Решение по делу № 33-5738/2024 от 06.05.2024

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Альбрант А.В. № 33-5738/2024

24RS0055-01-2023-000204-61

2.134

09 октября 2024 года         г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Плаксиной Е.Е.,

судей Лоншаковой Е.О., Елисеевой А.Л.,

при помощнике судьи Крейтор Ю.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,

гражданское дело по иску прокурора Уярского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской федерации, Муниципального образования Уярский район к Сауэру Ивану Михайловичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, о прекращении записи о регистрации права собственности на указанный земельный участок, снятии земельный участок с кадастрового учета,

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя Сауэра И.М. – Ильина А.С.,

по апелляционной жалобе (лица, не привлеченного к участию в деле) кадастрового инженера ООО СКБ «Землемер» Орлова А.В.,

на решение Уярского районного суда Красноярского края от 05.09.2023 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Уярского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской федерации, Муниципального образования Уярский район к Сауэру Ивану Михайловичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок – удовлетворить.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Сауэра Ивана Михайловича на земельный участок с кадастровым номером .

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером .

Решение суда является основанием для внесения в ЕГРН сведений о погашении записи о государственной регистрации права собственности ФИО1, а также для исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером .

Взыскать с Сауэра Ивана Михайловича (<дата> года рождения, паспорт серия 0400 , выдан <дата> Уярским РОВД <адрес>) государственную пошлину в размере 300 руб. в доход местного бюджета.

Меры по обеспечению иска в виде запрета Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю совершать регистрационные действия в отношении земельного участка, с кадастровым номером , принятую определением Уярского районного суда от 28.03.2023 года – отменить.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Уярского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской федерации, Муниципального образования Уярский район обратился в суд с иском о признании отсутствующим у Сауэра И.М. права собственности на земельный участок, с кадастровым номером 24:40:0060203:509 ( общей площадью 410 528 кв.м), о прекращении записи о регистрации права собственности на спорный земельный участок, снятии земельный участок с кадастрового учета. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:40:0060203:509, площадью 410 528 кв.м. относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, находится в собственности Сауэра И.М. и расположен частично на землях лесного фонда Уярского лесничества. Из исследований аэрофотоснимков, земельный участок не является сельскохозяйственным угодьем, так как на участке полностью отсутствуют признаки посевов сельскохозяйственных культур, обработки почвы под пашню, отсутствуют признаки сенокошения, участок зарастает древесной растительностью. По смыслу ст. 101 ЗК РФ земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Постановка земельного участка с кадастровым номером 24:40:0060203:509 на кадастровый учет произведена с нарушением требований закона. Использование земельного участка не для целей охраны и защиты лесов противоречит требованиям законодательства и влечет угрозу истощительного использования леса, расположенного на нем.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Сауэра И.М. – Ильин А.С. (по доверенности) просит решение суда отменить. Указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка поставленного на кадастровый учет 20.09.2005 года и относится к землям сельскохозяйственного назначения, право собственности на него возникло у Каирбекова А.А. в 1994 году. На основании утвержденного проекта межевания земельного участка выполненного кадастровым инженером Орловым А.В.. спорный земельный участок образован в результате выдела доли принадлежащей на праве собственности Каирбекову А.А., права на который первоначально возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий земель АО «Балайское» Уярского района Красноярского края. Отсутствие в публичной карте сведений о границах ранее учтенного земельного участка Каирбекова А.А. не означает, что сведения о нем отсутствуют в публичной карте и ЕГРН либо сведения о нем исключены. При этом, такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом. Полагает, что прокурором не представлено надлежащих доказательств включения спорного земельного участка в состав земель лесного фонда. Считает необоснованным вывод суда том, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет при наличии сведений о его пересечении с землями лесного фонда, поскольку он опровергается проектом межевания выполненным кадастровым инженером Орловым А.В., заключением кадастрового инженера Евсеева об отсутствие пересечений, отзывом Управления Росресстра по Красноярскому краю, которым суд не дал никакой правовой оценки.

В апелляционной жалобе кадастровый инженер ООО СКБ «Землемер» Орлов А.В. просит решение суда отменить. Указывает на то, что суд в нарушении процессуального закона не привлек к участию в деле ООО «СКБ Землемер» и кадастрового инженера Орлова А.В., выполнявших проект межевания спорного земельного участка, подготовленного в результате кадастровых работ в связи с выделом доли из земельного участка 24:40:000000:6 по заказу Каирбекова А.А. Полагает, что суд пришел к ошибочному выводу о наличии информации о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда основанному исключительно на письме Министерства лесного хозяйства, которое не обладает специальными познаниями и без проведения специальных исследований по установлению границ земель лесного фонда.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся сторон: Сауэра И.М., представителя Администрации Уярского района Красноярского края; представителей третьих лиц: Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, Управления Росреестра по Красноярскому краю, КГБУ «Уярское лесничество», третьих лиц: Каирбекова А.А., Гердо В.Н., кадастрового инженера ООО «СКБ Землемер» Орлова А.В., надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не сообщивших суду об уважительности неявки в суд.

Проверив материалы дела, решения суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя процессуального истца – прокурора прокуратуры Красноярского края Смирнову Я.Е., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании ч.5 ст. 330 ГПК РФ, при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Определением Красноярского краевого суда от 15.05.2024 года по вышеназванному гражданскому делу № 2-242/2023 (№ 33-5738/2024), судебная коллегия перешла к рассмотрению апелляционной жалобы по правилам суда первой инстанции, в связи с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований кадастрового инженера ООО «СКБ Землемер» - Орлова А.В.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ, в связи с чем, оно подлежит отмене по основаниям п/п.2 ч.4, ч.5 ст. 330 ГПК РФ вне зависимости от доводов апелляционных жалоб.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.

В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).

Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).

Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).

Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).

В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что Лесные участки в составе земель лесного фонда и участки лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, в лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 года.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).

Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса предусмотрено указание в актах органов власти о предоставлении земельных участков, договорах, государственном кадастре недвижимости и иных документах категории земельных участков, однако по смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.

Соответственно не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего права на земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям сельскохозяйственного назначения и относится к землям государственного лесного фонда.

Соответствующие правовые подходы изложены в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438.

Юридически значимым по данному делу обстоятельством являлось установление факта с подтверждением соответствующими документами об отнесении спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, а также установление местоположения спорного земельного участка в определенных границах, использование его в соответствии с целевым назначением, и установление либо опровержение факта наложения на спорный земельный участок земельных участков лесного фонда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> года Каирбекову А.А. на основании постановления администрации Уярского района Красноярского края от 19.07.1994 года № 349 была передана в общую совместную собственность земельная доля с оценкой 357 баллогектаров в АО «Балайское», что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии IV ККР 4000 № 080454.

Земельный участок с кадастровым номером местоположение Красноярский край, Уярский район, АО «Балайское», площадью 95 634 416 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельхоз производство, поставлен на кадастровый учет 20.09.2005 года.

На основании проекта межевания земельный участков кадастрового инженера Орлова А.В. от 17.05.2022 года из земельного участка с кадастровым номером 24:40:0000000:6 образованы два земельных участка площадью 18,5 га, 41 га, путем выдела земельной доли Каирбекова А.А. на основании свидетельства о праве собственности на землю IV ККР 4000 № 080454.

09.06.2022 года Каирбеков А.А. в лице представителя Гердо В.Н. (даритель), действующего на основании доверенности от 09.06.2022 года, заключил с Сауэром И.М. (одаряемым) договор дарения земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 410 528 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Красноярский край, Уярский район, АО «Балайское», а также земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 185 342 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Красноярский край, Уярский район, АО «Балайское».

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 10.02.2023 года, земельный участок с кадастровым номером , местоположение: Красноярский край, Уярский район, АО «Балайское» площадью 410 528 +\- 1 121,27 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, поставлен на кадастровый учет 02.06.2022 года, принадлежит на праве собственности Сауэру И.М., право собственности зарегистрировано 15.06.2022 года.

По информации Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 23.03.2023 года, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

При сопоставлении границы земельного участка с границами Уярского лесничества, утвержденными приказом Рослесхоза от 16.03.2022 года , установлено, что участок частично пересекает земли лесного фонда (Уярское лесничество, Уярское сельское участковое лесничество, Совхоз Балайский, квартал , части выделов 2,5,6,23, квартал , части выделов 15,16, квартал , часть выдела 3). Площадь пересечения участка с землями лесного фонда ориентировочно составляет 7,14 га (14,4%).

Согласно данным космического мониторинга участок залесен.

Лесной участок, с которым происходит частичное пересечение участка, имеет кадастровый .

