью ... по адресу: ... обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью ... образованного путем перераспределения земельного участка площадью ... по адресу: ..., взыскании компенсации морального вреда в размере ..., отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                                 Д.А. Паншин

2-10660/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бурчиков Г.Н.
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
10.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2016Передача материалов судье
10.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.07.2016Предварительное судебное заседание
20.09.2016Судебное заседание
04.10.2016Судебное заседание
24.10.2016Судебное заседание
15.11.2016Судебное заседание
15.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее