Дело № 2а-6669/2021
66RS0003-01-2021-006086-94 Мотивированное решение изготовлено 13.01.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 22.12.2021
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Капралова В.Р., при помощнике судьи Бражко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Свердловской области к Благотворительному фонду «Содружество» о ликвидации фонда и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Благотворительному фонду «Содружество» о ликвидации фонда и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование которого указал, что Благотворительный фонд «Содружество» является некоммерческой организацией, зарегистрирован в качестве юридического лица 25.05.2009 года, сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 1096600001860. Адресом государственной регистрации юридического лица является адрес: Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Вишневая стр. 69, оф. 306.
Согласно Устава, БФ «Содружество» некоммерческая организация создана в благотворительных целях в интересах граждан, проживающих на территории Российской Федерации, Свердловской области и Украины. Основная цель Фонда - содействие укреплению мира дружбы и согласия между народами России и Украины, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов (п. 1 ст. 5 Устава фонда).
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в период с 09.06.2021 года по 18.06.2021 года проведена внеплановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности Фонда действующему законодательству, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным учредительными документами и федеральному законодательству за период с 01.04.2018 по 31.03.2021.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Устава фонда основными видами деятельности фонда по реализации заявленных целей являются: содействие инициативам российских и иностранных граждан и юридических лиц; привлечение добровольных пожертвований, аккумулирование полученных средств и направление их на цели, предусмотренные уставом; установление и развитие связей с заинтересованными международными и российскими организациями, содействующими укреплению мира, дружбы и согласия между народами; разработка и содействие реализации программ, соответствующих благотворительной цели фонда; организация деловых встреч, симпозиумов, семинаров, конференций по тематике фонда; проведение различных социальных, культурных и иных мероприятий с целью привлечения средств российских и зарубежных организаций, предприятий, учреждений и физических лиц, для достижения установленных целей; объединение усилий по развитию взаимовыгодного сотрудничества между народами России и Украины.
В силу ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» также общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения; ежегодно опубликовывать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1. настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Проверкой установлено, что Фондом деятельность по достижению целей, предусмотренных учредительными документами, не осуществлялась. Денежные средства и иное имущество на цели, предусмотренные учредительными документами, не направлялись, в связи с их отсутствием. Также при проверке выявлены следующие нарушения в деятельности Фонда: не публикованы отчеты об использовании имущества за 2017,2018,2019 годы; в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещены сообщения о продолжении деятельности в 2017, 2018, 2019 годах; не соблюдены требования Устава Фонда в 2017,2018, 2019 годы. Кроме того, установлено, что Устав фонда не соответствует действующему законодательству.
Проверяющим органом вынесено письменное предупреждение, обязывающее устранить допущенные нарушения в срок до 02.08.2021. Нарушения в указанный срок не устранены. 04.08.2021 Фонду внесено повторное предупреждение об обязании устранить выявленные нарушения со сроком исполнения 27.09.2021.
Помимо выявленных нарушений, административным ответчиком систематически ведется деятельность, не соответствующая целям его создания.
Так, у административного ответчика с 2009 года во владении и пользовании на основании договоров аренды № *** от 24.12.2009 находятся лесные участки с кадастровыми номерами 66:41:0503011:6, 66:41:0503011:7.
Владение земельными участками и их использование не направлено на достижение целей и видов деятельности, предусмотренных учредительными документами Фонда (ст. 5 Устава). Земельные участки используются для иных целей - для организации досуга граждан, в частности размещения пляжа.
В свою очередь, деятельность в соответствии с целями создания БФ «Содружество» не ведет.
Просит ликвидировать некоммерческую организацию Благотворительный фонд «Содружество» (ОГРН 1096600001860, ИНН 6671288250).
Исключить Благотворительный фонд «Содружество» из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности Сокольников Д.В., Васильева М.А. на заявленных требованиях настаивали.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок. Направленные в адрес административного ответчика по адресу регистрации юридического лица судебные уведомления возвращены почтовым отделением в связи с истечением срока хранения.
Представитель заинтересованного лица Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области представила ходатайство о рассмотрении дела в сое отсутствие. Представила письменный отзыв.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций (далее также - Положение).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункты 3, 5 Положения).
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Благотворительный фонд «Содружество» является некоммерческой организацией, зарегистрирован в качестве юридического лица 25.05.2009 года, сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 1096600001860. Адресом государственной регистрации юридического лица является адрес: Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Вишневая стр. 69, оф. 306.
Согласно Устава, БФ «Содружество» некоммерческая организация создана в благотворительных целях в интересах граждан, проживающих на территории Российской Федерации, Свердловской области и Украины. Основная цель Фонда - содействие укреплению мира дружбы и согласия между народами России и Украины, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов (п. 1 ст. 5 Устава фонда).
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в период с 09.06.2021 года по 18.06.2021 года проведена внеплановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности Фонда действующему законодательству, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным учредительными документами и федеральному законодательству за период с 01.04.2018 по 31.03.2021.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Устава фонда основными видами деятельности фонда по реализации заявленных целей являются: содействие инициативам российских и иностранных граждан и юридических лиц; привлечение добровольных пожертвований, аккумулирование полученных средств и направление их на цели, предусмотренные уставом; установление и развитие связей с заинтересованными международными и российскими организациями, содействующими укреплению мира, дружбы и согласия между народами; разработка и содействие реализации программ, соответствующих благотворительной цели фонда; организация деловых встреч, симпозиумов, семинаров, конференций по тематике фонда; проведение различных социальных, культурных и иных мероприятий с целью привлечения средств российских и зарубежных организаций, предприятий, учреждений и физических лиц, для достижения установленных целей; объединение усилий по развитию взаимовыгодного сотрудничества между народами России и Украины.
В силу ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» также общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения; ежегодно опубликовывать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1. настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Проверкой государственного надзорного органа установлено, что Фондом деятельность по достижению целей, предусмотренных учредительными документами, не осуществлялась. Денежные средства и иное имущество на цели, предусмотренные учредительными документами, не направлялись, в связи с их отсутствием. Также при проверке выявлены следующие нарушения в деятельности Фонда: не публикованы отчеты об использовании имущества за 2017,2018,2019 годы; в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещены сообщения о продолжении деятельности в 2017, 2018, 2019 годах; не соблюдены требования Устава Фонда в 2017,2018, 2019 годы. Кроме того, установлено, что Устав фонда не соответствует действующему законодательству.
Проверяющим органом вынесено письменное предупреждение, обязывающее устранить допущенные нарушения в срок до 02.08.2021. Нарушения в указанный срок не устранены. 04.08.2021 Фонду внесено повторное предупреждение об обязании устранить выявленные нарушения со сроком исполнения 27.09.2021.
Помимо выявленных нарушений, административным ответчиком систематически ведется деятельность, не соответствующая целям его создания.
Так, у административного ответчика с 2009 года во владении и пользовании на основании договоров аренды № Т-261, Т-262/1229 от 24.12.2009 находятся лесные участки с кадастровыми номерами 66:41:0503011:6, 66:41:0503011:7.
Разрешенным использованием участков является - «земли под лесопарками для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности без права капитального строительства и рубки лесных насаждений».
Владение земельными участками и их использование не направлено на достижение целей и видов деятельности, предусмотренных учредительными документами Фонда (ст. 5 Устава). Земельные участки используются для иных целей - для организации досуга граждан, в частности размещения пляжа.
Начальником ОД ОП № 6 УМВД России по г. Екатеринбургу Тулиновой Н.А. 26.05.2021 возбуждено уголовное дело № 12101650091000306 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330 УК РФ, по факту самовольного ограничения неустановленными лицами в период с 15.05.2021 по 25.05.2021 права беспрепятственного свободного передвижения и доступа к водным объектам общего пользования по адресу: г. Екатеринбург, «Карасье- Озерский лесной парк», 10 км. Кольцовского тракта, в районе отеля «Ramada».
В свою очередь, деятельность в соответствии с целями создания БФ «Содружество» не ведет.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 44 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом: в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (подпункт 1); в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией (подпункт 2); в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3); в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций (подпункт 4); по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется (подпункт 5); в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 6).
Пленум ВС РФ в п.25 своего Постановления от 27 декабря 2016 г. N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» указал, что основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан является нарушение им прав и свобод человека и гражданина, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации (например, склонение к самоубийству, посягательство на личность (статья 44 Закона об общественных объединениях, статья 14 Закона о свободе совести).
Пунктом 26 Пленума указано, что поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.
Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
Административное исковое заявление о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения подается прокурором субъекта Российской Федерации или территориальным органом Минюста России (ст. 44 Закона об общественных объединениях, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами».
Учитывая, что административным ответчиком неоднократно допускались нарушения требований федеральных законов, а также систематически осуществляется деятельность, противоречащая уставным целям фонда, имеются основания для принудительной ликвидации организации и исключения из ЕГРЮЛ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования заместителя прокурора Свердловской области к Благотворительному фонду «Содружество» о ликвидации фонда и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать некоммерческую организацию Благотворительный фонд «Содружество» (ОГРН 1096600001860, ИНН 6671288250).
Исключить Благотворительный фонд «Содружество» (ОГРН 1096600001860, ИНН 6671288250) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд города Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Капралов В.Р.