Решение по делу № 2а-4404/2020 от 02.07.2020

50RS0039-01-2020-007056-25

Решение

Именем Российской федерации

27 августа 2020 года                        г.Раменское М.о.

Раменский городской суд Московской области

в составе: председательствующего судьи Бессмертновой Е.А.,

при секретаре Володиной Н.В..

с участием административного истца Козловой Е.А., представителя административного истца Митькина С.А., представителя административного ответчика Овчаровой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4404/2020 по иску Козловой Е. А. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения,

установил:

Козлова Е.А. обратилась в суд с административным иском, которым просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области <номер> от <дата>. и обязать ответчика осуществить кадастровый учет им регистрацию права собственности Козловой Е.А. на нежилое помещение по адресу: <адрес> взыскать понесенные расходы в виде уплаты госпошлины в размере <...>. (л.д. 7-9). В обоснование иска указала, что <дата>г. между ООО «Синара» и Козловой Е.А.заключен договор <номер> долевого участия в строительстве многоквартирного дома, по условиям которого застройщик обязался построить на земельном участке с кадастровым номером <номер> многоквартирный дом со строительным адресом: <адрес>, и передать дольщику нежилое помещение торгового назначения со следующими характеристиками: строительный <номер>, секция (подъезд) <номер>, этаж <...> общей проектной площадью <...>. Цена ДДУ составила <...>., была полностью оплачена участником, что подтверждается соглашением от <дата>. о расторжении договора об инвестировании от <дата>. <номер> а также соглашением о зачете встречных однородных требований по соглашению от <дата>. о расторжении договора об инвестировании. Была выдана справка <номер> от <дата> об оплате договора участия в долевом строительстве. ДДУ был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области. <дата>г. Министерством строительства Московской области было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU<номер>, а постановлением Администрации Раменского муниципального района Московской области от <дата>. <номер> многоквартирному дому присвоен почтовый адрес: <адрес>. Помещение передано дольщику по одностороннему акту приема-передачи <дата>. Решением Раменского городского суда от <дата> по делу <номер> за дольщиком признано право собственности на нежилое помещение фактической площадью 206.6 кв. м по адресу: <адрес>, помещение <номер>. Определением Арбитражного суда г.Москвы от <дата> по делу <номер> ООО «Синара» признано банкротом, в отношении него введена процедура наблюдение, временным управляющим назначен Кряжев Д.С. <дата>г. истец подала заявление <номер> о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на помещение <номер> по адресу: <адрес>. <дата>г. ответчик уведомил дольщика о приостановлении государственной регистрации до <дата>. <дата>г. было подано заявление о приостановлении государственной регистрации прав ввиду необходимости получения решения суда и предоставления его ответчику. <дата>г. и <дата>г. истец обратился к ответчику с заявлением о возобновлении регистрационных действий, предоставив вступившее в законную силу решение суда от <дата> по делу <номер>, заявление о государственном кадастровом учете, технический план помещения. <дата>г. ответчиком вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности ввиду неустранения недостатков, указанных в уведомлении. С указанным решением истица не согласна, ссылается на то обстоятельство, что отсутствие указания в техническом плане кадастрового номера здания, в пределах которого расположено помещение, не является нарушением п. 5 и п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права на объект, поскольку одновременно с государственной регистрацией права должны быть осуществлена и постановка на кадастровый учет объекта недвижимости. Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, если иное не установлено федеральным законом. Права залогодателя по ипотеке в силу закона могут быть удостоверены закладной. При государственной регистрации ипотеки в силу закона внесение в ЕГРН сведений о залогодержателе осуществляется на основании договора, из которого возникло обеспечиваемое ипотекой обязательство. При этом истребование у заявителя иных касающихся залогодержателя документов и сведений не допускается. Указанное не возлагает на истца обязанность по регистрации ипотеки, а залогодержатель вправе обратиться за регистрацией обременения, если считает свои права нарушенными. Между ОО «Синара» и ООО «Вектор» был заключен договор уступки права требования, по которому право требования оплаты за увеличение площади было передано последнему. Истец обязательства по оплате разницы в проектных и фактических площадях перед ОО «Вектор» исполнил, что подтверждается решением Раменского городского суда от <дата> по делу <номер>. Одновременно истец просит восстановить срок для обжалования решения, ссылаясь на его пропуск в связи с объявленными нерабочими днями периода с <дата>. по <дата>., продлением нерабочих дней до <дата>.; введенными ограничительными мерами, препятствующими своевременному обращению истца в суд.

В судебном заседании истец Козлова Е.А., ее представитель по доверенности Митькин С.А. заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Овчарова Е.Г. иск не признала, поддержала письменные возражения; указала на невозможность осуществить регистрацию права административного истца, поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте. Данные об объекте отсутствуют также в Автоматизированной информационной системе «Государственный кадастр недвижимости». Заявление о государственном кадастровом учете в нарушение п.1 ст.14 Закона о регистрации на регистрацию представлено не было.

Представитель заинтересованного лица ООО «Синара» временный управляющий Кряжев Д.С. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, мнения не представил.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.

Рассматривая обращение истца о восстановлении срока для оспаривания действий административного ответчика, суд находит необходимым его восстановить. При этом суд исходит из того обстоятельства, что срок истцом пропущен по уважительной причине в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции. Так, постановлением Губернатора Московской области от 31.03.2020г. №163-ПГ «О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 12.03.2020г. №108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» были введены меры по ограничению передвижения граждан. Указом Президента РФ от 25.03.2020г. №206 объявлены нерабочими днями период с 30.03.2020г. по 03.04.2020г. Указом Президента РФ от 02.04.2020г. №239 нерабочие дни продлены до 30.04.2020г.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.14 ФЗ Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.

Согласно подп.5, 7 п.1 ст.26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что <дата>г. между ООО «Синара» и Козловой Е.А.заключен договор <номер> долевого участия в строительстве многоквартирного дома, по условиям которого застройщик обязался построить на земельном участке с кадастровым номером <номер> многоквартирный дом со строительным адресом: <адрес>, и передать дольщику нежилое помещение торгового назначения со следующими характеристиками: строительный <номер>, секция (подъезд) <номер>, этаж <...>, общей проектной площадью <...> Цена ДДУ составила <...>., была полностью оплачена участником, что подтверждается соглашением от <дата> о расторжении договора об инвестировании от <дата>. <номер> а также соглашением о зачете встречных однородных требований по соглашению от <дата> о расторжении договора об инвестировании. Была выдана справка <номер> от <дата>. об оплате договора участия в долевом строительстве. ДДУ был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области. <дата>г. Министерством строительства Московской области было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU<номер>, а постановлением Администрации Раменского муниципального района Московской области от <дата> <номер> многоквартирному дому присвоен почтовый адрес: <адрес>. Помещение передано дольщику по одностороннему акту приема-передачи <дата>.

<дата>г. Козлова Е.А. обратилась в регистрирующий орган заявлением о регистрации права собственности на помещение <номер> по указанному выше адресу (вх. <номер>).

Уведомлением государственного регистратора Милованова В.Н. от <дата>. <номер> Козлова Е.А. уведомлена о приостановлении, начиная с <дата>., осуществления действий по заявлению о регистрации права, документы на который представлены <дата>г. <номер> в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Осуществление действий по регистрации права собственности приостановлено до <дата>г. Козловой Е.А. разъяснено, что на основании п. 1 ст. 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Из материалов дела усматривается, что решением Раменского городского суда от <дата> за Козловой Е.А. признано право собственности на ряд нежилых помещений, в числе которых и помещение <номер> общей площадью <...> по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу <дата> (л.д.21-24).

<дата>г. Козловой Е.А. подано заявление о приостановлении государственной регистрации прав ввиду необходимости получения решения суда и предоставления его в регистрирующий орган.

<дата>г. Козлова Е.А. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о предоставлении дополнительных документов о возобновлении регистрационных действий, предоставив вступившее в законную силу решение суда от <дата>. по делу <номер>, заявление о государственном кадастровом учете, технический план помещения. Уведомлением государственного регистратора Управления Росреестра по Московской области Милованова В.Н. от <дата> <номер> Козловой Е.А. отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с условным номером <номер> по адресу: <адрес>, пом. 4, документы на который были представлены с заявлением <дата>г. <номер>.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

На основании пункта 5 части 2, части 3 статьи 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.

Согласно части 7 статьи 1 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

При этом в соответствии с частями 4, 5 статьи 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Как следует из части 10 статьи 40 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок. Кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляется на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Как установлено судом и не оспорено административным истцом, объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет.

В части 4 статьи 14 Закона о регистрации перечислены случаи, когда возможно провести государственную регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета, а именно:

1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;

2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 настоящей статьи;

3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);

4) переходом права на объект недвижимости;

5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

Поскольку обращение административного истца с заявлением о государственной регистрации права собственности не подпадает ни под одно из оснований, указанных в части 4 статьи 14 Закона о регистрации, соответственно государственный кадастровый учет должен проводиться одновременно с государственной регистрацией прав (часть 3 статьи 14 Закона о регистрации).

В соответствии с пунктом 5 части 1, частью 2 статьи 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Суд, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы регистрирующего органа о невозможности осуществления государственной регистрации права при отсутствии объекта недвижимости на государственном кадастровом учете, не противоречит положениям Закона о регистрации.

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 5 пункта 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.

Доводы представителя административного истца о том, что Козлова Е.А. обращалась в последующем с заявлением о государственном кадастровом учете спорного объекта, не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку Козлова Е.А., обращаясь с заявлением о государственной регистрации права на объект, одновременно не обратилась с заявлением о государственном кадастром учете такого объекта.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска, поскольку оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права принято с соблюдением положений Закона о регистрации и права административного истца не нарушает.

Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Козловой Е. А. о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации от <дата> <номер> государственного регистратора Управления Росреестра по Московской области Милованова В.Н. в отношении объекта недвижимости: условный <номер>, адрес – <адрес>; обязании Управление Росреестра Московской области осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Козловой Е. А. на нежилое помещение по адресу: <адрес>, взыскании расходов по уплате госпошлины в размер <...> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья:

    Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2020г.

2а-4404/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Козлова Елена Александровна
Ответчики
Управление Росреестра по Московской области
Другие
Временный управляющий Кряжев Дмитрий Сергеевич
ООО "Синара"
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Бессмертнова Е.А.
Дело на сайте суда
ramenskoe.mo.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация административного искового заявления
02.07.2020Передача материалов судье
02.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2020Судебное заседание
12.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
09.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2021Дело оформлено
25.02.2021Дело передано в архив
27.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее