Решение по делу № 2-1375/2020 от 19.02.2020

Дело № 2-1375/2020                         14 мая 2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Поздеевой Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Костяевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василевской Т. А., Василевского С. А., Василевской А. С., Минкиной Е. А., Минкиной М. А., Сумарокова В. Д. к Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

истцы обратились в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что Василевская Т.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г.Архангельск, <адрес>. В настоящее время в данном жилом помещении зарегистрировано 6 человек. Заключением межведомственной комиссии <адрес> по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания. Просит обязать Администрацию Муниципального образования «Город Архангельск» предоставить ей на состав семьи из 6 человек отдельное благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта в черте г.Архангельска, общей площадью не менее 47,7 кв.м. по договору социального найма.

В судебном заседании представитель истца Василевской Т.А. Корнышев А.В., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации МО «Город Архангельск» Кудрявцева Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, так как нарушится очередность предоставления жилых помещений другим нуждающимся гражданам.

Истцы в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что правообладателем жилого помещения по адресу: г.Архангельск, <адрес> является муниципальное образование «Город Архангельск».

По договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Город Архангельск» (наймодатель) передала Василевской Т.А. во владение и пользование находящееся в муниципальной собственности жилое помещение в виде отдельной квартиры, состоящее из двух комнат по адресу: г.Архангельск, <адрес>.

В жилое помещение совместно с нанимателем вселены Василевский С.А., Василевская А.С., Минкина Е.А., Минкина М.А., Сумароков В.Д.

Заключением межведомственной комиссии <адрес> по адресу: г. Архангельск, <адрес> признан непригодным для проживания.

Свидетельством малоимущей семьи от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Минкина Е.А. и члены ее семьи Василевская Т.А., Минкина М.А., Сумароков В.Д. признаны малоимущими в целях принятия на учет и предоставления им жилого помещения по договору социального найма. Свидетельство действительно по ДД.ММ.ГГГГ

Истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, номер общего учета 17247, по списку внеочередного предоставления - 1209.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со ст. 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Законом Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 01 июля 2016 г. №441-27-ОЗ установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях).

Как указано выше, истец признана малоимущей, состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, занимаемое им жилое помещение непригодно для проживания. При указанных обстоятельствах имеются законные основания для понуждения органа местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение аналогичное ранее занимаемому во внеочередном порядке.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст. 86-89 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При этом согласно ст. 89 ЖК РФ при предоставлении жилого помещения взамен непригодного жилого помещения в качестве одного из критериев равнозначности жилого помещения предусмотрено соответствие общей площади предоставляемой отдельной квартиры по отношению к ранее занимаемой отдельной квартире независимо от количества комнат.

Как следует из материалов дела, в настоящее время истец и члены ее семьи проживают на условиях договора социального найма в отдельной двухкомнатной квартире в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу.

Данный договор истцом не оспаривался и изменения в него не вносились.

Соответственно, препятствий для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение, равнозначное занимаемому, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 47,7 кв.м. у суда не имеется. Поскольку при переселении из аварийного жилого фонда производится фактическая замена жилого помещения непригодного для проживания на благоустроенное жилое помещение с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, то при предоставлении жилого помещения жилищные условия истца и членов ее семьи не должны быть ухудшены в результате предоставления комнат в коммунальной квартире вместо отдельной благоустроенной квартиры.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование истца о предоставлении во внеочередном порядке равнозначного жилого помещения взамен занимаемого в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, подлежат удовлетворению.

В силу положений ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Ч. 1 ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать государственную пошлину в сумме 300 рублей: 100 рублей в пользу Василевской Т.А., 100 рублей в пользу Василевского С.А., 100 рублей в пользу Минкиной Е.А.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

иск Василевской Т. А., Василевского С. А., Василевской А. С., Минкиной Е. А., Минкиной М. А., Сумарокова В. Д. к Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения, взыскании судебных расходов - удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования «Город Архангельск» предоставить Василевской Т. А. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из шести человек, включая Василевского С. А., Василевскую А. С., Минкину Е. А., Минкину М. А., Сумарокова В. Д., общей площадью не менее 47,7 кв.м., в виде отдельной квартиры со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта в черте г.Архангельска.

Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Василевской Т. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.

Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Минкиной Е. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.

Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Василевского С. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Ю.М. Поздеева

2-1375/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Василевская Татьяна Анатольевна
Минкина Елена Александровна
Василевский Сергей Александрович
Информация скрыта
Ответчики
Администрация МО "Город Архангельск"
Другие
МУ МО "Информационно-расчетный центр"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Поздеева Ю.М.
Дело на сайте суда
oktsud.arh.sudrf.ru
19.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее