Решение по делу № 2-335/2015 от 30.06.2015

    Дело № 2-335/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Навашино                                       02 сентября 2015 года

Навашинский районный суд Нижегородской области

в составе председательствующего судьи Захаровой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания Рукавишниковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Демидовой Э.Н. к Администрации Навашинского района Нижегородской области, Правительству Нижегородской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

при участии:

истца Демидовой Э.Н..,

<данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

в Навашинский районный суд обратилась Демидова Э.Н. с исковым заявлением к Администрации Навашинского района Нижегородской области, Правительству Нижегородской области, которым просит обязать Администрацию Навашинского муниципального района предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям Законодательства РФ.

    Обстоятельства обоснования заявленных исковых требований подробно изложены истцом в исковом заявлении.

    В судебном заседании истец Демидова Э.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

    Ответчик Администрации Навашинского муниципального района Нижегородской области, извещенные своевременно и надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечили. В присланном в адрес суда отзыве на исковое заявление просил рассмотреть настоящее дело в отсутствие их представителя, указав, что обеспечение Демидовой Э.Н. жилым помещением будет осуществляться, согласно сводному списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, в котором она так же числится. Против удовлетворения заявленных исковых требований истца не возражают.

Ответчик Правительство Нижегородской области, извещенные надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, в присланном в адрес суда возражении на исковое заявление просили рассмотреть настоящее дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требований Демидовой Э.Н. к Правительству Нижегородской области просят отказать в полном объеме, поскольку согласно Закону Нижегородской области от 03.04.2013г. № 40-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О жилищной политике Нижегородской области» и Закону Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственным полномочиями в области жилищных отношений», государственные полномочия Нижегородской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. При этом указано, что исковое заявление не содержит доказательств нарушения Правительством Нижегородской области каких-либо прав истца и его законных интересов, поэтому на него не может быть возложено выполнение обязательств в отношении истца по данному делу.

<данные изъяты>.

В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при настоящей явке.

Заслушав участвующих лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таким лицам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Законом Нижегородской области № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» от 30.09.2008 г. государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства Нижегородской области № 315 от 28 мая 2010 года (в редакции Постановления Правительства Нижегородской области № 441 от 03 июля 2013 года) утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета.

Таким образом, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные законы и иные нормативные акты и должны исполняться органами местного самоуправления.

Таковым на территории муниципального образования Навашинский район является администрация Навашинского района.

Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Навашинского района Нижегородской области от ../../....г.. № *** «О направлении <данные изъяты> Демидовой Э.Н. в учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Демидова Э.Н., ../../....г. года рождения (копия свидетельства о рождении ***), <данные изъяты> оставшаяся без попечения родителей, <данные изъяты> <данные изъяты> направлена в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за <данные изъяты> Демидовой Э.Н. сохранено право на получение жилого помещения.

Распоряжением Администрации Навашинского района Нижегородской области от ../../....г.. ***., Демидова Э.Н. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в сводном списке значилась под № ***

С ../../....г.. Демидова Э.Н. являлась воспитанницей <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой директора государственного образовательного учреждения для детей сиро и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>.

Из сообщения Администрации Навашинского района Нижегородской области от ../../....г.. № ***, адресованного директору <данные изъяты> следует, что в списках очередности в предоставлении жилых помещений воспитанникам детского дома за счет средств областного бюджета по состоянию на ../../....г. года Демидова Э.Н. значится под ***

../../....г.. Демидова Э.Н. окончила муниципальное образовательное учреждение - среднюю общеобразовательную школу № *** (копия аттестата об основном общем образовании ***).

С ../../....г.. Демидова Э.Н. являлась студенткой <данные изъяты> и проживала в <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания № ***. Данное образовательное учреждение истец окончила ../../....г.. (копия диплома ***), с регистрационного учета по мету пребывания снята.

Сведения о зарегистрированных правах Демидовой Э.Н. на недвижимое имущество отсутствуют, что подтверждается уведомлением УФС государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от ../../....г..

Истец неоднократно обращалась с заявлением в Администрацию Навашинского муниципального района о предоставлении ей по договору найма для проживания жилого помещения, однако до настоящего времени договор найма Администрацией Навашинского муниципального района с истцом не заключен, из представленного в материалы дела ответчиком списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Навашинского муниципального района Нижегородской области по состоянию на ../../....г.., Демидова Э.Н. значится под номером ***.

Исходя из указанного выше, суд пришел к выводу о том, что Демидова Э.Н. имеет право на получение жилого помещения на территории Навашинского района жилой площадью не ниже установленных жилищным законодательством социальных норм, которое должно быть осуществлено органами местного самоуправления, то есть администрацией Навашинского района Нижегородской области за счет финансирования из средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета.

Правительство Нижегородской области наряду с Администрацией Навашинского района является надлежащим ответчиком по делу, поскольку на основании п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, а Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Демидовой Э.Н. удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию Навашинского района Нижегородской области предоставить Демидовой Э.Н., <данные изъяты>, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                Л.А. Захарова

2-335/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Демидова Э.Н.
Ответчики
Администрация Навашинского района
Суд
Навашинский районный суд Нижегородской области
Дело на сайте суда
navashinsky.nnov.sudrf.ru
30.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2015Передача материалов судье
02.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2015Предварительное судебное заседание
17.08.2015Судебное заседание
02.09.2015Судебное заседание
07.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее