Решение по делу № 33-1031/2021 от 24.02.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 апреля 2021 года дело № 33-1031/2021 (2-398/2019)

Судья Сандакова С.Ц.

УИД № 04RS0001-01-2019-000468-45

поступило 24 февраля 2021 года

Апелляционная инстанция Верховного суда Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой И.К., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия на определение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2021 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в защиту прав неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Курумканская ЦРБ», Министерству здравоохранения Республики Бурятия о понуждении к принятию мер по соблюдению санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛА:

решением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 7 мая 2019 года удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия к ГБУЗ «Курумканская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия (далее – Минздрав РБ) о возложении обязанности выполнить требования санитарного законодательства. Суд обязал ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» в срок до 31 декабря 2020 года выполнить требования санитарного законодательства, а Минздрав РБ, как главного распорядителя бюджетных средств, - осуществить финансирование для устранения ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» в срок до 1 января 2020 года нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Апелляционным определением Верховного суда РБ от 10 июля 2019 года решение районного суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Минздрава РБ - без удовлетворения.

20 января 2021 года Минздрав РБ обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 7 мая 2019 года до 31 декабря 2021 года.

В обоснование заявления Минздрав РБ указал, что решение суда частично исполнено, построен ФАП в с. Улюхан, соответствующий санитарно-эпидемиологическим требованиям, в Программу модернизации первичного звена здравоохранения в Республике Бурятия на период до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 декабря 2020 года « 747, включены комплексный капитальный ремонт здания больницы в с. Курумкан, по ул. <...>, литера Т, строительство ФАП в пос. <...>, в соответствии с Положением, утвержденном постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 года № 319, Минздраве РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятии, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики, главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных ему организаций, учреждений, в установленном Правительством РБ порядке готовит предложения по формированию расходов республиканского бюджета на здравоохранение в соответствии с государственными заданиями подведомственных учреждений, которые формируются ежегодно с учетом предложений подведомственных организаций, на основании соответствующего перечня услуг, в связи с чем предусмотреть расходы на исполнение решения суда в рамках государственного задания не представляется возможным. Денежные средства на исполнение Минздравом своих полномочий направляются из бюджета республики Бурятия. Однако, Законом Республики Бурятия от 25 декабря 2020 года № 1292-VI «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не предусмотрено выделение средств на исполнение решения суда. Минздрав РБ хозяйственной деятельностью, дающей дополнительный доход не занимается, поэтому единственным вариантом исполнения решения суда возможно путем дополнительного финансирования мероприятий из средств республиканского бюджета. Согласно установленному порядку Минздраву РБ необходимо подать бюджетную заявку, согласованную в установленном порядке на рассмотрение рабочей группы Правительства Республики Бурятия, которой принимается решение о включении ее в проект закона Республики Бурятия в бюджет или нет. После удовлетворения заявки необходимо время для получения денежных средств, доведения их до медицинского учреждения, закупки услуги, составление проектно-сметной документации. В случае удовлетворения заявки на финансирование мероприятий по решению суда будет обеспечено до 30 декабря 2021 года. Считает, что Минздравом РБ приняты исчерпывающие действия, связанные с осуществлением финансирования ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» в рамках исполнения судебного акта.

Определением суда от 1 февраля 2021 года в удовлетворении заявления отказано.

В частной жалобе представитель Минздрава РБ по доверенности И.А. Осокина, просит отменить определение суда и предоставить отсрочку исполнения решения суда, указывает, что Минздрав РБ отрасль здравоохранения полностью финансируется из целевых средств республиканского и федерального бюджета, деятельностью, приносящей доход не занимается и не имеет возможности финансировать подведомственные организации из иных источников, Законом Республики Бурятия о бюджете на 2021 год, плановый период 2022 и 2023 годов не предусмотрено финансирование мероприятий указанных в судебном решении от 7 мая 2019 года, бюджетный процесс является порядком формирования бюджета и внесения в него изменений, установлен Законом Республики Бурятия от 3 июля 2007 года № 2359-III «О бюджетном процессе», нарушать который Минздрав РБ не имеет права, необходимость принятия Правительством РБ решения о включении в бюджет дополнительных расходов на исполнение судебного решения, принятие Народным Хуралом закона о бюджете (или внесения изменений в существующий закон), предшествующих доведению финансирования до больницы, являются причинами существенно затрудняющими исполнение решения суда, и не зависит от действий, предпринятых Минздравом РБ возможности нет. представить доказательства исполнения решения суда Минздрав РБ не может, по причине неизвестности удовлетворят бюджетную заявку или нет, кроме того, медицинское учреждение само изыскивает средства для исполнения решения суда.

Письменных возражений по доводам жалобы не поступило.

В соответствии с ч. 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена судьей единолично без извещения сторон.

Проверив материалы дела в пределах доводов частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения.

В соответствии со ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после его вступления в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии со ст. 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Предоставление отсрочки исполнения судебного акта является мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда.

Из материалов дела следует, что решением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 7 мая 2019 года на Минздрав РБ возложена обязанность по финансированию мероприятий по ремонту и оснащению и устройству медицинских учреждений на территории Баргузинского района, в срок до 1 января 2020 года.

16 января 2020 года Минздрав РБ обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения.

Определением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 20 января 2020 года, поддержанным апелляционным определением Верховного суда РБ от 11 марта 2020 года в предоставлении отсрочки отказано.

По аналогичным заявлениям Минздрава РБ о предоставлении отсрочки до 31 декабря 2020 года, до 30 августа 2021 года, определениями районного суда от 10 августа 2020 года, от 14 октября 2020 года в удовлетворении требований отказано.

Отказывая должнику Минздраву РБ в предоставлении отсрочки по рассматриваемому заявлению от 20 января 2021 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, поскольку приведенные заявителем доводы не могут быть отнесены к обстоятельствам, определенным в ст. 434 ГПК РФ.

Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, возможная отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо прав участников исполнительного производства.

Таким образом, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений - это право суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность исполнения решения суда, но с учетом задач судопроизводства.

Судом обоснованно учтено, что предусмотренный действующим законодательством порядок финансирования учреждений не является исключительным обстоятельством и основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда. Длительное неисполнение решения суда нарушает гарантированные законом права граждан на оказание своевременной качественной медицинской помощи в полном объеме.

Ссылка заявителя на подачу заявки на сентябрьскую сессию Народного Хурала РБ являются несостоятельными, поскольку не освобождает должника от обязанности исполнить судебный акт в установленный срок.

Таким образом, законных оснований для отмены обжалуемого определения не имеется.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Бурятия                    И.К. Кушнарева

33-1031/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление Роспотребнадзора в Баргузинском районе
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
ГБУЗ Курумканская ЦРБ
Другие
Семенова АА
Захарова РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Кушнарёва Ирина Константиновна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
24.02.2021Передача дела судье
16.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2021Передано в экспедицию
16.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее