Дело № 2-737/2023
УИД 86RS0007-01-2023-000320-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2023 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе:
председательствующего судьи Ахметовой Э.В.
при секретаре Фаткуллиной З.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартыновой А.А., Шилова С.В. к администрации города Нефтеюганска о предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного в собственность в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят обязать администрацию г. Нефтеюганска предоставить Мартыновой А.А., Шилову С.В. в долевую собственность жилое помещение в черте города Нефтеюганска общей площадью не менее ** кв.м. взамен принадлежащего на праве общей долевой собственности жилого помещения (по */* доли у каждого) – квартиры общей площадью ** кв.м., расположенной по (адрес).
Требования истцов мотивированы тем, что жилое помещение, расположенное по (адрес), общей площадью ** кв. м., принадлежит на праве общей долевой собственности: */* доли - Мартыновой А.А., */* доли - Шилову С.В.. Право собственности на вышеуказанное жилое помещение возникло (дата) на основании договора купли-продажи от (дата).
Согласно распоряжению администрации города Нефтеюганска от 12.09.2014 № 165-р жилой дом №, расположенный по (адрес), признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно отчету № ООО «**» от (дата) рыночная стоимость спорной квартиры составляет 3 507 000 рублей, однако выкупная стоимость за выкупаемое имущество ответчиком им определена в размере 1 450 000 рублей.
Между тем, истцы полагают, что поскольку жилой дом, признанный аварийный и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст.2, ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеют право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп, а потому просят предоставить им равнозначное жилое помещение в долевую собственность.
Истцы Мартынова А.А., Шилов С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, согласно поступившему заявлению просят рассмотреть дело в их отсутствие, на иске настаивают.
Представитель администрации города Нефтеюганска Калянова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила в суд возражения, согласно которым просит в удовлетворении иска отказать. Не отрицает, что указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, муниципалитет принял решение об изъятии земельного участка под указанным домом. Считает, что поскольку истцы приобрели квартиру в указанном доме после признания дома аварийным, то они не праве требовать предоставления другого жилого помещения, размер выкупной стоимости истцу составляет 1450 000 руб.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 40, ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст. 27 ч. 1, ст. 40 ч. 1).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Судом установлено, что жилое помещение (квартира), площадью ** кв.м с кадастровым №, расположенное по (адрес), принадлежит на праве долевой собственности Шилову С.В. (дата) года рождения и Мартыновой А.А. (дата) года рождения, что подтверждается выпиской из ЕГРН от (дата). Согласно выписке из ЕГРН доли определены по */* у каждого, основание возникновения права собственности – договор купли-продажи от (дата) (л.д. 9)
Указанное жилое помещение расположено в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу (распоряжение администрации города Нефтеюганска от 12.09.2014 № 165-р «О признании многоквартирных домов (адрес) аварийными и подлежащими сносу» (с изм. на 31.08.2020 №222-р) со сроком расселения согласно муниципальной адресной программе, что не оспаривается сторонами. Данная информация является общедоступной.
В целях соблюдения положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации Департамент ЖКХ администрации г. Нефтеюганска 06.07.2022 направил в адрес собственника (адрес), то есть в адрес истца требование о сносе (л.д. 36), которое истцы получили лично.
07.10.2022 администрацией г. Нефтеюганска вынесено постановление № 2037-п «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд», согласно которому в связи с тем, что собственники многоквартирных домов (в том числе (адрес)) не осуществили требование о сносе аварийного дома, принято решение об изъятии земельного участка, на котором дом расположен для муниципальных нужд. На ДМИ администрации г. Нефтеюганска возложена обязанность по заключению соглашений об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектах недвижимого имущества с правообладателями изымаемой недвижимости, в случае не достижения соглашения с правообладателями поручено обратиться в суд с исками о принудительном изъятии, а также организовать проведение оценки изымаемого имущества.
Согласно отчету ООО «**» от (дата) №, составленному в рамках муниципального контракта № размер возмещения за изымаемый земельный участок и жилое помещение (квартира), включая убытки, определен в соответствии с нормами ст.56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и составляет 3 507 000 руб., что не оспаривается сторонами.
Департаментом муниципального имущества администрации Нефтеюганска в адрес истов также 31.01.2023 было направлено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества по цене 1 450 000 руб. (п.2.1 соглашения), отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки, выписки из ЕГРН на земельный участок и жилое помещение, однако соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, сторонами подписано не было.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что порядок изъятия земельного участка в муниципальную собственность, со стороны ответчика соблюден.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2019 № 104-п (ред. от 19.12.2019) "Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" дом (адрес) включен в адресную программу с определением срока отселения до 31.12.2023. Постановлением Администрации от 30.12.2019 № 228-п утверждена адресная программа города Нефтеюганска, в которой включен дом (адрес).
Указанной программой предусмотрено, что средства программы расходуются на следующие цели:
приобретение у застройщиков и у лиц, не являющихся застройщиками жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная информация является общедоступной. Разрешая требования истца о предоставлении жилого помещения в собственность, суд учитывает, что Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2. Согласно части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются. В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. При этом частью 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 ноября 2009 г. № 1368-О-О, положения части 3 статьи 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище. Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств. В статье 3 Федерального закона № 473-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данные изменения опубликованы 28 декабря 2019 г. и вступили в законную силу. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1). В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ. Следовательно, право выбора способа защиты жилищных прав путем получения компенсации за изымаемое жилое помещение либо путем предоставления жилого помещения в натуре у истцов имеется, а возражения ответчика том, что истцы Мартынова А.А. и Шилов С.В. имеют право только на выкуп аварийного жилого помещения с ограничением размера выкупной стоимости - несостоятельны. Выплата выкупной цены при наличии права выбора защиты жилищных прав у истца, который выбрал способ реализации своих прав через предоставление жилого помещения, недопустима, ввиду прямого указания в законе. Истцы, ссылаясь на пожилой возраст, отказались получать выкупную стоимость за изымаемое жилое помещение, просят предоставить другое равнозначное жилое помещение. Учитывая, что действующее в период приобретения (договор купли-продажи квартиры от (дата)) истцами жилого помещения законодательство не содержало ограничений, связанных с приобретением в собственность жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, при этом жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то истцы, как долевые собственники жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеют право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Таким образом, истцы при введении в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ сохраняют право выбора любого из названных способов обеспечения их жилищных прав. Данный вывод согласуется с правовой позицией, содержащейся в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 г. В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения. Учитывая, что в данном случае истцы выбрали способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления в собственность жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям г. Нефтеюганска, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, то при таких обстоятельствах требования истцов о возложении на ответчика обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, площадью не менее *** кв.м., находящееся в черте г. Нефтеюганска, обоснованы и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, принимая во внимание, что срок расселения дома № установлен до 31.12.2023, истцами предъявлены требования в суд уже в рамках реализации адресной программы, со стороны ДМИ администрации г. Нефтеюганска процедура изъятия земельного участка соблюдена, меры по расселению жильцов дома предпринимаются путем заключения соглашений о выкупной стоимости, дом не расселен, суд приходит к выводу о том, что удовлетворяя требование о предоставлении жилья в собственность необходимо учитывать установленный срок отселения жильцов. Установление срока расселения жильцов относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Судом установлено, что дом № не расселен, от инженерных сетей еще не отключен, ведутся мероприятия по заключению соглашений об изъятии земельного участка. Поскольку администрация г. Нефтеюганска является структурным органом местного самоуправления, при этом предоставление жилья в собственность в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ реализуется на практике в виде заключения договора мены квартир, который заключается на основании решения главы администрации его структурными подразделениями (Департамент муниципального имущества), то суд удовлетворяет иск истцов к администрации г. Нефтеюганска. На основании изложенного, руководствуясь ст. 6, 32 Жилищного кодекса РФ, ст. 98,194,195, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судР Е Ш И Л:
исковые требования Мартыновой А.А., Шилова С.В. к администрации города Нефтеюганска удовлетворить.
Обязать Администрацию города Нефтеюганска в срок не позднее 31.12.2023 предоставить в долевую собственность Мартыновой А.А., Шилову С.В. (по */* доли кадому) равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, применительно к городу Нефтеюганску, общей площадью не менее ** кв. м, расположенное в черте г. Нефтеюганска ХМАО - Югры.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в апелляционную инстанцию суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с подачей жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Председательствующий Э.В. Ахметова