УИД 32RS0007-01-2019-000379-70
Дело №2-34/2020 (№2-393/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Ерохиной И.В.,
при секретаре Антошиной Л.В.,
с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Кусановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ к Омельченко О.В., Омельченко О.Е., Омельченко И.О. о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Министерство обороны РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ обратилось в суд с данным иском, ссылаясь на то, что ответчики незаконно удерживают жилое помещение по адресу: <адрес>, которое находится на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и на основании договора найма специализированного жилого помещения № от 20.12.2006г. было предоставлено Омельченко О.В. на период прохождения военной службы во временное пользование до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания. Омельченко О.В. уволен с военной службы в запас. 03.08.2006г. Омельченко О.В. и членам его семьи предоставлена жилищная субсидия на приобретение жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени соответчики жилое помещение не освободили, лицевой счет не закрыли, с регистрационного учета по месту жительства не снялись, справку о сдаче жилого помещения не предоставили. В связи с тем, что соответчики длительное время, не выполняя требования собственника, действуют недобросовестно, истец с учетом уточнения исковых требований просил суд устранить нарушения прав собственника в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, признать утратившими право пользования Омельченко О.В., Омельченко О.Е., Омельченко И.О. указанным жилым помещением, выселить ответчиков из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Представитель истца Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, письменно доверил суду рассмотреть дело в его отсутствие, уточненные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики Омельченко О.Е., Омельченко И.О. в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом, заблаговременно, путем направления судебных извещений по адресу регистрации по месту проживания ответчиков заказной корреспонденцией (конверты с судебными извещениями вернулись в суд за истечением сроков хранения), об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств, заявлений не представили.
В силу п.1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора). Сообщения, доставленные по названному адресу, считаются полученными даже, если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
По смыслу закона, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. При этом, ст.165.1 ГК РФ подлежит применению и к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Ответчик Омельченко О.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств, заявлений не представил.
Представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором поддерживает исковые требования в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представителями третьих лиц отделения (территориальное, г.Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Управления по вопросам миграции УМВД России по Брянской области, миграционного пункта ОП «Дубровское», войсковой части 41495 представлены в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в суд своего представителя не направило, ходатайств, заявлений не представило.
В силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания участников процесса.
Исследовав материалы гражданского дела, с учетом заключения помощника прокурора Дубровского района Брянской области Кусановой С.В., полагавшей необходимым уточненные исковые требования МО РФ удовлетворить, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст.294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Согласно п.12. ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. Защита интересов Российской Федерации включает в себя, в том числе и вопросы правомерного владения и распоряжения федеральной собственностью.
В соответствии со ст.ст.214, 125 ГК РФ, Министерство обороны РФ осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке Российской Федерацией.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст.288 ГК РФ, ч.ч.1, 2 ст.30 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Из ст.35 ЖК РФ следует, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно положениям ст.ст.92, 99, 100 ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к специализированным жилым помещениям, которые предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых этими лицами (наймодатель) с гражданином (нанимателем).
В соответствии со ст.93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений.
В силу ст.104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Права военнослужащих на обеспечение служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы закреплены положениями Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В силу абз.13 п.1 ст.15 названного закона военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона (абз.12 п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих»).
В силу положений п.16 ст.15 названного закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах 3 и 12 п.1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п.4 ст.15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации. Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Из смысла приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период прохождения военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено.
Частью 2 статьи 103 ЖК РФ предусмотрены основания невозможности выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья, которые не могут быть применены к соответчикам, которые не относятся ни к одной из перечисленных в указанной статье категории граждан.
В соответствии со ст.301 ГК РФ собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ч.2 ст.302 ГК РФ имущество, приобретенное безвозмездно, собственник имеет право истребовать во всех случаях.
Из материалов дела следует, что на основании договора найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. майору Омельченко О.В. на состав семьи 3 человека: он сам (Омельченко О.В.), жена Омельченко О.Е. и дочь Омельченко И.О. была предоставлена в качестве жилого помещения для временного проживания на период прохождения военной службы в войсковой части 64233 двухкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>.
Все недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и передаточного акта ФГКЭУ «201 КЭЧ района» Минобороны России является собственностью Российской Федерации и включена в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны России, состоит на балансовом учете в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются информационным письмом ФГКУ «Центральное ТУИО» № от 03.02.2017г.
Согласно данным АИС Учет Государственных Жилищных Сертификатов, выписке из ЕГРН о правах отдельных лиц на имеющиеся у них объекты недвижимости от 05.11.2019г., Омельченко О.В. 04.08.2006г. обеспечен жилищной субсидией по категории «военнослужащий» в размере <данные изъяты> руб. на него и членов его семьи (жену Омельченко О.Е. и дочь Омельченко И.О.) на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>. Право общей долевой собственности зарегистрировано на 3 членов семьи, по 1/3 доли в праве за каждым.
19.07.2019г. отделение (территориальное, г.Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ направило уведомление Омельченко О.В. о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в квартире по адресу: <адрес>, включенной в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны России.
Согласно копии финансово-лицевого счета, выписке из домовой книги, справке начальника МП ОП «Дубровское» от 01.11.2019г. следует, что нанимателем спорной отдельной служебной квартиры по адресу: <адрес>, является Омельченко О.В., в жилом помещении зарегистрированы и проживают: жена Омельченко О.Е. с ДД.ММ.ГГГГ., дочь Омельченко И.О. с ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность по квартплате и коммунальным услугам отсутствует.
Актом проверки фактического проживания от 15.08.2019г., проведенной комиссионным составом в лице техника по ремонту АП №3/1 Домоуправление №3 (г.Брянск) ЖКО№3 (г.Тверь) ФГБУ «УЖКУ» Минобороны Росси по ВКС, техника группы ОРКСа ЗАС и СБД, юрисконсульта войсковой части 41495 <адрес>, было установлено, что в спорной квартире проживает Омельченко О.В., о чем свидетельствует наличие в квартире его личных вещей и мебели.
Согласно рапорту УУП ОП «Дубровское» от 15.12.2019г., Омельченко О.Е. и Омельченко И.О. в настоящее время проживают в г.Брянске, по месту регистрации по адресу: <адрес>, не появляются.
Из справки войсковой части 41495 № от 05.11.2019г., выписок из приказов министра обороны РФ (по строевой части) № от 07.06.2013г., № от 02.02.2013г. следует, что майор Омельченко О.В. уволен с военной службы в запас приказом Министра обороны РФ по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ. № по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с ДД.ММ.ГГГГ. Омельченко О.В. исключен из списков личного состава. В настоящее время в трудовых отношениях с войсковой частью не состоит, военнослужащим не является.
Судом с достоверностью установлено, что в надлежащем порядке спорное жилое помещение ответчики не сдали, о чем свидетельствует отсутствие акта сдачи жилого помещения.
Доказательств обратного суду не представлено и им не добыто, данный факт согласуется с иными доказательствами по делу.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, принимая во внимание обеспечение Омельченко О.В. и членов его семьи жилищной субсидией, исковые требования Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ к Омельченко О.В., Омельченко О.Е., Омельченко И.О. о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Признать утратившими право пользования Омельченко О.В., Омельченко О.Е., Омельченко И.О. <адрес>.
Выселить Омельченко О.В., Омельченко О.Е., Омельченко И.О. из жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области.
Председательствующий по делу И.В. Ерохина
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2020 года