Согласно выписке из ЕГРН от 22.08.2023 года земельный участок с кадастровым номером , площадью 473 782 234 кв.м., местоположение: <адрес>, <адрес> (за исключением выделов участковое лесничество, в том числе: совхоз «Балайский», в кварталах № (за исключением части выдела (за исключением части выделов (за исключением части выделов (за исключением части выдела (за исключением части выделов (за исключением части выделов (за исключением части выдела (за исключением части выделов (за исключением части выделов 1 (за исключением выдела 1), , совхоз «Александровский», в кварталах , (за исключением части выдела (за исключением части выделов (за исключением части выдела 3), (за исключением части выделов 1,4), 49 (за исключением части выделов (за исключением части выделов , совхоз «Уярский», в кварталах №, совхоз «50 лет КПСС», в кварталах №, совхоз «Авдинский», в кварталах №, совхоз «Сухонойский», в кварталах совхоз «Восточный» в кварталах №. Категория земель: земли лесного фонда, виды разрешенного использования: предназначенный для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Уярского лесничества, находится в федеральной собственности. Поставлен на кадастровый учет <дата>.

В соответствии с актом натурного осмотра от 27.03.2023 года Министерства лесного хозяйства Красноярского края, произведен осмотр участка лесного фонда в квартале , выделы Уярского сельского участкового лесничества совхоза «Балайский» КГБУ «Уярское лесничество», с кадастровым номером , в результате которого установлена рубка лесных насаждений на территории государственного лесного фонда.

По данному факту СО МО МВД России «Уярский» 10.04.2023 года возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 260 УК РФ.

28.06.2023 года Сауэр И.М. обратился в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с заявлением об исключении из государственного лесного реестра земельного участка с кадастровым номером

Согласно информации Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 21.08.2023 года решение по заявлению Сауэра И.М. не принято, в связи с тем, что согласно письму Россельхознадзора от 10.08.2023 года в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) установлено, что земельный участок на всей его площади (41 га) имеет признаки неиспользования в сельскохозяйственных целях, зарастания древесной растительностью. Степень залесенности контуров земельного участка составляет 90-100%. По результатам контрольно-надзорного мероприятия информация о неиспользовании земельного участка с кадастровым номером в сельскохозяйственных целях передана в Управление Росреестра по Красноярскому краю, вместе с тем вышеуказанная информация в отношении земельного участка в настоящее время не внесена, таким образом решение по заявлению Сауэра И.М. от 28.06.2023 года об исключении границ земельного участка с кадастровым номером из государственного лесного реестра не принято.

Кроме того, для проверки доводов апелляционных жалоб на основание определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26.06.2024 года была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ФГБУ «Рослесинфорг».

Согласно выводам судебной землеустроительной экспертизы от 02.09.2024 года следует, что при сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 410 528 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Уярский район, АО «Балайское», с планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границ земель лесного фонда, установлено, что границы земельного участка частично накладываются (пересекаются) с землями лесного фонда Уярского лесничества, Уярского сельского участкового лесничества, совхоз «Балайский», квартал , части выделов №, », квартал , части выделов №, , квартал , часть выдела , квартал , части выделов №, 16 (Приложение , ). Площади наложений (пересечений) с землями лесного фонда земельного участка с кадастровым номером , который внесен в ЕГРН указаны в таблице и составляют 72 463 кв.м (17,65%); границы наложений (пересечений) с землями лесного фонда показаны в ситуационном плане земельного участка с кадастровым номером в разрезе Уярского лесничества, Уярского сельского участкового лесничества, совхоз «Балайский» приложение . В ходе совмещения границ земельного участка с кадастровым номером и границ лесного фонда Уярского лесничества, Уярского сельского участкового лесничества, совхоз «Балайский» с кадастровым номером , утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от <дата> , выявлена реестровая ошибка.

Для исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:40:0060203:509 необходимо:

- скорректировать границы земельного участка с кадастровым номером 24:40:0060203:509 по границам лесного фонда Уярского лесничества, Уярского сельского участкового лесничества, совхоз «Балайский», в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 16.03.2022 №171;

- подготовить межевой план в соответствии пп. 1 п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании межевого плана по уточнению описания местоположения границ и (или) площади земельного участка с целью исправления ошибки в описании местоположения его границ и (или) площади, подготовленного кадастровым инженером в соответствии с Приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, представленные доказательства, принимая в качестве надлежащего доказательства заключение судебной землеустроительной экспертизы ФГБУ «Рослесинфорг» от 02.09.2024 года, судебная коллегия, приходит к выводу то том, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 24:40:00602003:509 и постановке его на кадастровый учет 02.06.2022 года произошло пересечение границ земельного участка с землями лесного фонда, а именно с земельным участком с кадастровым номером 24:40:0000000:7483, поставленным на кадастровый учет гораздо ранее - 04.12.2015 года.

Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъекта определены в ст. ст. 81 - 83 ЛК РФ.

При этом п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ закреплено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В силу п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ, п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализуют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.

Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. В материалах дела не содержится доказательств того, что органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками, принималось решение о передаче спорного земельного участка какому-либо субъекту.

Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда возникло в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права, и является действующим. Указанное право не отчуждено, не прекращено и свидетельствует об отсутствии выбытия спорного земельного участка из владения государства и наличии двойной регистрации права на одни и те же земли.

В силу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Следовательно, истцом избран верный способ защиты права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 35 и п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст. 301 и ст. 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные ст. 301 и ст. 302 ГК РФ. По смыслу п. 1 ст. 302 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.

Из приведенных выше положений следует, что одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию при обращении в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, является установление факта выбытия имущества из владения собственника или из владения лица, которому оно было передано собственником во владение, по воле или помимо их воли.

Как следует из материалов дела, обращение в суд с настоящим исковым заявлением о признании права отсутствующим обусловлено тем, что ответчику в собственность передано имущество в отсутствие правовых оснований, поскольку спорный земельный участок находится в федеральной собственности, что препятствует Российской Федерации, как собственнику земельного участка лесного фонда, в реализации права владения спорным земельным участком.

Учитывая изложенное, при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет 02.06.2022 года, то есть после 01.01.2016 года, с учетом наличия сведений о его пересечении с землями лесного фонда, отнесение его к иной категории, чем земли лесного фонда, не соответствовало требованиям законодательства, было осуществлено при отсутствии воли Российской Федерации на отчуждение части земель лесного фонда.

Доводы стороны ответчика о том, что земельный участок был выделен Каирбекову А.А. в 1995 году, земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером , поставленного на кадастровый учет 20.09.2005 года и относящегося к землях сельскохозяйственного назначения, судебной коллегией отклоняются, поскольку в 1995 году Каирбекову А.А. была выделена доля земельного участка, границы спорного земельного участка и постановка на кадастровый учет были произведены при наличии реестровой ошибки, которая должна быть исправлена в установленном законом порядке.

При этом, факт пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда подтверждается информацией Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 23.03.2023 года, картой-схемой расположения и границ лесного участка, выписками из таксационных описаний, копией лесоустроительного планшета.

Кроме того судебная коллегия учитывает, что ответчиком доказательств использования спорного земельного участка для сельскохозяйственного производства, доказательств исключения земельного участка из государственного лесного фонда в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах судебная приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора и признании отсутствующим права собственности Сауэра И.М. на земельный участок с кадастровым номером , исключении из ЕГРН записи о земельном участке.

Учитывая, что истец в силу пп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с Сауэра И.М. подлежит взысканию государственная пошлины в доход местного бюджета в размере 600 рублей.

Разрешая ходатайство директора ФГБУ «Рослесинфорг» о производстве оплаты работы судебных экспертов в размере 136 077 руб., судебная коллегия, принимая во внимание положения ст. 98 ГПК РФ, полагает необходимым взыскать с Сауэра И.М. в пользу ФГБУ «Рослесинфорг» расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 136 077 руб.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Уярского районного суда Красноярского края от 05.09.2023 года, отменить.

По делу принять новое решение.

Исковые требования прокурора Уярского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской федерации, Муниципального образования Уярский район к Сауэру Ивану Михайловичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок – удовлетворить.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Сауэра Ивана Михайловича на земельный участок с кадастровым номером , площадью 410 528 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Уярский район, Акционерное общество «Балайское».

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером , площадью 410 528 кв.м., расположенным по адресу: Красноярский край, Уярский район, Акционерное общество «Балайское».

Решение суда является основанием для внесения в ЕГРН сведений о погашении записи о государственной регистрации права собственности Сауэра Ивана Михайловича (<дата> г.р.), а также для исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером , площадью 410 528 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, Акционерное общество «Балайское».

Взыскать с Сауэра Ивана Михайловича (<дата> года рождения, паспорт серия , выдан <дата> Уярским РОВД <адрес>) в пользу ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» (ИНН 7722319952) расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 136 077 руб.

Взыскать с Сауэра Ивана Михайловича (<дата> года рождения, паспорт серия 0400 , выдан <дата> Уярским РОВД <адрес>) государственную пошлину в размере 600 руб. в доход местного бюджета.

Председательствующий: Е.Е. Плаксина

Судьи: Е.О. Лоншакова

А.Л. Елисеева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.10.2024 года

33-5738/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Уярского района
Ответчики
Сауэр Иван Михайлович
Другие
Каирбеков А.А.
Гердо В.Н.
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Министерство лесного хозяйства
Управление Росреестра по Красноярскому краю
администрация Уярского района
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Елисеева Анджела Леонидовна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
15.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
03.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
09.09.2024Производство по делу возобновлено
09.10.2024Судебное заседание
14.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2024Передано в экспедицию
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее