Решение по делу № 2-1315/2019 от 21.08.2019

Гр.дело №2-1315/2019

УИД 21RS0006-01-2019-001599-36       

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                   <адрес>       

                

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре Варламовой И.В.,           

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириллова Андрея Сергеевича к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных социальных норм,

установил:

Кириллов А.С. через своего представителя Маркова А.А. обратился в суд с иском к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных социальных норм ( л.д. 2-3).

Обосновывая свои исковые требования, Кириллов А.С. указал, что постановлением главы администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот. Его отец - С. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Как указывает в своем исковом заявлении Кириллов А.С., он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.

Истец Кириллов А.С., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Представитель истца - Марков А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования Кириллова А.С. поддержал по изложенным в заявлении основаниям, уточнив и дополнив, что истец с детства проживал в жилом доме <адрес> который в настоящее время имеет нумерацию . После смерти родителей в ДД.ММ.ГГГГ году Кириллов А.С. был определен в <данные изъяты>. После окончания <данные изъяты> классов школы-интерната Кириллов А.С. поступил учиться в <данные изъяты>, после этого он учился в <данные изъяты>. В настоящее время Кириллов А.С. проживает у своей бабушки Л. по адресу: <адрес> работает по вахтовому методу за пределами Чувашской Республики.

Ответчик - представитель администрации Канашского района Чувашской Республики Тургенева Е.В. иск Кириллова А.С. не признала, пояснив, что постановлением главы администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащее обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденном главой администрации Канашского района, Кириллов А.С. числится под номером . В соответствии с п.2.6 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 2006 года №223, специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в специализированных жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года №292 «Об утверждении Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждена форма, по которой осуществляется формирование списка. Основными показателями для формирования такого списка являются данные о том, когда у лица возникло право на обеспечение жилым помещением и дата принятия решения о включении в список (признания нуждающимся в жилом помещении). Кроме того, порядок формирования списка лиц названной категории регламентируется статьей 23.2 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений». Пунктом 1 части 10 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с частью 5 статьи 19Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При отсутствии соответствующего финансирования у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья лицам названной категории не имеется. Поэтому жилое помещение истицу будет предоставлено в соответствии с его очередностью в списке лиц названной категории граждан. Предоставление жилого помещения Кириллову А.С., который находится в названном списке не в числе первых, нарушает права других лиц, обладающих аналогичным правом и принятых на учет для получения жилья ранее, чем истец. Между тем, по смыслу ст.10 ГК РФ не могут быть защищены права одного лица за счет нарушения прав других. Следовательно, в иске Кириллова А.С. следует отказать.

3-и лица на стороне ответчика - представитель Министерства финансов Чувашской Республики и представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Выслушав объяснение представителя истца - Маркова А.А., представителя ответчика - Тургеневой Е.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 109.1Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального законаот 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзацы второй и третий пункта 1).

Согласно пункту 3 статьи 8приведенного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма пункт 7).

Аналогичные положения предусмотрены и статьей 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений».

Частью 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42      «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Кириллов А.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 52).

Из указанной копии записи акта о рождении следует, что его отцом является Кириллов С.К., матерью - Кириллова А.А.

ДД.ММ.ГГГГ С. умер, что подтверждается копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.50), ДД.ММ.ГГГГ умерла А., что подтверждается копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 51).

Следовательно, в соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кириллов А.С. относился к категории детей-сирот, а затем - к категории лиц из числа-детей-сирот.

Постановлением главы администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях как ребенок-сирота ( л.д.76, оборот).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утвержденном главой администрации Канашского района, Кириллов А.С. числится под номером что подтверждается сообщением главы администрации Канашского района ( л.д.75).

Кириллов А.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой ( л.д. 72), выпиской из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 31).

Истец Кириллов А.С. является собственником жилого дома <адрес>, что подтверждается копией его заявления нотариусу о принятии наследства ( л.д. 38), выпиской из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 31), выпиской из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.83), справкой администрации Малокибечского сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.44).

Между тем, заключением межведомственной комиссии администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , основанном на акте обследования помещения, названный дом признан непригодным для проживания; межведомственной комиссией рекомендовано произвести снос жилого дома во избежание обрушения его конструкций ( л.д. 79 оборот- 80, 82).

Следовательно, Кириллов А.С. является нуждающимся в жилых помещениях.

ДД.ММ.ГГГГ Кириллову А.С. исполнилось <данные изъяты> лет. Однако благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений последнему не предоставлено.

Доводы представителя ответчика о том, что Кириллов А.С. находится в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не в числе первых, а внеочередное предоставление жилья истице повлечет за собой нарушение прав других лиц названной категории являются несостоятельными, поскольку исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства с момента включения Кириллова А.С. в вышеуказанный список и достижения ею совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения.

Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных является наличие следующих фактов: нуждаемость лиц названной категории в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает планирование числа лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и призвано обеспечить жилыми помещениями лиц названной категории незамедлительно по мере наступления основания для представления жилья, а не с целью формирования очередности в обеспечении жильем исходя из времени включения в такой список.

При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в жилье, и времени принятия их на такой учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств.

Следовательно, названным решением суда права иных лиц вышеуказанной категории, состоящих в списке для обеспечения специализированным жилым помещением, не нарушаются.

Ссылка представителя ответчика на положение пункта 2.6 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 2006 года №223, предусматривающего предоставление специализированных жилых помещений в порядке очередности, является несостоятельной, поскольку названный Порядок определяет порядок предоставления гражданам служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях, жилых помещений маневренного фонда, жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан, жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, отнесенных к специализированному жилищному фонду Чувашской Республики, за исключением жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых в соответствии со статьей 23.1Закона( пункт 1.1 Порядка).

Ссылка представителя ответчика на отсутствие финансирования обязательств по предоставлению лицам названной категории жилых помещений не может являться основанием для отказа в иске, поскольку обеспечение жилым помещением лиц указанной категории не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия финансирования на эти цели.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск Кириллова А.С. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

       Иск Кириллова Андрея Сергеевича удовлетворить.

       Обязать администрацию Канашского района Чувашской Республики предоставить Кириллову Андрею Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.

       Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                        Т.В. Иванова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1315/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кириллов Андрей Сергеевич
Ответчики
Администрация Канашского района Чувашской Республики
Другие
Министерство финансов Чувашской Республики
Марков Алексей Алексеевич
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020Дело оформлено
23.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее