Советский районный суд г. Махачкалы
Судья Магомедова Д.М.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2019 г. по делу N 33-7704, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Хираева Ш.М..,
судей – Сатыбалова С.К., Гасановой Д.Г.,
при секретаре – Гасановой Н.Б.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. дело по апелляционной жалобе К.Г.Г. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по делу по иску прокурора г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «город Махачкала», МКУ «Комитет по управлению имуществом» г. Махачкалы, МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству» г. Махачкалы, К.Г.Г. о признании не соответствующими закону правовых актов органа местного самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, применении последствий его недействительности,
установила:
Прокурор г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «город Махачкала», МКУ «Комитет по управлению имуществом» г. Махачкалы, МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству» г. Махачкалы, К.Г.Г. о признании не соответствующими закону правовых актов органа местного самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, применении последствий его недействительности.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Махачкалы проведена проверка по коллективному обращению жителей по <адрес> линия г. Махачкалы о нарушениях земельного законодательства в районе их проживания.
Проверкой установлено, что распоряжением начальника МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы» от <дата> №-СРЗУ утверждена схема расположения земельного участка площадью 530 кв.м между <адрес> по <адрес> г. Махачкалы в кадастровом квартале № с видом разрешенного использования земельного участка - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
<дата> постановлением Врио главы г. Махачкалы № принято решение об образовании земельного участка по указанному адресу.
Распоряжением председателя МКУ «Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы» от <дата> № № решено организовать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка по вышеуказанному адресу.
<дата> на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru Комитетом опубликовано извещение о проведении торгов №, согласно которому земельный участок по <адрес>, между <адрес> г. Махачкалы значится как лот № с начальной ценой в размере <.> руб. и с шагом аукциона – 12.100 руб.
Согласно протоколу об итогах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории муниципального образования «город Махачкала» от <дата> №-АЗ победителем аукциона признан К.Г.Г..
На основании данного протокола по итогам аукциона МКУ «Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы» с К.Г.Г. заключен договор аренды земельного участка от <дата> №, в соответствии с которым арендодатель сроком на 10 лет предоставляет арендатору земельный участок площадью 530 кв.м с кадастровым номером № в целях использования под многоэтажную жилую застройку.
Указанный договор зарегистрирован Управлением Росреестра по РД <дата>, номер регистрации №.
Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что при образовании указанного земельного участка и при организации проведения аукциона допущены нарушения федерального законодательства.
В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В пункте 3 данной статьи указано, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
- из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
- в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
- в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
- для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В данном случае, образованный между <адрес> по <адрес> г. Махачкалы земельный участок с кадастровым номером №, расположен в границах элемента планировочной структуры (зона Ж1-многоквартирная многоэтажная жилая застройка, 9-16 этажей) застроенного многоквартирными домами.
Кроме того, земельный участок по указанному адресу образован органом местного самоуправления с нарушением Сан-ПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» поскольку по территории земельного участка проходят магистральные водоводы Д=1 400, Д=700, Д=500 мм и канализация Д=500 мм.
Изложенное подтверждается информацией ОАО «Махачкалаводоканал» от № ПТО-ТУ-264 и письмом Министерства строительства и ЖКХ РД от № №.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения в оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в зоне санитарной охраны водных объектов и используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ разработаны Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.1.4..1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10.
В соответствии с п.п. 1.2., 1.3 и 1.4 СанПиН, данный нормативный акт определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Помимо изложенного, использование земельного участка между <адрес> по <адрес> г. Махачкалы площадью 530 кв.м для строительства многоквартирного жилого дома (9-16 этажей) не представляется возможным, поскольку в соответствии со ст. 33 Правил землепользования и застройки г. Махачкалы, утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от <дата> №, минимальный размер земельного участка, отведенного под строительство многоквартирного жилого дома этажностью от 9 до 12 этажей, составляет 2.000 кв.м.
Кроме того, согласно вышеуказанной статье Правил максимальный коэффициент застройки земельного участка для размещения многоквартирного жилого дома составляет 30%.
Таким образом, площадь застройки земельного участка площадью 530 кв.м не должна превышать 159 кв.м, что также делает невозможным использование его под строительство 9-16 этажного объекта.
Доводы о нарушениях требований законодательства в случае осуществления на данном земельном участке строительства 9-16 этажного жилого дома подтверждаются результатами ранее проведенной прокуратурой города проверки соблюдения градостроительного законодательства при выдаче Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации г.Махачкалы ООО «Политех» разрешения на строительство от <дата> №. Данным разрешительным документом ООО «Политех» разрешалось возведение многоквартирного жилого дома на земельном участке №, расположенного между <адрес> по <адрес> г. Махачкалы.
По результатам проверки прокуратурой города направлено в суд исковое заявление о признании несоответствующими закону и недействительными градостроительного плана и разрешения на строительство от <дата> №.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Дагестан от <дата>, исковые требования прокурора г.Махачкалы удовлетворены в полном объеме.
Данными судебными решениями сделаны выводы о нарушениях градостроительного законодательства и СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в случае строительства на вышеуказанном земельном участке многоквартирного жилого объекта.
Помимо изложенного, проверкой выявлены факты нарушения законодательства при организации и проведении аукциона.
Так, подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ предусмотрен перечень сведений, которые необходимо указывать в извещении о проведении аукциона.
Между тем, извещение о проведении торгов № № (лот 2), опубликованное Комитетом на сайте коммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru, не содержит вышеперечисленные сведения.
В частности в нем не указаны сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения.
Кроме того, в нарушение требований ст. 39.12 Земельного кодекса РФ протокол об итогах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории г. Махачкалы от <дата> № № не подписан в установленном порядке всеми членами аукционной комиссии.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № образован между <адрес> по <адрес>, г. Махачкалы с нарушением требований земельного законодательства договор аренды указанного земельного участка от <дата> № является ничтожным.
В данном случае нарушены интересы Российской Федерации, которые заключаются в неукоснительном соблюдении на ее территории законов, а также права неопределенного круга лиц, поскольку допущенные органом местного самоуправления нарушения при образовании земельного участка в зоне санитарной защиты и с нарушением Правил землепользования и застройки г. Махачкалы влекут ущемление прав и интересов граждан на благоприятную среду и условия проживания.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> исковые требования прокурора г. Махачкалы удовлетворены.
На указанное решение К.Г.Г. подана апелляционная жалоба, в которой выражается несогласие с выводами судьи районного суда по изложенным в ней доводам.
До рассмотрения дела по существу в Верховный Суд Республики Дагестан от третьего лица А.М.М. поступило заявление, из которого следует, что им на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> подана апелляционная жалоба с ходатайством о восстановлении срока на её подачу.
К представленному заявлению приложена копия апелляционной жалобы А.М.М. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> со штампом районного суда о её принятии.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, считает необходимым снять дело с апелляционного рассмотрения и вернуть его в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 325 ГПК РФ суд первой инстанции после получения апелляционных жалобы, представления, поданных в установленный статьей 321 настоящего Кодекса срок и соответствующих требованиям статьи 322 настоящего Кодекса, обязан направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы, представления и приложенных к ним документов.
Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционных жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой, представлением и возражениями относительно них.
По истечении срока обжалования суд первой инстанции направляет дело с апелляционными жалобой, представлением и поступившими возражениями относительно них в суд апелляционной инстанции.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в соответствии с положениями части 1 статьи 325 ГПК РФ после поступления апелляционных жалобы, представления, поданных в установленный срок и с соблюдением предъявляемых к ним статьей 322 ГПК РФ требований, или после устранения заявителем недостатков, указанных в определении об оставлении апелляционных жалобы, представления без движения, суд первой инстанции обязан незамедлительно направить участвующим в деле лицам копии апелляционных жалобы, представления вместе с копиями приложенных к ним документов.
Обратить внимание судов на то, что по смыслу части 2 статьи 325 ГПК РФ всем лицам, участвующим в деле, должна быть предоставлена возможность ознакомиться не только с апелляционными жалобой, представлением, но и с поступившими на них возражениями до направления дела в суд апелляционной инстанции.
С учетом требований части 2 статьи 325 ГПК РФ возражения относительно апелляционных жалобы, представления направляются в суд первой инстанции с копиями по числу лиц, участвующих в деле.
Суд первой инстанции по истечении определенного судом срока незамедлительно направляет дело в суд апелляционной инстанции, но не ранее истечения срока апелляционного обжалования (часть 3 статьи 325 ГПК РФ).
Третьим лицом без самостоятельных требований А.С.М. в суд апелляционной инстанции представлены сведения об обжаловании им решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>
Таким образом, поскольку в данном случае не соблюдены положения ст. ст. 325 ГПК РФ, выполнение которой относится к компетенции суда первой инстанции, судебная коллегия признает невозможным рассмотрение апелляционной жалобы ответчика К.Г.Г. на указанное решение суда и полагает необходимым возвратить дело в суд первой инстанции для выполнения требований, предусмотренных ст. 323- 325 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
гражданское дело по иску прокурора г. Махачкалы к Администрации МО ГО «город Махачкала», МКУ «Комитет по управлению имуществом» г. Махачкалы, МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству» г. Махачкалы, К.Г.Г. возвратить в суд первой инстанции для совершения процессуальных требований, предусмотренных ст. ст. 323-325 ГПК РФ.
Председательствующий
Судьи