РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2022 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куклина Ф.С., при секретаре Неграшевой Л.Н., с участием старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Тэмьского сельского поселения о возложении обязанности принять меры к прохождению диспансеризации муниципальными служащими,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц указал, что прокуратурой района в рамках проверки исполнения законодательства о муниципальной службе в деятельности администрации Тэмьского сельского поселения выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе. Администрацией Тэмьского сельского поселения в нарушение требований закона не организована работа по прохождению муниципальными служащими ежегодной диспансеризации, в личных делах муниципальных служащих отсутствуют заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению. Нарушение порядка и сроков прохождения диспансеризации муниципальных служащих влечет за собой не выявление заболеваний, препятствующих прохождению муниципальной службы, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, реализация которых связана с надлежащим исполнением должностных обязанностей указанных служащих.
Просит суд обязать администрацию Тэмьского сельского поселения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к прохождению диспансеризации муниципальными служащими администрации Тэмьского сельского поселения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.
Ответчик - администрация Тэмьского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом; глава администрации Тэмьского сельского поселения – Сорокин Ю.В., действующий на основании прав по должности, представил заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие, указав, что исковые требования признает.
Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В соответствии с ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н.
Согласно п. 3 Порядка, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика».
В соответствии с п. 4 Порядка, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований.
Согласно п. 5 Порядка, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
В соответствии с п. 17 Порядка, медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма № 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
Таким образом, законодательством обязанности по организации, финансированию и проведению ежегодной диспансеризации муниципальных служащих органов местного самоуправления возложены на представителя нанимателя муниципальных служащих, т.е. на руководителей органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Братского района Иркутской области **.**.**** принято решение о проведении проверки исполнения администрацией Тэмьского сельского поселения законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции и о порядке рассмотрения обращений граждан.
В период с **.**.**** по **.**.**** прокуратурой Братского района Иркутской области проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной службе администрацией Тэмьского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что администрацией Тэмьского сельского поселения не организована работа по проведению диспансеризации муниципальных служащих.
В судебном заседании установлено, что сведений о том, что муниципальные служащие администрации Тэмьского сельского поселения прошли диспансеризацию, материалы дела не содержат и ответчиком дополнительно не представлены.
Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н, муниципальные служащие администрации Тэмьского сельского поселения не проходят ежегодно диспансеризацию и не имеют соответствующих заключений о состоянии здоровья.
Следовательно, администрацией Тэмьского сельского поселения не принимаются соответствующие меры для обеспечения своевременного ежегодного прохождения муниципальными служащими администрации диспансеризации.
При этом суд учитывает, что, неисполнение администрацией Тэмьского сельского поселения, возложенных законом обязанностей по обеспечению прохождения диспансеризации муниципальных служащих, не позволяет своевременно выявить наличие у муниципальных служащих заболеваний, препятствующих как поступлению на муниципальную службу, так и ее прохождению, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, реализация которых связана с надлежащим исполнением должностных обязанностей указанных служащих.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц
об обязании администрации Тэмьского сельского поселения принять меры к прохождению диспансеризации муниципальными служащими администрации Тэмьского сельского поселения законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить ответчику - принять меры к прохождению диспансеризации муниципальными служащими администрации Тэмьского сельского поселения, а также значимость прохождения муниципальными служащими диспансеризации на предмет выявления наличия у муниципальных служащих заболеваний, препятствующих как поступлению на муниципальную службу, так и ее прохождению, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором - в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Тэмьского сельского поселения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к прохождению диспансеризации муниципальными служащими администрации Тэмьского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ф.С. Куклин
Мотивированное решение изготовлено 14.06.2022.