Решение
Именем Российской Федерации
г. Хилок «27» апреля 2018 год
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клейнос С.А.,
при секретаре Элли Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Хилокского района в защиту интересов Ростовецкого Александра Григорьевича к Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» Забайкальская дирекция по энергообеспечению о признании незаконным действия по электрообеспечению по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета потребленной электроэнергии, к Энергосбытовой компании ЗМРО открытого акционерного общества «Читаэнергосбыт» о признании незаконным акта ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, о признании незаконным действий по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии, о возложении обязанности произвести перерасчет
установил:
И.о. прокурора Хилокского района Суворова В.С., действуя в защиту интересов Ростовецкого А.Г., обратилась в суд с иском. В обоснование указала, прокуратурой района по обращению о незаконном выставлении гражданам, проживающим по адресу: <данные изъяты> счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, проведена проверка и установлено, прибор учета - KNUM-2023, заводской номер 116756,индивидуальный номер пломб 01276040, установленный в доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, допущен в эксплуатацию на основании акта от 18 марта 2013 года комиссией в составе: представителя сетевой организации электромеханика ЭЭЛ-6 ЗабДЭ <Л> представителя потребителей ООО «ЖКХ Могзон» <Д>., без представителя гарантирующего поставщика ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт».
Акт подписан представителем сетевой организации электромехаником ЭЭЛ-6 ЗабДЭ <Л> и представителем потребителей директором ООО «ЖКХ Могзон» <Д> Собственники помещений в многоквартирном доме по указанному адресу с директором ООО «ЖКХ Могзон» <Д> договор на оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем или управления многоквартирным домом не заключали, правом представлять интересы жильцов, не наделяли. Собственниками способ управления домом не избирался, из акта следует, что собственники дома участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию не участвовали. Считает, что определение задолженности за ОДН со стороны ОАО «Читаэнергосбыт» на основании показаний прибора учета, допущенного ОАО Забайкальской дирекцией энергоснабжения как сетевой организацией, установившей прибор учета к эксплуатации с существенными нарушениями, является незаконным, нарушающим права Ростовецкого А.Г. Обосновывая вышеизложенным, сославшись на положения ст.157 ЖК РФ, п.п.2, 40,44 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, п.п.152,153,154 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, указав, что Ростовецкий А.Г. находится в престарелом возрасте и не может самостоятельно обратиться в суд и защищать свои права, просил суд:
признать незаконным акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии от 18 марта 2013 года, установленного в доме по адресу: <данные изъяты>;
признать незаконным действия энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии по вышеуказанному прибору учета Ростовецкому А.Г., как собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>;
обязать энергосбытовую компанию ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за общедомовые нужды Ростовецкому А.Г., как собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, по нормативам потребления, начиная с даты ввода прибора учета в эксплуатацию.
В судебном заседании помощник прокурора Никипелова исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Истец Ростовецкий А.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно.
Ответчики – АО «Читаэнергосбыт», ОАО «РЖД», в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежаще и своевременно.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из дела следует, Ростовецкий А.Г. – собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и является потребителем коммунальной услуги электроснабжения в указанном доме (л.д.6-7, 19-20).
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 261-ФЗ) до 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч.ч. 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные ст. 13 Закона № 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства). В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета (п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, далее – Основные положения № 442).
По смыслу приведенных норм, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснащать дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года. В противном случае в период с 1 июля 2012 года до 1 июля 2013 года сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организации к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений № 442, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию ОДПУ, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений № 442 предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу пункта 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Частью 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Исходя из ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Исходя из изложенного правового регулирования, при избрании в качестве способа управления управление управляющей компанией такая организация является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и, в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.
Из копии акта без номера от 18 марта 2013 года допуска прибора учета типа KNUM – 2023, заводской номер 116756 по адресу: <данные изъяты> следует, что данный акт составлен представителем сетевой организации - электромеханикомЭЭЛ-6 ЗабДЭ <Л> представителем потребителя - директором ООО «ЖКХ Могзон» <Д> Данный акт подписан представителем сетевой организации <Л>, представителем потребителя <Д>., представителем гарантирующего поставщика указана <М> подпись отсутствует.
(л.д.17-18).
Согласно справке Администрации городского поселения «Могзонское» жилой дом по <данные изъяты>, не признан аварийным, пригоден для проживания, способ управления домом не избирался ( л.д.12).
Таким образом, судом установлено,собственники помещений в многоквартирном доме по <данные изъяты> не участвовали в процедуре допуска ОДПУ в эксплуатацию. При этом суд исходит из того, что в материалах дела не имеется сведений о том, что ООО «ЖКХ Могзон» было управляющей компанией МКД, следовательно, директор общества <Д> не мог быть представителем собственников помещений МКД при допуске в эксплуатацию ОДПУ.
Сторона ответчика суду не представила доказательств, подтверждающих полномочия директора ООО «ЖКХ Могзон» <Д> действовать от имени собственников указанного многоквартирного дома.
Сторона ответчика не представила суду доказательств извещения собственников многоквартирного дома о необходимости явиться для составления акта допуска в эксплуатацию ОДПУ.
Таким образом, прибор учета типа KNUM – 2023, заводской номер 116756 по адресу: <данные изъяты> допущен к эксплуатации в качестве общедомовых прибора учета в целях расчета с потребителями18 марта 2013 года. При этом процедура допуска к эксплуатацииуказанного ОДПУ была нарушена, поскольку представители собственников помещений многоквартирного дома по названному адресу акта допуска ОДПУ не подписывали. Доказательств тому, что собственники извещались о необходимости явиться для составления акта стороной ответчика не представлено, в материалах дела таких доказательств не имеется.
Поскольку процедура допуска ОДПУ заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, такая процедура была нарушена, то акт допуска приборов учета в эксплуатацию от 18 марта 2013 года по общедомовому учету электрической энергии дома по адресу: <данные изъяты>, является незаконным. В связи с чем, прибор учета не мог использоваться АО «Читаэнергосбыт» для расчетов за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды с собственниками помещений многоквартирного <данные изъяты>.
Вместе с тем, как следует из материалов дела Ростовецкому А.Г. на основании данных ОДПУ с марта 2013 года АО «Читаэнергосбыт» производятся начисления платы за ОДН, задолженность на 01 марта 2018 года составляет 5213,23 руб. ( л.д.13-14).
Следовательно, действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за электроэнергию на общедомовые нужды Ростовецкому А.Г. являются незаконными, нарушающими его права.
Восстановить нарушенные права Ростовецкого А.Г., следует путем возложения обязанности на АО «Читаэнергосбыт» произвести расчет платы за общедомовые нужды Ростовецкому А.Г. по нормативам потребления, начиная с 18 марта 2013 года.
При таком положении исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчиков в равнодолевом порядке следует взыскать государственную пошлину, по 150,00 рублей с каждого (300,00 руб.х1/2).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ( ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ KNUM – 2023, ░░░░░░░░░ ░░░░░ 116756 ).
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ KNUM – 2023, ░░░░░░░░░ ░░░░░ 116756 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 18 ░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░», ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ 150,00 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░.
░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░