Решение по делу № 03а-23/2016 от 11.01.2016

Дело № 03а-23/16 Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2016 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,

при секретаре Цаповой Т.Е.,

с участием представителя административного истца Лисовского А.В. Евдокимовой Е.Е.,

представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Зобенковой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лисовского А.В. к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

Лисовский А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Учреждение) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения производственной деятельности, общей площадью 5164 кв. м., расположенного по адресу: <...>, на земельном участке находится здание, автотранспортная база, <...>. Установленная по состоянию на 01 января 2012 года кадастровая стоимость указанного участка в размере <...> рублей <...> копеек значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на ту же дату в размере <...> рублей отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 18 декабря 2015 года № 68/12/2015з.у., выполненным оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Инвенцен», и подтвержденным экспертным заключением эксперта Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 7248/2015 от 24 декабря 2015 года. Поскольку установленная кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер взимаемого с него земельного налога, считает, что его права нарушены, в связи с чем, ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, равной <...> рублей.

Определением суда от 29 января 2016 года КУМИ Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области освобожден от участия в деле в качестве заинтересованного лица, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Боровичского муниципального района Новгородской области (далее Администрация района).

Определением суда от 25 февраля 2016 года с согласия представителя административного истца Лисовского А.В. Евдокимовой Е.Е. произведена замена ненадлежащего административного ответчика Учреждения надлежащими Департаментом, Управлением Росреестра по Новгородской области, Учреждение освобождено от участия в деле в качестве административного ответчика и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В судебное заседание административный истец Лисовский А.В., представители административных ответчиков Департамента, Управления Росреестра по Новгородской области, представитель заинтересованного лица Администрации района не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, Лисовский А.В., представитель Администрации района о причинах неявки суду не сообщили, представители Департамента, Управления Росреестра по Новгородской области просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Представитель административного истца Лисовского А.В. Евдокимова Е.Е. в судебном заседании административный иск поддержала по указанным выше мотивам.

Представитель заинтересованного лица Учреждения Зобенкова И.Е. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь в объяснениях на обстоятельства, изложенные в письменных объяснениях на административный иск.

Представители административных ответчиков Департамента, Управления Росреестра по Новгородской области в представленных в суд письменных возражениях относительно административного иска административный иск не признали, разрешение вопроса об обоснованности исковых требований отнесли на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает административное исковое заявление Лисовского А.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон № 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4).

Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Таким образом, учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона; под рыночной стоимостью объекта оценки для целей настоящего Закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 (далее Правила).

Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее Роснедвижимость) и его территориальными органами.

Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В силу положений абзаца 2 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).

В соответствии с абзацами 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что Лисовскому А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, находящийся по адресу <...>, на земельном участке расположено здание, автотранспортная база, <...>, с кадастровым номером <...>, общей площадью 5164 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения производственной деятельности.

Право собственности Лисовского А.В. на данный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новгородской области утверждены постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», опубликованным в газете «Новгородские ведомости» от 14 августа 2013 года № 7 (4143).

Указанная государственная кадастровая оценка осуществлялась в отношении земельных участков, сформированных по состоянию на 01 января 2012 года.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, составленному Учреждением 02 декабря 2015 года, указанный выше земельный участок поставлен на кадастровый учет 28 февраля 2003 года.

Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года утверждена вышеназванным постановлением Департамента (приложение № 1 к постановлению от 01 августа 2013 года № 3) в размере <...> рублей <...> копеек.

Между тем, как следует из отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 18 декабря 2015 года № 68/12/2015з.у., выполненного оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Инвенцен», рыночная стоимость указанного земельного участка на ту же дату – 01 января 2012 года составляет <...> рублей, что значительно ниже установленной его кадастровой стоимости.

Согласно положительному экспертному заключению эксперта экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 7248/2015 от 24 декабря 2015 года указанный отчет соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, ССО РОО 2010, заданию на оценку, сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объекта оценки можно признать обоснованными.

Лисовский А.В. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше земельного участка не обращался.

Выводы оценщика в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц не оспаривались, признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку отчет составлен специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного выше объекта недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии кадастровой стоимости названного выше земельного участка его действительной рыночной стоимости, чем затрагиваются права Лисовского А.В., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных им требований, а потому кадастровая стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года подлежит установлению в размере его рыночной, определенной вышеназванным отчетом.

При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной будет являться внесение органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи Лисовским А.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать дату его обращения в суд 30 декабря 2015 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Лисовского А.В. к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 5164 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения производственной деятельности, находящегося по адресу: <...>, на земельном участке расположено здание, автотранспортная база, <...>, по состоянию на 01 января 2012 года в размере рыночной, равном <...> рублей.

Датой подачи Лисовским А.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать дату обращения в суд 30 декабря 2015 года.

Решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 15 марта 2016 года.

Председательствующий Л.В.Макарова

03а-23/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лисовский Алексей Витальевич
Ответчики
Департамент имущественных отношений
Суд
Новгородский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
11.01.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.01.2016[Адм.] Передача материалов судье
11.01.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.01.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.01.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
25.02.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2016[Адм.] Судебное заседание
10.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее