РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2016 года г. Ахтубинск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Шалекешова А.Х.,
при секретаре Логиновой Н.А.,
с участием представителя истца Цыцориной Е.А.,
представителя ответчика - администрации МО «Ахтубинский район» Богатовой О.А.,
представителя ответчика - управления образованием МО «Ахтубинский район» Гетманцева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ахтубинский район», управлению образованием муниципального образования «Ахтубинский район», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования «Ахтубинский район» о возложении обязанности по выделению денежных средств на разработку проектно-сметной документации на оборудование системой видеонаблюдения, выделении денежных средств на оборудование системой видеонаблюдения,
установил:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «Ахтубинский район». В обоснование иску указал, что была проведена проверка исполнения МБОУ соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности муниципальных общеобразовательных учреждений Ахтубинского района Астраханской области. В ходе проверки выявлены факты нарушения требований законодательства со стороны муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования «Ахтубинский район» законодательства, регламентирующего деятельность образовательных учреждений в части обеспечения безопасных условий пребывания и обучения учащихся. Было установлено, что в указанном учреждении отсутствует система видеонаблюдения. До настоящего времени средства не выделены, система видеонаблюдения не установлена. Поскольку установка системы видеонаблюдения, является обязательной в силу закона и данное требование не выполнено, прокурор просил суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования «Ахтубинский район», управление образованием администрации МО «Ахтубинский район», администрацию Ахтубинского района Астраханской области в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать систему технического контроля - видеонаблюдения помещений и территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования «Ахтубинский район».
Согласно заявлению об уточнении требований прокурор просил обязать администрацию МО «Ахтубинский район», Управление образованием администрации МО «Ахтубинский район»: обеспечить выделение денежных средств на разработку проектно-сметной документации на оборудование муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования «Ахтубинский район» системой видеонаблюдения; после предоставления муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования «Ахтубинский район» проектно- сметной документации выделить денежные средства на оборудование школы системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей ее территории. Обязать муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования «Ахтубинский район»: после выделения администрацией МО «Ахтубинский район», Управлением образованием администрации МО «Ахтубинский район» денежных средств разработать проектно-сметную документацию на оборудование школы системой видеонаблюдения; после выделения администрацией МО «Ахтубинский район», Управлением образованием администрации МО «Ахтубинский район» денежных средств, оборудовать школу системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей ее территории.
В судебном заседании помощник прокурора Цыцорина Е.А. заявленные требования поддержала, просила суд требования удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснив суду, что администрация МО «Ахтубинский район» является надлежащим ответчиком в части возложения обязанности по финансированию расходов на оборудование школы системой видеонаблюдения. Также пояснила суду, что аналогичные проверки были проведены в других школах, вносилось представление об устранении нарушений, в двух школах система видеонаблюдения установлена, в связи с чем, инициировали заявления о возложении указанной обязанности в судебном порядке.
Представитель ответчика администрации МО «Ахтубинский район» Богатова О.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила суд в иске отказать, пояснив суду, что управление образованием администрации МО «Ахтубинский район» собственными денежными средствами не располагает, финансируется за счет средств, которые доводит до них администрация МО «Ахтубинский район» строго на определенные цели. На установку систем видеонаблюдения денежные средства не выделялись. Также указывают, что законом не предусмотрено обязательных предписаний относительно оснащения общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения. В Образовательном учреждении имеется паспорт антитеррористической защищенности, школа успешно прошла проверку готовности к учебному году.
Представитель ответчика Управления образованием МО «Ахтубинский район» Гетманцев А.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил суд в иске отказать, пояснив суду, что управление образованием является некоммерческой организацией, при осуществлении своей деятельности прибыли не извлекает, своими собственными денежными средствами не располагает, финансируется за счет средств, которые выделяет администрация МО «Ахтубинский район». Здание школы введено в эксплуатацию в 1974 году до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В школе имеется паспорт антитеррористической защищенности, охраняется штатными сторожами.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ №» в судебное заседание не явился, извещен о его времени и месте, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленные компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно статье 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В судебном заседании установлено, что Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения управлением образованием МО «Ахтубинский район» законодательства, регламентирующего деятельность образовательных учреждений в части обеспечения безопасных условий пребывания и обучения учащихся, обследование образовательных учреждений.
В ходе данной проверки было установлено, что по состоянию в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования «Ахтубинский район» отсутствует система видеонаблюдения.
Ранее Ахтубинской городской прокуратурой при проведении проверки данный факт уже был выявлен, в связи с чем, в адрес начальника Управления образованием МО «Ахтубинский район» внесено представление с требованием установить систему видеонаблюдения.
По результатам рассмотрения представления начальником управления образованием МО «Ахтубинский район» была направлена информация, что по мере поступления финансирования системы видеонаблюдения будут установлены в общеобразовательных учреждениях МО «Ахтубинский район»
Между тем, установка системы видеонаблюдения является обязательной в силу закона.
Так, частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п. 2).
Правительством РФ 23 декабря 2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.
Так, приказом № 2013 от 11 ноября 2009 года «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04 июня 2008 года разработаны методические указания в письме № 03-1423, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации к канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Согласно пункту «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Как следует из п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При таких обстоятельствах доводы стороны ответчика, что законом не предусмотрено обязательных предписаний относительно оснащения общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения являются несостоятельными.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальный учреждений.
Утвержденная Президентом РФ 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1.2 Устава муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования «Ахтубинский район» учредителем учреждения является администрация муниципального образования «Ахтубинский район» Астраханской области, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образованием администрации МО «Ахтубинский район».
В связи с этим именно на администрации МО «Ахтубинский район» лежит обязанность по исполнению требований закона в части оснащения общеобразовательного учреждения системой видеонаблюдения.
Вопреки вышеназванным требованиям законодательства в сфере безопасности и антитеррористической защищенности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования «Ахтубинский район», расположенном по адресу: <адрес> А, отсутствует система видеонаблюдения.
Принимая во внимание, что установка системы видеонаблюдения является обязательной в силу закона и осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу, суд полагает, что требования, заявленные в иске, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителей ответчиков о том, что система видеонаблюдения не подлежит установке, поскольку здание школы введено в эксплуатацию до принятия Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», судом не могут быть приняты во внимание, так как в соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 6 указанного Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в перечень которых включаются стандарты и своды правил, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений. Эти национальные стандарты и своды правил являются обязательными для применения.
Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521.
К таким сводам правил, в том числе относится СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (пункт 66 Постановления Правительства Российской Федерации № 1521 от 26 декабря 2014 года).
В Разделе 1 СП 118.13330.2012 указано, что требования настоящего свода правил распространяются на помещения общественного назначения, независимо от периода ввода их в эксплуатацию, если эти учреждения поименованы в приложении «В» свода правил. Согласно приложению «В» свода правил здания и помещения учебно-воспитательного назначения, в том числе общеобразовательные организации (пункт 1.1.2), отнесены к перечню основных групп зданий и сооружений общественного назначения, на которые распространяются требования настоящего свода правил независимо от периода ввода их в эксплуатацию.
Наличие у школы антитеррористического паспорта не подтверждает исполнение образовательным учреждением всех требований действующего законодательства в указанной сфере. Указанный паспорт является информационно-справочным документом, отражающим текущее положение дел в области защиты людей и объектов от угроз различного характера.
Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению данной обязанности, не должны влиять на права несовершеннолетних, обучающихся в данном образовательном учреждении.
При этом суд полагает необходимым установить сроки для исполнения требований закона по оснащению образовательного учреждения системой видеонаблюдения для администрации МО «Ахтубинский район» до ДД.ММ.ГГГГ для выделения денежных средств на составление проектно-сметной документации и до ДД.ММ.ГГГГ для выделения денежных средств на оборудование системой видеонаблюдения, позволяющие предусмотреть в бюджете денежные средства на указанные цели и соответственно для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» муниципального образования «Ахтубинский район» до ДД.ММ.ГГГГ на составление сметы на оборудование видеонаблюдением и до ДД.ММ.ГГГГ на установку указанной системы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.