№ 2- 4436

61RS0022-01-2021-007737-79

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

«19» августа 2021 года

Таганрогский городской суд Ростовской области

В составе:    председательствующего судьи Иванченко М.В.

        при секретаре Дзюба О.Ю.

с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Зиновьевой С.Г.

ответчиков Белоусова В.Н., Белоусовой Е.А.

третьего лица Козубовой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Ростовской области к Белоусову В.Н. и Белосовой Е.А. об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л:

Роспотребнадзор по Ростовской области обратился в суд, указав следующее. В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах поступило обращение гр. ФИО2, проживающей по адресу: <адрес> по вопросу предъявления требований к соседям гр. Белоусову В.Н. и Белосовой Е.А. проживающих по адресу : <адрес>, которыми размещена выгребная яма для сбора жидких отходов с нарушениями вблизи к стене жилого дома, окнам квартиры истца.

В рамках рассмотрения обращения Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Таганроге, Неклиновском, Матвеево- Курганском, Куйбышевском районах было дано поручение филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г.Таганроге на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы условий проживания в частном домовладении по адресу: <адрес> от 15.03.2021г.

Согласно экспертного заключения от 19.03.202.1 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г.Таганроге по условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, в котором отмечено, что содержание выгребной ямы гр. Белоусовыми, проживающим в <адрес> по адресу <адрес> не соответствует нормативным требованиям, в части:

На территории двора, напротив окон гр. Козубовой A.M. проживающей по адресу: <адрес> на расстоянии около 8 метров расположена выгребная яма гр. Белоусова В.Н., проживающего в <адрес> по адресу: <адрес>, что не соответствует п. 19, Р II СанПиН 2.1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (Далее СанПиН 2.1.2.3684-21 ).

В соответствии с п. 19 Р II СанПиН 2.1.2.3684-2, расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров.

Наземная часть выгребной ямы выступает над уровнем земли на 10-15 см., яма закрыта деревянной крышкой негерметично. Выхода стоков на поверхность не обнаружено, однако яма практически заполнена. Выгребная яма не очищалась и не обеззараживалась со дня ее оборудования (со слов хозяйки квартиры № 7), документы на очистку и дезинфекцию выгребной ямы отсутствуют, что не соответствует п. 22 Р II СанПиН 2.1.2.3684-2.

В соответствии п. 22 Р II СанПиН 2.1.2.3684-2 не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»- Граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.

Обязательные требования к оборудованию и содержанию мест накопления жидких бытовых отходов (ЖБО) определены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Пунктом 18. СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено- в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных

Согласно п.20 СанПиН 2.1.3684-21 - Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие выгребы, дворовые уборные и помойницы, должны обеспечивать их дезинфекцию и ремонт.

Право граждан на благоприятную среду обитания закреплено также в статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В соответствии с названным Федеральным законом полномочия по разработке, утверждению и введению в действие санитарных правил, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предоставлено федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Истец просит обязать гр. Белоусова В.Н. и гр. Белоусову Е.А привести в соответствие с действующим законодательством оборудование и содержание выгребной ямы, расположенной по адресу: <адрес>)

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора по Ростовской области Зиновьева С.Г., действующая по доверенности от 11.01.2021 года, исковые требования поддержала, полагала, что ответчики должны перенести выгребную яму в соответствии с требованиями САНПин.

Ответчики Белоусов В.Н. и Белоусова Е.А. исковые требования не признали и пояснили, что яма обустроена до 1987 года. В дом проведена вода, однако в квартире отсутствует туалет, поэтому в яму выливаются только стоки с ванны и стиральной машины. Для иных надобностей у них имеется на территории земельного участка дворовой туалет, как и у Козубовой А.М. Ответчики полагали, что их яма не нарушает прав Козубовой А.М., которая сама развивает нечистоты по территории двора.

