УИД 11RS0001-01-2020-014987-76 № 5-4312/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 декабря 2020 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Леконцев А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Харьковой ФИО1, ... не работающей, имеющей одного иждивенца, сведения о трудоустройстве отсутствуют,
УСТАНОВИЛ
Должностным лицом УМВД России по г. Сыктывкар в отношении Харьковой Э.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ.
Согласно протокола об административном правонарушении, ** ** ** в 23 час. 45 мин. Харькова Э.В. находилась в магазине «Алтын» ТРЦ «<данные изъяты>» по адресу: ... без средств индивидуальной защиты (маска и иные подобные средства), чем нарушила правила поведения, установленные пунктом 20.5 Указа Главы РК от 15.03.2020 №16 «О введении режима повышенной готовности» (с внесенными изменениями), изданного во исполнение Постановления Главного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19 и Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
При рассмотрении дела Харькова Э.В. виновность в совершении административного правонарушения не признала, указав, что ** ** ** в магазине хотела приобрети продукты, однако ей их не продали из-за отсутствия маски. Она вызвала полицию. Впоследствии ей звонил участковый уполномоченный, пригласи для дачи объяснений на ** ** **, в этот день вечером около 18-19 час. с нее было взято объяснение. Затем сотрудник полиции ей пояснил, чтобы она никуда не уходила, так как он будет составлять на нее протокол. Поскольку ее пригласили для дачи объяснений и вопрос о составлении протокола даже не поднимался она об этом сказала участковому и ушла. Участковый уполномоченный ей пояснил, что все равно составит. Копию протокола она не получала.
Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Согласно ст. 25.1 ч. 1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Частями 3, 4 названной нормы предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Частью 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ определено, что в случае неявки физического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если лицо извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Части 5, 6 ст. 28.2 КоАП РФ содержат положение о том, что протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, для составления протокола об административном правонарушении в отношении физического лица необходимо соблюдение как прав такого лица на личное участие в его составлении, так и предоставление возможности такому физическому лицу ознакомиться с протоколом, представить письменные пояснения, пользоваться юридической помощью защитника.
Вместе с тем, такой порядок должностным лицом административного органа соблюден не был.
В материалах дела имеется письменное объяснение Харьковой Э.В. от ** ** ** по событию, имевшему ** ** ** в 23 час 45 мин. в магазине «Алтын ТЦ «<данные изъяты>».
От этого же числа имеется протокол об административном правонарушении СР №668904 в отношении Харьковой Э.В. по ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ, где в местах подписи лица в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении должностным лицом УМВД указано «отказ».
При рассмотрении дела беру за основу пояснения Харьковой Э.В., данные при рассмотрении настоящего дела, сведений об опровержении ее позиции материалы дела не содержат. Также отсутствуют доказательства приглашения Харьковой Э.В. к должностному лицу УМВД на ** ** ** для составления протокола.
При данных обстоятельствах, составление протокола об административном правонарушении в отношении физического лица в отсутствии такого лица не отвечает признакам законности.
Кроме этого, лицо не могло отказаться от подписи о разъяснении ей прав, от дачи объяснений, об ознакомлении с протоколом, поскольку при составлении такого протокола Харькова Э.В. не присутствовала.
В силу положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ в отношении Харьковой ФИО2 прекратить, на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления
Судья А.П. Леконцев