Дело № 2-210/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П.г.т. Каа-Хем 08 мая 2019 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Лопсан В.К.,
при секретаре Салчак Э.В.,с участием представителя истца Д., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М. к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва о признании расчета цены земельного участка незаконным,
УСТАНОВИЛ:
М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва (далее – Ответчик, Администрация) о признании ответа по расчету цены земельного участка, произведенного выкупа земельного участка незаконным и возложении обязанности произвести надлежащий расчет цены земельного участка, указав в обоснование иска на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Администрация пгт. Каа-Хем дало ответ, что расчет стоимости цены выкупа земельного участка будет определен в соответствии с п. 2 Порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, приобретаемых без проведения торгов, если иное не установлено федеральными законами, то есть в размере его кадастровой стоимости. Считает данный ответ незаконным и необоснованным. В настоящее время действует договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и поэтому расчет цены выкупа земельного участка должен производиться по формуле указанной в п. 3 Постановления Правительства Республики Тыва с применением ставки земельного налога в размере 0,3%. Кадастровая стоимость земельного участка равно <данные изъяты> рублей. Ответ администрации незаконен, так как право аренды на земельный участок возник до выкупа в собственность. Администрацией пгт. Каа-Хем не учтено, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, имеется определение о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения, ответчик взыскал за аренду земельного участка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей. Права и законные интересы нарушены тем, что Администрацией пгт. Каа-Хем произведен неверный расчет цены земельного участка при заключении договора купли-продажи исходя из 100% кадастровой стоимости земельного участка. Просит признать ответ администрации пагт. Каа-Хем Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ по расчету оплаты цены при выкупе земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. незаконным. Обязать Администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского района произвести расчет цены земельного участка с применением ставки земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости по формуле: цена выкупа = кадастровая стоимость земельного участка * ставку земельного налога * коэффициент кратности ставки земельного налога, равный 10.
В судебном заседании представитель истца Д. полностью поддержала исковое заявление по указанным в нем основаниям.
Истец М. и представитель Администрации п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещенными о времени и месте слушания дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Статья 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает орган местного самоуправления при наличия заявления о предоставлении земельного участка без торгов принять в зависимости от наличия такого права следующие решения: в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов следует, что земельный участок истца, с кадастровым номером № по адресу: <адрес> был передан ему с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства на основании договора о предоставлении земельного участка на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и Администрацией пгт. Каа-Хем на основании ст. 39.18 ЗК РФ и информационного сообщения, опубликованного в газете «Вести Кызылского кожууна» от ДД.ММ.ГГГГ № (№).
На основании данного договора истцом в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности на жилой дом, о чем имеется запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный договор аренды земельного участка под жилым домом истца ответчиком не оспариваются.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка под жилым домом истца определена в размере 198974,64 руб.
Из ответа Администрации пгт. Каа-Хем следует, что сумма платежа за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> составляет 100% от его кадастровой стоимости.
Согласно п. 2 порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, приобретаемых без проведения торгов, если иное не установлено федеральными законами (в редакции от 22.04.2016 года) (далее Порядок) цена на земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком. При этом цена земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость, установленную на момент обращения заявителя, или иного размера цены земельного участка, если он установлен федеральным законодательством.
Согласно п.3 Порядка указан перечень случаев, когда цена земельного участка определяется по указанной истцом формуле при заключении договора купли-продажи: а) с собственниками зданий, сооружений, помещений, за исключением случаев, когда права аренды, пользования, владения земельным участком ими не оформлены в соответствии с законодательством; б) гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан; в) гражданами для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, за исключением случаев, когда такие земельные участки были предоставлены в аренду на аукционе с 1 марта 2015 г. либо в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации; г) крестьянским (фермерским) хозяйством или сельскохозяйственной организацией в случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Конституционным законом Республики Тыва от 24 ноября 2004 г. N 886-ФЗ "О земле".
Согласно п.4 Порядка с 1 июля 2016 года при заключении договора купли-продажи земельного участка с собственниками зданий, сооружений, помещений, расположенных на таких земельных участках, и права аренды, пользования, владения ими не оформлены в соответствии с законодательством, цена земельного участка определяется на дату подачи заявления о выкупе земельного участка в зависимости от даты государственной регистрации права собственности на такие здания, сооружения, помещения в размере 30 процентов кадастровой стоимости приобретаемого земельного участка при его выкупе в срок до 3 лет.
Согласно подпункту «а» п. 6 Порядка цена земельного участка рассчитывается по состоянию на дату поступления в орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, заявления собственника зданий, сооружений, помещений о предоставлении земельного участка в собственность.
Суд приходит к выводу, что на дату подачи истцом заявления о заключении договора купли-продажи земельного участка действовал договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 39.18 ЗК РФ от 25.10.2011 №136-ФЗ и информационного сообщения, опубликованного в газете «Вести Кызылского кожууна» от ДД.ММ.ГГГГ № (№), данный договор не оспорен и не расторгнут, следовательно, истец утратил право на выкуп земельного участка по п. 3 вышеуказанного порядка.
С учетом изложенного и материалов дела, действия ответчика по установлению выкупной цены в размере, определенном п.2 постановления Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, приобретаемых без проведения торгов, если иное не предусмотрено федеральными законами», не могут быть признаны неправомерными и несоответствующими требованиям действующего земельного законодательства.
Истец не предоставил доказательств того, что выкупная цена земельного участка может быть рассчитана в ином порядке, а именно в соответствии с п. 3 вышеуказанного Порядка.
Довод истца о том, что цена выкупа земельного участка должна была определяться с учетом того, что им было подано обращение ДД.ММ.ГГГГ году об утверждении схемы расположения земельного участка и имеется определение о прекращении производства в связи с утверждением мирового соглашения, не может быть принят во внимание, поскольку из смысла пп. 2 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ следует, что цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности определяется при заключении договора купли-продажи.
Таким образом, необходимо в удовлетворении иска М. к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва о признании расчета цены земельного участка незаконным, обязании применить иной порядок расчета, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования М. к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва о признании расчета цены земельного участка незаконным, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2019 года (с учетом выходных дней).
Председательствующий Лопсан В.К.