Решение по делу № 2а-1042/2018 от 20.07.2018

Дело № 2а-1042/2018                      

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Медведево         03 августа 2018 года

    

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Светлаковой Е.В.,

с участием представителя административного истца Сарычевой Е.А., представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Сенькинское сельское поселение» <данные изъяты> Магомедовой А.А., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Перминова М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Наумова А.Л. к администрации муниципального образования «Сенькинское сельское поселение» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

Наумов А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Сенькинское сельское поселение» в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ... а также возложить на административного ответчика обязанность по выдаче Наумову А.Л. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

В обоснование административного иска указано, что Наумов А.Л. <...> года приобрел земельный участок по адресу: ..., на основании договора купли-продажи, с разрешенным видом использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. <...> года административным ответчиком подготовлен градостроительный план земельного участка, где указано место допустимого размещения объекта, однако в выдаче разрешения на строительство администрацией отказано, так как земельный участок находится в зоне садоводств и дачных участков. Полагает, что выдача разрешения на строительство жилого дома с учетом разрешенного вида использования земельного участка – ведение личного подсобного хозяйства, не повлечет за собой изменение правового режима земельного участка, а отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает конституционные права истца, гарантируемые Конституцией РФ и является препятствием в реализации прав как собственника земельного участка.

В судебное заседание административный истец Наумов А.Л. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель административного истца Сарычева Е.А. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Сенькинское сельское поселение» Магомедова А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, полагает, что отказ администрации в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома Наумову А.Л. соответствует требованиям закона.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Перминов М.Ю. в судебном заседании поддержал позицию административного ответчика. Суду пояснил, что инфраструктура территории, на которой расположен земельный участок административного истца не позволяет использовать земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещены.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Наумов А.Л. на основании договора купли-продажи от <...> года и соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности от <...> года № ..., является собственником земельного участка с кадастровым номером № ..., расположенного по адресу: ...

Заявитель обратился в администрацию муниципального образования «Сенькинское сельское поселение» с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по указанному выше адресу.

В ответ на данное обращение администрацией муниципального образования «Сенькинское сельское поселение» отказано в выдаче разрешения на строительство на том основании, что в соответствии с п. 2 Градостроительного плана земельного участка № ... от <...> года земельный участок административного истца находится в зоне садоводств и дачных участков. Строительство индивидуального жилого дома в данной территориальной зоне не допускается.

Не согласившись с отказом администрации муниципального образования «Сенькинское сельское поселение» в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, Наумов А.Л. обратился в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Как установлено в ч. 11 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны с видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Согласно пунктам 1 и 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе, возможности сочетать в пределах одной территориальной зоны различные виды существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Пунктами 2, 3, 4 ч. 2 ст. 36 ГрК РФ также установлено, что при установлении градостроительных регламентов должны учитываться: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональные зоны и характеристики их планируемого развития, определенные документами территориального планирования муниципальных образований; виды территориальных зон.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункты 1, 2, 3 части 1 статьи 37 ГрК РФ).

Градостроительный план земельного участка в силу ГрК РФ не является документом, разрешающим строительство каких-либо объектов на данных земельных участках.

В материалы дела представлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № ..., составленный по состоянию на <...> года, в котором указано, что градостроительный регламент земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Сенькинское сельское поселение», утвержденных Решением Собрания депутатов от <...> года № ...; земельный участок расположен в территориальной зоне № ... – зона садоводства и дачных участков; основные виды разрешенного использования: садовые и дачные дома. Отдельно стоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью 1-3 эт. с придомовыми участками относится к условно разрешенному виду использования.

В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами: 5) зоны жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

В силу частей 1, 2 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном ст. 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Согласно ч.3 ст.5.1 ГрК РФ участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

В силу частей 8, 9, 10 ст. 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных в ч. 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

Таким образом, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.

Из материалов дела следует, что общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на строительство индивидуального жилого дома Наумовым А.Л. на земельном участке, расположенном в территориальной зоне садоводств и дачных участков № ... (условно разрешенный вид использования земельного участка), не проводились.

Следовательно, администрация муниципального образования «Сенькинское сельское поселение» правомерно пришла к выводу о том, что строительство индивидуального жилого дома на земельном участке административного истца на основании обращения о выдаче разрешения на строительство не допускается.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований у административного ответчика для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома административному истцу, так как последним не была соблюдена процедура получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Довод стороны административного истца о том, что администрацией муниципального образования «Сенькинское сельское поселение» нарушаются его конституционные права не правомерна, поскольку административный ответчик не лишает Наумова А.Л. права на получение разрешения на условно разрешенный вид использования в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ, и в последующем права на получение разрешения на строительство в установленном законом порядке. Сами по себе нормативные положения, предусматривающие обязанность соблюдения как исполнителем, так и органом местного самоуправления градостроительных регламентов, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя.

На основании вышеизложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного иска Наумова А.Л. к администрации муниципального образования «Сенькинское сельское поселение» в полном объеме.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить решение административного ответчика на момент рассмотрения административного дела не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Наумова А.Л. к администрации муниципального образования «Сенькинское сельское поселение» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                         Л.Н. Иванова

В окончательной форме решение суда составлено 08 августа 2018 года.

2а-1042/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Наумов Анатолий Леонидович
Наумов А.Л.
Ответчики
администрация МО "Сенькинское сельское поселение" Медведевского района РМЭ
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район"
администрация муниципального образования "Медведевский муниципальный район"
Суд
Медведевский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
medvedevsky.mari.sudrf.ru
20.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
23.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2018[Адм.] Судебное заседание
08.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.05.2020Регистрация административного искового заявления
01.05.2020Передача материалов судье
01.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.05.2020Дело оформлено
01.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее