Дело № 2- 309/2024
УИД - 05RS0019-01-2024-000453-64
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2024 года г.Кизляр, РД
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Францевой О.В., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании, в <адрес>, гражданское дело по иску Администрации городского округа «<адрес>» к ФИО3 о признании объекта недвижимости самовольной постройкой, его сносе и встречному иску ФИО3 к Администрации городского округа «<адрес>» о признании права собственности на самовольную постройку,
установил:
Администрация городского округа «<адрес>» обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обосновании указав, что в соответствии со ст.8 Градостроительного Кодекса РФ, ст.72 Земельного Кодекса РФ, пунктом 20 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских округов относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно ст.55.32 ГК РФ Орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы.
На основании задания на проведение в рамках муниципального земельного контроля выездного обследования был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 05:43:000359:49 по адресу <адрес>.
В результате проведенного осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 05:43:000359:49, принадлежащем на праве собственности ответчику. без разрешительных документов проведены работы по созданию 3-х этажного здания размерами 19,5 (13,0х0,6х14,3)м. х 20.6 м. (14,3х0,5х13,0)м.
При этом, ранее ФИО2 выдавалось разрешение на строительство двух этажного здания, однако объект возведен не в установленных параметрах.
Пункт 1 ст.222 ГК РФ устанавливает, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществляющее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой.
На основании изложенного истец просит суд признать возведенный трех этажное здание размерами 19,5 х 20,6 м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:43:000359:49, по адресу: <адрес> самовольной постройкой и обязать ответчика снести указанное самовольное строение.
Представитель истца – Администрации ГО «<адрес>» ФИО5 исковые требования в суде поддержал, дав аналогичные поданному иску пояснения.
Представитель ответчика ФИО6 исковые требования Администрации ГО «<адрес>» не признал, в обоснование встречных исковых требований о признании за ФИО3 права собственности на 3-х этажное нежилое здание общей площадью 1507,5 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:43:000359:49, по адресу: РД, <адрес> ЗУ1 указал, что согласно выписке из ЕГРН ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:43:000359:49, общей площади 780 кв.м., с видом разрешенного использования для торговых сервисных нужд, по адресу <адрес> ЗУ1. На данном земельном участке истцом (ответчиком) возведено 3-х этажное нежилое помещение, общей площадью 1507,5 кв.м. Ранее, предыдущему собственнику земельного участка выдавалось разрешение на строительство 2-х этажного здания с техническим чердаком по индивидуальному проекту. По данному разрешению, предыдущие собственники земли начали строительство данного объекта.
Истец ( ответчик) фактически после приобретения земельного участка завершил данное строительство. Согласно ч. 21 ст. 51 ГрК РФ Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи. Однако, ФИО3 фактически возвел 3-х этажное здание, тем самым вышел за параметры разрешения на строительство. То, что нужно получать дополнительное разрешение на возведение 3-го этажа ФИО3 не знал и при возведении здания действовал добросовестно. Согласно п.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Как следует из ст. 219 ГК РФ право собственности на здание, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом, в том числе, путем признания права. Согласно п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допустившее строительство на нем данного объекта; если постройка соответствует установленным требованиям, то есть параметрам, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам постройки, предусмотренным законом;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц ми не создает угрозу жизни и здоровья граждан. Обращает внимание суда на то обстоятельство, что возведенный истцом( ответчиком) объект соответствует целевому назначению земельного участка. Данный объект возведён на земельном участке, принадлежащий на праве собственности ФИО3, что подтверждается актуальной выпиской из ЕГРН. Согласно п.3 ст. 222 ГК РФ, допускается возможность признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке, что позволяет исключить необоснованный снос постройки, отвечающей установленным требованиям.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему:
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ контроль за планировкой и застройкой территорий муниципальных образований возложен на органы местного самоуправления. С учетом данной компетенции орган местного самоуправления вправе принять решение, в котором он может изложить собственную оценку возведенного объекта в качестве самовольной постройки и предложить лицу, виновному в строительстве или изменении архитектурного облика объекта, осуществить за свой счет снос самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
В случае отказа от добровольного исполнения решения органа местного самоуправления о сносе движимых и недвижимых объектов лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, в силу п.2 ст.62 ЗК РФ может быть принуждено к сносу незаконно возведенных строений только на основании решения суда.
Пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ установил, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Как усматривается из протокола осмотра проведенного ведущим специалистом отдела архитектуры и градостроительства Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, заключения по результатам проведенного выездного обследования в рамках муниципального земельного контроля, а также разрешения на строительство объекта № от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке с кадастровым номером 05:43:000359:49, площадью 780 кв.м, по адресу <адрес> ЗУ1, с видом разрешенного использования «для торгово-сервисных нужд» согласно выписке из ЕГРН, принадлежащего на праве собственности ФИО3, ответчиком произведены работы по строительству трех этажного здания размерами 19,3 х 20,6 м, тогда как ранее ФИО2, бывшему собственнику земельного участка, выдавалось разрешение на строительство двух этажного торгового здания.
Данные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют об отклонении параметров от разрешенного строительства и фактического возведения самовольной постройки.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий и контроль за использованием земель на территории муниципального образования «<адрес>».
Судом установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером 05:43:00359:49, расположенного по адресу: РД, <адрес> ЗУ1, является ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которым на данном земельном участке возведено трех этажное нежилое строение, площадью 1507,5 кв.м.
Видом разрешенного использования земельного участка, на котором ответчиком осуществлено строительство, согласно выписке из ЕГРН является «Торгово-сервисные нужды».
В силу ч.3 ст.222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу п.43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в отсутствие со стороны истца очевидных признаков явного и намеренного недобросовестного поведения.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если единственным признаком самовольной постройки является отсутствие необходимых в силу закона согласований, разрешений, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, принимало надлежащие меры. При установлении факта недобросовестного поведения застройщика, создавшего самовольную постройку (например, в случае, если такое лицо обращалось за выдачей разрешения на строительство лишь для вида, действуя в обход закона), суд вправе отказать в признании права собственности на самовольную постройку (статья 10 ГК РФ).
Из положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ и правовых подходов к ее применению, содержащихся в указанном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Поскольку устранение последствий нарушения должно соответствовать самому нарушению и не приводить к причинению несоразмерных убытков, снос объекта самовольного строительства является крайней мерой ответственности, отсутствие разрешения на строительство как единственное основание для сноса не может бесспорно свидетельствовать о невозможности сохранения постройки.
Указанная в статье 222 ГК РФ санкция применяется с учетом характера допущенных нарушений, а сама статья направлена на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
Снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско- правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.
Согласно заключению проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной по определению суда в ООО «Центр судебных экспертиз», объект недвижимости – трех этажное нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:43:000359:49 по адресу: РД, <адрес> ЗУ1, соответствует требованиям градостроительных, строительных норм и правил пожарной безопасности и не несет угрозу жизни и здоровью граждан.
Сведений о том, что возведенное ответчиком строение находится не в пределах принадлежащего ему земельного участка, материалы дела не содержит.
Суд не находит оснований усомниться в результатах проведенной судебной экспертизы, поскольку ее выводы имеют однозначное толкование и не вводят в заблуждение, в связи с чем суд, считает заключение соответствующим требованиям относимости (ст.59 ГПК РФ) и допустимости (ст.60 ГПК РФ).
Снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков, то незначительное нарушение действующих норм и правил, как единственное основание для сноса спорных построек, не может, бесспорно, свидетельствовать о невозможности сохранения самовольной постройки в том виде, в каком оно возведено, при установленных по делу обстоятельствах.
Таким образом, суд считает возможным сохранение возведенного ФИО3 строения, несмотря на отклонение его от параметров выданного разрешения на строительство и усматривает основания для признания за ним права собственности на него.
Исковые требования Администрации ГО «<адрес>», ввиду изложенного, подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа «<адрес>» к ФИО3 о признании объекта недвижимости – трех этажного нежилого здания, расположенного по адресу: РД, <адрес> ЗУ1 самовольной постройкой и его сносе отказать, удовлетворив встречные исковые требования ФИО3
Признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии 8221 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес>) право собственности на 3-х этажное нежилое здание общей площадью 1 507,5 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:43:000359:49, по адресу: РД, <адрес> ЗУ1.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности за ФИО3 на указанный объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения, через Кизлярский городской суд Республики Дагестан.
Судья Францева О.В.