Третье лицо Козубова А.М. поддержала исковые требования и пояснила, что яма издает неприятный запах, расположена близко к её квартире, из-за чего по стенам пошли трещины. Из-за зловонных запахов она не может в квартире открыть окна. Полагает, что яма должна быть перенесена на расстояние, предусмотренное нормами.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об оставлении без удовлетворения исковых требований.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Указанные Правила введены в действие с 01.03.2021.

Пунктом 19 Правил предусмотрено, что расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <15> и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров.

В соответствии с СанПиН 42.128-4690-88, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, пункт 2.3.2. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м. На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных Советов.

    Как пояснили ответчики Белоусовы, спорная яма была обустроена до 1987 года. Представитель истца и третье лицо этих данных не опровергли. Из представленного суду ситуационного плана 2019 года следует, что выгребная яма была инвентаризирована БТИ.

    Истец в обоснование требований ссылается на несоблюдение санитарных норм.

Понятие санитарно-эпидемиологических требований, определены абзаца десятого статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе граждан, используемых ими территорий, зданийстроений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами».

Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999№52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы согласно статье 1 указанного Федерального закона - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Право граждан на благоприятную среду обитания закреплено в статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В силу абзаца второго статьи 8 Закона о благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 10 Закона о благополучии населения граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно экспертного заключения от 19.03.202.1 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г.Таганроге по условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, в котором отмечено, что содержание выгребной ямы гр. Белоусовыми, проживающим в квартире №4 по адресу <адрес> не соответствует нормативным требованиям, в части:

На территории двора, напротив окон гр. Козубовой A.M. проживающей по адресу: <адрес> на расстоянии около 8 метров расположена выгребная яма гр. Белоусова В.Н., проживающего в <адрес> по адресу: <адрес>, что не соответствует п. 19, Р II СанПиН 2.1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (Далее СанПиН 2.1.2.3684-21 ).

Наземная часть выгребной ямы выступает над уровнем земли на 10-15 см., яма закрыта деревянной крышкой негерметично. Выхода стоков на поверхность не обнаружено, однако яма практически заполнена. Выгребная яма не очищалась и не обеззараживалась со дня ее оборудования (со слов хозяйки квартиры № 7), документы на очистку и дезинфекцию выгребной ямы отсутствуют, что не соответствует п. 22 Р II СанПиН 2.1.2.3684-2.

Вместе с тем, представив доказательства несоответствия расстояния от жилого дома до ямы, истцовая сторона не представила доказательств, что наличие сливной ямы фактически влияет на благоприятную среду обитания третьего лица, по инициативе которого осуществлена проверка. Из ситуационного плана усматривается, что на территории земельного участка многоквартирного дома расположены дворовые уборные, что свидетельствует о том, что жилой дом не канализован, и возможность использовать водопровод напрямую связана с необходимостью отвода и сбора сточных вод. Приведенные нормативы относятся к расположению дворовых уборных и выгребов, но из представленных доказательств и пояснений участников процесса не следует, что спорный объект является дворовой уборной. Как пояснили ответчики в яму сливается вода, использованная для мытья посуды и стирки, в также из ванны, установленной в квартире. Ответчики имеют на территории участка дворовую уборную, что не оспорил третье лицо.

    Таким образом, расположение сливной ямы на расстоянии формально не соответствующей нормативам, принятым для дворовых уборных и выгребов, законодательством, которое введено в действие позднее обустройства ямы, отсутствие доказательств, что её можно перенести на территории участка без нарушения прав лиц и в соответствии с требованиям САНПиН, суд не расценивает как нарушение санитарно-эпидемиологических требований, и нарушение прав Козубовой А.М., поэтому полагает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

2-4436/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РО в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах
Ответчики
Белоусов Владимир Николаевич
Белоусова Елена Николаевна
Другие
Колозубов Алексей Михайлович
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Иванченко Марина Викторовна
Дело на сайте суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
14.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2021Передача материалов судье
16.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2021Подготовка дела (собеседование)
03.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2021Судебное заседание
24.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее