Дело № 12-1967/18
РЕШЕНИЕ
22 ноября 2018 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Нагибина Е.Л., рассмотрев жалобу ГКУ РК «УправтодорКоми» на постановление мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 16.10.2018 о привлечении ГКУ РК «УправтодорКоми» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
установил:
Обжалуемым постановлением мирового судьи ... судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 16.10.2018 ГКУ РК «УправтодорКоми» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 100000 руб.
ГКУ РК «УправтодорКоми» подана жалоба на приведенное постановление с требованием о его отмене и прекращении производства по делу.
В судебном заседании стороны участия не принимают, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Из материалов дела усматривается, что по результатам обследования эксплуатационного состояния автомобильной дороги «... от автомобильной дороги ... были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, которые зафиксированы в акте 17.07.2018, а именно:
1. На автомобильной дороге .... на участке, расположенном на пересечении пер. ..., имеется наличие выбоин в виде просадки дорожного покрытия с искажением продольного профиля дороги имеющее вид впадин с округлыми краями, глубиной 7 см. и 7 см. соответственно, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, чем нарушены пункты 3.1.1.3.1.2 ГОСТа Р 50597-93.
2. На автомобильной дороге «... на участке, расположенном на пересечении пер. ..., имеется наличие выбоин в виде просадки дорожного покрытия с искажением продольного профиля дороги имеющее вид впадин с округлыми краями, глубиной 7,5 см. и 8.5 см. соответственно, затрудняющих движение транспортных среда в с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, чем нарушены пункты 3.1.1. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93.
З. На автомобильной дороге «... на участке, расположенном на пересечении пер. ..., имеется наличие выбоины в виде просадки дорожного покрытия с искажением продольного профиля дороги имеющее вид впадин с округлыми краями, глубиной 11,5 см, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, чем нарушены п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93.
4. На автомобильной дороге «.... на участке, расположенном на пересечении пер. ..., имеется наличие выбоин в виде просадки дорожного покрытия с искажением продольного профиля дороги имеющее вид впадин с округлыми краями, глубиной 7 см. и 9 см. соответственно, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, чем нарушены п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93.
5. На автомобильной дороге «..., на участке, расположенном на пересечении пер. ..., имеется наличие выбоин в виде просадки дорожного покрытия с искажением продольного профиля дороги имеющее вид впадин с округлыми краями, глубиной 7 см. и 5,5 см., а также 9,5 см. соответственно, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, чем нарушены п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93.
6. На автомобильной дороге «... на участке, расположенном на пересечении пер. ..., имеется наличие выбоины в виде просадки дорожного покрытия с искажением продольного профиля дороги имеющее вид впадин с округлыми краями, глубиной 6,5 см., затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, чем нарушены п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93.
7. На автомобильной дороге «... на участке, расположенном на пересечении ул..., имеется наличие выбоин в виде просадки дорожного покрытия с искажением продольного профиля дороги имеющее вид впадин с округлыми краями, глубиной 6 см. и 8,5 см., затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, чем нарушены п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93.
8. На автомобильной дороге «..., на участке, расположенном на пересечении ..., имеется наличие выбоины в виде просадки дорожном покрытия с искажением продольного профиля дороги имеющее вид впадин с округлыми краями, глубиной 12 см., затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, чем нарушены п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93.
Мировым судьей сделан вывод о том, что данные нарушения допущены в результате бездействия ГКУ РК «УправтодорКоми» и вопреки требованиям п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГКУ РК «УправтодорКоми» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Между тем, состоявшееся по делу постановление мирового судьи законным признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 17 Устава ГКУ РК «УправтодорКоми» осуществляет следующие виды деятельности:
- исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми, для обеспечения деятельности Учреждения и реализации уставных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
- осуществляет контроль, в том числе лабораторный, за соответствием выполненных подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных контрактов,
- проводит диагностику, обследование и оценку технического состояния автомобильных дорог регионального значения.
Пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в ст. 26.2 и п. 2 ст. 26.3 (за исключением полномочий, указанных в пп. 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
К числу перечисленных в п. 2 ст. 26.3 указанного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится в том числе решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Из материалов дела следует, что ГКУ РК «УправтодорКоми» заключило государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР «...», МО МР «...» в 2018-2019 гг. от 26.12.2017 №..., в соответствии с которым ООО «...» приняло на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по содержанию, в том числе, участков автомобильных дорог ....
Согласно условиям контракта ООО «... обязуется:
- обеспечивать круглогодичное, круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по объектам,
- ставить в известность заказчика обо всех повреждениях объектов, недостатков в их эксплуатационном состоянии и обеспечивать проведение работ по восстановлению поврежденных и разрушенных участков до внесения необходимых изменений в Ежемесячное задание в случае необходимости обеспечения безопасности дорожного движения, предварительно согласовав выполнение работ с заказчиком,
- организовать в осенне-зимне-весенний период ежедневное круглосуточное дежурство необходимых технических средств рабочей силы и инженерно-технических работников, ответственных за выполнение работ по содержанию автомобильных работ.
Согласно п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в п. 1 названной статьи.
Как следует из материалов дела, решением Дорожного агентства Республики Коми № 1 от 01.01.2015 ГКУ РК «УправтодорКоми» ....
Во исполнение возложенных на ГКУ РК «УправтодорКоми» функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, учреждением заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР «...», МО МР «...» в 2018-2019 гг. с ООО «...
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ГКУ РК «УправтодорКоми» не является лицом, осуществляющим содержание и ремонт автомобильной дороги «..., на участке которой были выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанной дороги, а выступает лишь государственным заказчиком, лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил является ООО «...». Кроме того, за учреждением не зарегистрировано право оперативного управления на указанные участки автомобильной дороги.
Таким образом, ГКУ РК «УправтодорКоми» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и необоснованно привлечено к административной ответственности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи ... судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 16.10.2018 о привлечении ГКУ РК «УправтодорКоми» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление мирового судьи ... судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 16.10.2018 о привлечении ГКУ РК «УправтодорКоми» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия.
Судья Нагибина Е.Л.