Дело № 2-2925/2020

УИД 44RS0001-01-2020-003683-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2020 года                             г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Кузнецовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах Дурандиной Людмилы Васильевны к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами и медицинскими изделиями,

установил:

Прокурор города Костромы, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Дурандиной Л.В., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами и медицинскими изделиями. В обоснование требований указал, что прокуратурой города Костромы по обращению Дурандиной Л.В., <дата> года рождения, проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что Дурандина Л.В. является инвалидом 2 группы с диагнозом гипертоническая болезнь, сахарный диабет 2 типа. При получении набора социальных услуг Дурандина Л.В. имеет право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, а также медицинскими изделиями для лечения заболевания диабет. Вместе с тем до настоящего времени Дурандина Л.В. не обеспечена в необходимом объеме лекарственными средствами «Бисопролол», «Моксонидин», а также иглами для шприц-ручек и спиртом. С учетом изложенного, ссылаясь на нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», просит обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Дурандину Л.В. лекарственными средствами «Бисопролол» 5 мг № 30 не менее 1 упаковки в месяц, «Моксонидин» 0,2 мг № 30 не менее 2 упаковок в месяц, иглами для шприц-ручек не менее 150 штук в месяц, спиртом не менее 100 грамм в месяц.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1».

В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Густова О.П. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Материальный истец Дурандина Л.В. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика департамента здравоохранения Костромской области Громова П.М. исковые требования не признала, указала, что Дурандина Л.В. обеспечивается лекарственными средствами «Бисопролол» и «Моксонидин», однако в связи с трудностями по проведению закупок обеспечение лекарственными средствами производится не полном объеме. Кроме того, отметила, что в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 23 декабря 2019 года № 511-а инсулиновыми иглами обеспечиваются только дети до 18 лет.

Представитель третьего лица ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» Алешина Е.В. полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

Согласно статьям 37, 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии со статьей 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Дурандина Л.В., <дата> г.р., является инвалидом 2 группы, наблюдается в поликлинике взрослых № 3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» с диагнозами ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения, постинфарктный кардиосклероз, последствия ОНМК, гипертоническая болезнь, сахарный диабет 2 типа инсулинопотребный.

Лечащим врачом Дурандиной Л.В. в связи с имеющимися у нее заболеваниями рекомендован прием следующих лекарственных препаратов: «Бисопролол» 5 мг, «Моксонидин» 0,2 мг, а также контроль уровня глюкозы в крови и инъекции инсулина 5 раз в день.

Исходя из медицинских показаний Дурандиной Л.В. ежемесячно необходимы 1 упаковка препарата «Бисопролол» 5 мг № 30, 2 упаковки препарата «Моксонидин» 0,2 мг № 30, 150 штук игл для шприц-ручек.

В истекшем периоде 2020 года Дурандина Л.В. обеспечена препаратом «Бисопролол» 5 мг в количестве 4 упаковок по 30 таблеток: 25 февраля 2020 года, 08 апреля 2020 года и 09 июля 2020 года, препаратом «Моксонидин» 0,2 мг в количестве 8 упаковок по 28 таблеток: 25 февраля 2020 года, 08 апреля 2020 года14 апреля 2020 года, 09 июля 2020 года, то есть не в полном объеме.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших ( часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением, и диабет входят в Перечень социально значимых заболеваний.

Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.

Постановлением Администрации Костромской области от 29 декабря 2017 года № 522-а была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2018 год на плановый период 2018 и 2019 годов.

Аналогичное постановление № 511-а в части гарантий на 2020-2022г.г. издано Администрацией Костромской области 23 декабря 2019 года.

В соответствии с пунктом 32 (Постановление от 29 декабря 2017 года № 522-а), пункт 39 (Постановление от 23 декабря 2019 года № 511-а) программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратам,. изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2019 года № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов, которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе 5 указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным перечнем неработающие инвалиды II группы бесплатно обеспечиваются всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами по медицинским показаниям; лица, имеющие заболевание «диабет», бесплатно обеспечиваются всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года № 748, определено обеспечение инъекционными иглами к шприц-ручкам не только детей, но и взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.

При таких обстоятельствах довод представителя ответчика о том, что бесплатному обеспечению инъекционными иглами подлежат только граждане до 18 лет, является несостоятельным.

Ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению инъекционными иглами к шприц-ручкам не отвечает требованиям закона.

Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20 декабря 2018 года № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1.3.6, 1.5 Порядка под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).

Принимая во внимание, что ходе судебного разбирательства факт того, что Дурандина Л.В. в необходимом объеме лекарственными средствами «Бисопролол» и «Моксонидин», а также инъекционными иглами к шприц-ручкам и спиртом не обеспечена, нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о том, что невыполнение департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В этой связи, учитывая, что Дурандина Л.В. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного и медицинского обеспечения, так как назначенные истцу лекарственные препараты, а также инъекционные иглы к шприц-ручкам и спирт необходимы ей по медицинским показаниям, суд полагает, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора города Костромы и возложения на ответчика обязанности обеспечить Дурандину Л.В. лекарственными препаратами «Бисопролол», «Моксонидин», а также инъекционными иглами к шприц-ручкам и спиртом по медицинским показаниям в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, 27.07.1942 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» 5░░ № 30, «░░░░░░░░░░» 0,2 ░░ № 30, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

2-2925/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г.Костромы
Дурандина Людмила Васильевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа № 1"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
15.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2020Передача материалов судье
20.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2020Судебное заседание
07.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее